Образовательная программа "Ступеньки обучения грамоте"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В основе образовательной программы «Ступеньки обучения грамоте» лежит утверждение Л.Н. Толстого: «Грамота у всех народов это умение читать, считать, писать»[1]. В соответствии с этим высказыванием была сформулирована цель программы – формирование у дошкольников первоначальных навыков счета, чтения, письма, необходимых для успешного обучения в школе, посредством основного вида детской деятельности – игры.

Вопрос о необходимости подготовки детей к обучению в школе в последнее время стал очень актуальным. Все чаще взрослые задаются вопросами: «Надо ли готовить детей к школе? Нужно ли учить их читать, считать и даже писать?»
Школьные учителя долгое время повторяли за учеными: «Надо развивать, а читать, считать, и тем более писать – школа научит». Но постепенно и они все чаще стали заявлять, что программа начальных классов сложна и объемна, ребенку, не владеющему первоначальными навыками грамоты, осваивать ее курс порой очень трудно. Кроме того, в школе достаточно жесткий «учебный план» по обучению группы детей, который нельзя изменить в течение года, поэтому лучше, если будущие первоклассники придут в школу «подготовленными»[2]. В этом случае они легче впишутся в процесс обучения, им будет комфортнее на новой ступени образования.
Родители же дошкольников давно уяснили: успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний, да и вся его дальнейшая «школьная карьера» во многом зависит от дошкольной подготовки.
При утвердительном ответе на вопрос о необходимости дошкольной подготовки, необходимо задаться следующими вопросами: с какого возраста и как следует начинать подготовку к школьному обучению?
По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения [3]. Практический опыт педагогов центра интенсивного развития «Маленький принц» также показывает, что оптимальный возраст для начала обучения грамоте – 4-5 лет. Вместе с тем они отмечают, что во многих случаях возрастную планку можно снижать и до 3-х лет [4]. Известный педагог Б.П. Никитин заявлял: «Обучение грамоте с 2-х лет обязательно, потому что необыкновенно развивает ребенка».[5] Американский детский врач Г. Доман заявлял: «Год, а то и несколько месяцев – вот наилучшее время для начала процесса обучения, особенно если вы хотите затратить на этот процесс как можно меньше времени и сил».[6]
Несмотря на расхождение во мнениях о сроке начала целенаправленного обучения, все выше перечисленные авторы единодушны в вопросе о том, как следует учить детей. Самое главное – создать для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Потом, используя различные приемы, надо, чтобы это желание не погасло от первых же трудностей, а превратилось вволю к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Нельзя учить детей из-под палки, заставлять их делать то, что они не хотят. Надо предоставить (создать) им возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха.
Таким образом: учебный материал должен преподноситься доступно, дети должны учиться с удовольствием, а значит и успешно. Достичь этой триады (доступно – с удовольствием – успешно) помогает основной метод проведения занятий по обучению грамоте, соответствующий основному виду детской деятельности – игра.
Образовательная программа «Ступеньки обучения грамоте» разработана для детей дошкольного возраста, посещающих ГБОУДО ДТДМ, и реализуется в рамках социально-педагогической направленности.
Цель программы, как было отмечено выше, – формирование у дошкольников первоначальных навыков счета, чтения, письма, необходимых для успешного обучения в школе, посредством основного вида детской деятельности – игры.
По своей структуре и содержанию данная программа является комплексной. Она содержит два крупных раздела:
1-й раздел – Математические ступеньки;

2-й раздел – Ступеньки обучения чтению

Обучение дошкольников письму не выделяется в самостоятельный отдел, а интегрировано входит во все содержание программы.
Общими задачами программы являются:

  • развитие у дошкольников математических представлений, воспитание положительного отношения к математике как к учебному предмету;
  • формирование начальных понятий о языке, литературе, привитие любви к чтению, книге;
  • развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Задачи программы конкретизируются в соответствующих разделах: Приложение 1.

Реализация в процессе обучения данных образовательных задач тесно связана с осуществлением и воспитательных задач, которые ставятся педагогом, работающим с дошкольниками, в ходе всего процесса обучения. К таким задачам относятся:

  • адаптация дошкольников в детском объединении;
  • усвоение правил поведения в коллективе (доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимодействию и сотрудничеству, совместный поиск и решение возникающих проблем);
  • формирование мотивации к обучению;
  • формирование начальных навыков оценки и самооценки, самостоятельности суждений;
  • развитие любознательности и пр.

Образовательная программа «Ступеньки обучения грамоте» предназначена для детей 3,5 – 6,5 лет и реализуется в течение трех лет.

Форма занятий – групповая.

Наполняемость группы, продолжительность занятий и периодичность проведения занятий представлены в таблице: Приложение 2.

Обучение детей по программе осуществляется на основе следующих принципов:

  • реализация обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (по Л.Занкову), что создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей (смысл этого важного принципа базируется на учении Л.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: работа строится с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает раскрыть полнее и ярче его потенциальные возможности);
  • личностно-ориентированного подхода (учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыта его собственной жизнедеятельности, индивидуальных возможностей);
  • систематичности, последовательности, доступности и наглядности обучения.

Основным методом обучения (т.е. реализации содержания образовательной программы «Ступеньки обучения грамоте») являются специально подобранные игры, в процессе проведения которых широко используются и другие методы обучения – словесный, наглядный, проблемно-поисковый, а также метод практических заданий, что способствует развитию и подготовке к дальнейшему обучению в школе

При составлении программы «Ступеньки обучения грамоте» обучения грамоте» за основу была взята типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду». Она была модернизирована и дополнена играми и методическими пособиями: математические пирамиды, логические блоки Дьенеша, счетные цветные палочки Кюизенера, геометрические конструкторы: сфинкс, колумбово яйцо, вьетнамская игра, волшебный квадрат, волшебный круг, танграм, кубики Зайцева, дополни слог до слова, анаграммы,кроссворды и компьютерные игры.

Прогнозируемые результаты обучения по образовательной программе «Ступеньки обучения грамоте» представлены в таблице: Приложение 3

Формы подведения итогов работы: основным способом подведения образовательных итогов является контрольные задания, которые предлагаются детям для выполнения в конце учебного года. Оценка результатов работы детей производится в соответствии с таблицами критериев результатов обучения, которые приводятся в Приложении 6.

Успешность реализации описанных выше воспитательных задач определяется педагогом в течение всего учебного года посредством наблюдения за обучающимися в процессе занятий (насколько дети активны на занятиях, как они выполняют текущие задания, как сотрудничают со сверстниками), а также психологом в процессе специально организованных тестирований.

Новизна программы:

1. Нетрадиционное построение занятий:

все занятия, проводимые по образовательной программе «Ступеньки обучения грамоте» являются интегрирующими, т.к. на них в тесном единстве реализуются 3 направления работы (обучение чтению, письму и математике); это позволяет педагогу осуществлять межпредметные связи, добиваясь более прочного усвоения обучающими учебного материала.

2. Тематика занятий:

тематика занятий раздела «Ступеньки обучения чтению» отличается от традиционной, широко распространенной в работе с дошкольниками; это обусловлено авторской позицией, определяющей наиболее оптимальную последовательность работы, которая обеспечивают формирование у всех обучающихся первоначальных навыков чтения и письма.

3. Приоритетное направление работы на занятиях – развитие мелкой моторики детей:
работе по развитию мелкой моторики у обучающихся уделяется повышенное внимание, т.к. данная деятельность помогает педагогу получать запланированные программой образовательные результаты, а именно:

– полноценное развитие речи детей (известно влияние мелкой моторики, в частности, на формирование правильного звукопроизношения);
– подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв и цифр;
– формирование и развитие пространственных представлений.

Учебно-тематический план См. Приложение 4

Содержание программы См. Приложение 5

Методическое обеспечение занятий

Как было сказано в Пояснительной записке, образовательная программа «Ступеньки обучения грамоте» является комплексной, состоящей из двух крупных разделов.

Усваивая знания и умения из раздела «Математические ступеньки», дети знакомятся с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, количеством и счетом.

При изучении раздела «Ступеньки обучения чтению» у детей совершенствуется звуковая сторона речи, формируется фонематический слух. Они овладевают азами чтения, постепенно вводятся в мир научной терминологии, знакомясь с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и т.д.

Кроме этого, дошкольники на протяжении всего обучения готовятся к овладению навыками написания цифр и прописных букв. Несмотря на то, что обучение письму в программе не представлено самостоятельным разделом, значение работы по формированию тонкой моторики рук чрезвычайно велико. Известно, например, что уровень развития руки и тесно связанной с ней зрительно-двигательной координации является одним из основных критериев сформированности познавательной сферы ребенка[7].Также не секрет, что «благодаря» несформированности зрительно-двигательной координации у школьников очень часто возникают разнообразные нарушения письма и чтения:

  • нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв и цифр, их расположения на строке);
  • «зеркальное письмо» (неправильное пространственного расположения отдельных элементов буквы или цифры);
  • повторное считывание одной и той же строчки при чтении, пропуск строчки или считывание выше расположенной строчки вместо нижней и т.д.

Исходя из чрезвычайной важности, работа по обучению дошкольников письму проникает буквально через все содержание программы. Она включается в каждое занятие и проводится в разнообразных формах (в форме пальчиковых физкультминуток, различных заданий по штриховке, шнуровке, выкладывания счетного материал, букв разрезной азбуки и т.д.). Продолжительность работы по развитию тонкой моторики рук на одном занятии зависит от возраста детей, сложности задания и в среднем составляет от 2-х до 5 минут.

Каждый из 2-х представленных в данной образовательной программе разделов имеет свою специфику занятий. Так, например, особенностью планирования занятий по разделу «Ступеньки обучения чтению» является связь работы по обучению чтению с традиционной программой по родному языку. Это означает, что на занятиях отрабатываются не только те дидактические единицы, которые представлены в разделе «Содержание программы», но и материал, который необходим для формирования у дошкольников полноценной речи: у детей расширяется словарный запас (как пассивный, так и активный), совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь; обязательно идет работа по ознакомлению с художественной литературой (дошкольники слушают и пересказывают сказки, рассказы, заучивают стихотворения и пр.) и т.д. Весь материал, включаемый в занятия, тематически взаимосвязан и направлен на решение основных задач, которые являются ступеньками, помогающими дошкольникам овладевать непростым процессом – чтением.

Несмотря на описанные отличия, представленные в программе разделы одинаковы по своей структуре. Раздел «Содержание программы» показывает, что программа выстроена концентрически, т.е. на протяжении всех трех лет обучения и математике, и чтению детьми изучаются одни и те же темы. Это не означает, что дошкольники из года в год изучают одни и те же понятия. Обучение строится на постепенном расширении границ темы на основе повторения ранее пройденного материала. Дети начинают изучение темы с простейших конкретных понятий, основанных на наглядном материале (1-й год обучения), а затем постепенно переходят на новый, более сложный уровень.

Методы и формы проведения занятий

Как было сказано в Пояснительной записке, основная форма проведения занятий – групповая. Для усвоения программы педагогом организуются специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, проблемно – поисковый, метод практических заданий.

Для того чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся ритмические физкультминутки, для которых используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно – моторной координации.

Сделать занятие более эффективным и оживленным помогают и технические средства обучения: аудиокассеты, видеоматериалы, развивающие компьютерные программы.

На каждом занятии 2-го раздела проводится речевая разминка, которая включает различные дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные упражнения.

В занятия включаются несложные задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма. Как было сказано выше, произвольные движения пальцев рук развиваются и во время физкультминуток.

При проведении занятий должен реализовываться принцип личностно-ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, но при этом педагог должен обеспечить ребенку успешность продвижения. Для этого на занятиях широко используются рабочие тетради, в которые включен материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.

Условия реализациипрограммы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы парты, соответствующие росту детей, доска на магнитной основе с набором магнитных букв и цифр.

Часть площади пола должна быть свободна от мебели для подвижных игр.

Для эффективной организации и проведения работы по данной образовательной программе в кабинете желательно иметь:

  • Доски и маркеры для белой доски на каждого ученика
  • Образцы написания букв и цифр
  • Раздаточный счетный материал, наборы геометрических фигур на каждого ученика
  • Демонстрационный и раздаточный иллюстративный материал
  • Художественная литература для детей дошкольного возраста
  • Игровизор и карточки обратной связи на каждого ребенка
  • Аудио магнитофон, аудио записи
  • Видеомагнитофон, видеокассеты с познавательными записями
  • Компьютер, компьютерные развивающие и обучающие игры

Дидактические пособия

  1. «Азбука подвижная» учебно-наглядное пособие для занятий в школе и в детском саду, ОАО «природоведение и школа», г. Москва
  2. Видеокассеты:
    • Азбука – малышка, ТО «Маски»,2004,Украина
    • Арифметика-малышка, ТО «Маски», 2004, Украина
  3. Алифанова Е,А, задания и игровые упражнения при работе с демонстрационным материалом, М., «Книголюб», 2005.
  4. Геометрические тела учебно-наглядное пособие ЗАОр «МД НП « Красная звезда» Россия Удмуртия.
  5. Игра малышка «Цифры» ЗАО «Степ Пазл» Москва, И,Д,Дрофа
  6. Игра малышка «Чей малыш?» ЗАО «Степ Пазл» Москва, И.Д.Дрофа
  7. Кубики «Азбука профессий» ООО «Дрофа-Медиа»
  8. Кубики Зайцева пособие по обучению чтению, НОУДО «Методики Н,Зайцева» С-П.
  9. Компьютерные игры:
    • Учим буквы и цифры – 5 обучающих навыкам счета и чтения игр, ЗАО «Новый Диск» М.,
    • Азбука 1 и2, «Как мышонок читать учился», ООО «Бизнессофт, Россия,
    • Учимся считать, сборник игр, развивающих математические навыки, ЗАО «Новый Диск» М.,
    • Учимся мыслить логически, сборник игр на сообразительность, ЗАО «Новый Диск» М.,
  10. Логико малыш комплекты карточек с планшетом М., И.Д. «Зимородок»
  11. Логические блоки Дьенеша, ООО «Корвет»,Россия, С-П
  12. Мои первые пазлы М., из-во АСТ
  13. Нищева Н,В,«Играйка» игры для развития речи, «Детство-Пресс», С-П,2004
  14. «Словарные слова»-обучающая игра,ЗАО «Степ Пазл» Москва, И.Д.Дрофа
  15. Серия «Мировые головоломки» ООО «ОКСВА», С-П.
  16. Учись считать раздаточный материал ЗАОр «МД НП « Красная звезда» Россия Удмуртия.
  17. Цветные счетные палочки Кюизенера ООО «Корвет», Россия, С-П
  18. «Цифры» развивающая игра М., ЗАО «Степ Пазл» И.Д, «Дрофа»
  19. «Читаем сами» игра ,ОАО «Радуга» 2002 г., ТГ «Фантазия» Россия, г.Киров

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 1997.
  2. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких. – М.: Школа-Пресс, 1997.
  3. .Венгер Л.А., Мухина С.В. Психология. – М., 1988.
  4. Федин С.Н., Федина О.В. Как научить ребенка читать. – М.: Рольф, 1999.
  5. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – СПб.: Лань, 1997
  6. Доман Г. и Д. Как научить ребенка читать. – М.: Аквариум, 1998.
  7. Ломова Н.В., Куколевская Г.И. Математика. Система развиващих упражнений. – М.: УЦ «Перспектива», 1996.
  8. Алдошина Н. и др. Уроки русской грамоты. – В.: Ступени знаний, 2002.
  9. Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л. и др. Тестовые задания для детей. – К.:КОГУП «Кировская областная типография»,2005.
  10. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников. Сценарии по развитию математических представлений. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2002.
  11. Колесникова Е.В. Программа. От звука к букве. – М: Ювента, 2003.
  12. Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте. – М: ФНМЦ Занкова, 1996.
  13. Новотворцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
  14. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2000.
  15. СанПин 2.4.1.1249-03.
  16. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! /С-П: Акцидент, 1997

Рекомендуемая литература для закрепления пройденного в домашних условиях

  1. Бунеев Р.Н. и др. По дороге к Азбуке. В 4-х частях. – М: «Баласс», 2002.
  2. Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (2 части). – С-П.: Детство пресс, 2001.
  3. Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Я считаю до 10. Я считаю до 20. – М: ООО ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь. – М: Ювента, 2002.
  5. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2002.
  6. Петерсон Л.Г. и др. Игралочка, в 2 частях. – М.: ООО «Баласс»,1998.
  7. Петерсон Л.Г. и др. Раз – ступенька, два – ступенька, в 2 частях. – М.: ООО «Баласс»,1998.
  8. Федины О.и С. Как научить ребенка читать. – М.: Айрис-пресс, Рольф, 2001.
  9. Филиппова С.Н. и др. Шаг за шагом. 4 части (подготовка к письму). – М.: ВШМФ «Авангард», 1998.