Урок литературного чтения. Уроки слушания. В.Сутеев "Мешок яблок". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель. Создание условий для поддержания интереса к книге и чтению.

Задачи:

  • Расширять читательский опыт детей.
  • Формировать навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений.
  • Формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости.
  • Учить характеризовать героев (выделять признаки).
  • Учить выражать свое отношение к положительным, отрицательным героям.
  • Учить выборочному чтению.
  • Развивать речь учащихся.
  • Учить правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему.

Учебный материал:

  • учебник “Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия” Л.А. Ефросинина;
  • рабочая тетрадь по литературному чтению. “ Уроки слушания для учащихся 1 класса” Л.А. Ефросинина;
  • аудиозапись сказки В.Сутеева “Мешок яблок”;
  • выставка книг В.Сутеева

Оборудование:

  • презентация к уроку PowerPoint,
  • альбомный лист, цветные карандаши для оформления моделирования обложки.

Ход урока

I Организационный момент. (Слайд1)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

II. Речевая разминка:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

- Произнести скороговорку с разной интонацией: радости, удивления, грусти...

- Произнести, увеличивая темп чтения.

III Актуализация знаний учащихся (Слайд2)

- Вот наш Зайка. (Выходит ученик в маске зайца).

- Ребята, отгадайте, из каких произведений эти отрывки? (Учащиеся показывают инсценированные отрывки произведений)

1. Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

До дома далеко — идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

(“Палочка-выручалочка”)

2. Зашёл как-то Медведь к зайцу в огород и спрашивает:

- Как дела Косой?

- Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

- А хороша морковка-то?

- Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

- Мне, пожалуй, тоже морковки нужно - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму...

(“Дядя Миша”)

- А кто помнит автора этих замечательных произведений?

- Да, ребята, это произведения Владимира Григорьевича Сутеева. (Слайд 3)

- Что вы знаете о В. Сутееве?

- Владимир Григорьевич Сутеев родился и жил в Москве. Он писал для детей рассказы и сказки, сам рисовал к ним иллюстрации. (Слайд 4) Он был и писатель, и иллюстратор. В. Сутеев оформил несколько книг К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, С.Я. Маршака. А.Л.Барто, Дж. Родари и др. (Слайд 5). А еще Владимир Сутеев был режиссером и сценаристом, снял фильмы и большое количество мультфильмов, работал на киностудии “Союзмультфильм” (Слайд 6).

- Вспомните, какие еще сказки он написал? (выставка книг). С некоторыми сказками вы уже познакомились, а другие еще не читали.

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого автора.

V. Слушание сказки В.Сутеева “Мешок яблок” в аудиозаписи. (Слайд 7).

VI. Беседа на основе первичного восприятия текста

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

- О ком сказка? Кто главный герой?

- Зачем заяц отправился в лес? (Искал грибы-ягоды для зайчат)

- Что нашёл заяц в лесу? (Яблоню)

- Сколько яблок он набрал?

- Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку: радости, грусти, переживание?

- В какой момент вы переживали?

VII. Моделирование обложки книги. (Работа ведется на индивидуальных листах и параллельно отображается на слайде презентации (Слайд 8))

- Возьмем лист бумаги.

1. Жанр  произведения.

- Ребята, как вы думаете, что вы прослушали: рассказ, сказку или стихотворение?

- Почему вы сделали такой вывод? Докажите.

- Как показать на модели, что это сказка? (Обозначить фигурой “круг”)

2. Тема.

- Подумайте, о ком эта сказка? (О Зайце, о животных)

- Как отобразить это на модели? (Ребята закрашивают круг коричневым цветом.)

3. Автор.

 - Какая же это сказка: народная или авторская?

- Докажите. Что значит “народная” (“авторская”)?

- Как по-другому называют авторские сказки? (литературные)

- Вспомните, кто написал это произведение? Запишите.

4.  Название.

- А как сказка называется? Запишите название: “Мешок яблок”

- Сравните свою работу с образцом.

Физкультминутка

VIII. Повторное чтение. (Учащиеся следят и подчеркивают слова, требующие объяснения)

IX. Работа с текстом сказки В. Сутеева. Работа в печатной тетради. Стр.59

1. Словарная работа. (Слайд 9).

- Ребята, какие слова в тексте нужно объяснить?

Оделить – дать что-нибудь, подарить.

Крынка – глиняный сосуд (горшок) для молока.

Тащить волоком – тащить, волоча по земле

Обомлел – оцепенел, потерял дар речи от неожиданности

Прийти в себя – восстановить свою способность думать, соображать, говорить

2. Беседа по содержанию сказки.

- Назовите героев сказки.

С кем же первым встретился наш герой? (С Вороной).

- Кто встретился потом? (Медведь )

- Кто еще встретился Зайцу по дороге домой? (бельчата, Еж, Коза Крот)

- Чем он их оделил? (яблоками)

- Расскажите, какие подарки принесли звери зайчатам.

3. Работа в печатной тетради.

- Найдите соответствующий рисунок в тетради и раскрасьте его. Допишите слова под рисунками.

- Что вы можете сказать о них? (Они отзывчивые, благодарные, добрые)

- А кто ничего не принес?

- Какой вы представляете Ворону? (Ворона завистливая, жадная).

4. Характеристика главного героя (Слайд 10).

- Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

- А кто главный герой сказки? (Заяц.)

- Как он себя проявлял в разных ситуациях: при встрече с бельчатами, медведем, кротом и волком? Какими качествами он обладает? (Ответы детей).

- Выберите слова для характеристики нашего героя: злой, добрый, щедрый, завистливый, отзывчивый, жадный,заботливый, смелый, находчивый.

- Заяц – положительный или отрицательный герой сказки?

- А кто противоположный герой? (Ворона, Волк) Почему?

5. Определение главной мысли сказки (Слайд 11).

Какой вопрос задает Ворона в конце сказки? Попробуйте на него ответить.

- Какова главная мысль сказки?  Чему она вас учит? (Быть добрыми, отзывчивыми.)

“За добро добром платят”

Вывод: Благодаря своей доброте, Заяц имеет много друзей. Они отблагодарили Зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.

Физкультминутка для глаз.

X. Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение. (Слайд 12).

- А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы запомнили сказку?

- Какой эпизод изображен на экране? Найдите к нему подтверждение из текста.

XI. Итог урока.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Кто ее автор?

- Можно ли назвать ее поучительной? Чему вы научились?

XII. Рефлексия (Слайд 13).

- Подумайте о том, как вы сегодня поработали.

- Ответьте на вопросы:

- Сегодня на уроке я узнал...

- Сегодня на уроке мне понравилось...

- Сегодня на уроке было трудно...