Классный час "Компьютер – враг, друг, помощник?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обсудить с учащимися, что компьютер может быть помощником, врагом и другом; сформулировать правила при работе на компьютере.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:  Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждый мог иметь у себя дома компьютер. А теперь? Теперь в каждом втором доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.
– А у вас дома работает компьютер? (Ответы детей)
– Послушайте рассказ, написанный одним из учеников нашей школы.

Мой друг компьютер

Дедушка Абдулла подарил моему папе в день рождения компьютер. Папа очень обрадовался:
– Этому другу сразу надо выделить определенную комнату.
А когда я посмотрела на него с удивлением, он сказал:
– Да, да, он будет другом всей нашей семьи, а твоим – с особенности.
Вот и установили этого друга в отдельной комнате. Папа теперь в компьютере что-то читает, мама печатает, а дед планирует, как строить дачу. Папа и меня научил работать на компьютере. Я играю с ним в разные игры, рисую, пишу стихи, занимаюсь математикой, английским, русским, башкирским языками. Мой друг умеет играть и в шахматы. С ним мне интересно, и он никогда не надоедает.
Бабушка говорит, что нельзя злоупотреблять дружбой, надо и отдохнуть друг от друга, а то будет вред для здоровья.
Поэтому я встречаюсь с компьютером один раз в день по 15 минут. Больше и нельзя, потому что у меня ещё много и других друзей по школе, по двору, по улице.

– Для каких же целей можно «заводить» дома персональный компьютер?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод: используя домашний компьютер, соответствующие программные средства и периферийные устройства, можно:

– играть в компьютерные игры;
– проводить обработку текстов при написании документов;
– обучаться иностранным языкам, изучать историю и другие предметы;
– рисовать;
– играть на «музыкальных инструментах»;
– составлять собственные программы.

В основном учащиеся используют компьютер для игр, написания рефератов, докладов. Что, в общем, хорошо отражается на учебе, следовательно, компьютер  наш помощник!
– Или враг? Когда же компьютер может стать врагом?  (Ответы детей)
Особенно вреден компьютер для здоровья детей. Даже если ваш компьютер безопасен и отвечает стандартам качества, он все-таки может причинить вред тебе.
– Какие же опасности подстерегают при работе с этой  умной машиной? (Ответы детей)

1. Компьютер работает под высоким электрическим напряжением, и поэтому при неисправной проводке возможно поражение электрическим током или возгорание монитора (если закрыты вентиляционные отверстия).
2. Опасно электромагнитное излучение  от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора и системного блока.
3. Сильная нагрузка на глаза при долговременной работе на близком расстоянии от экрана монитора приводит к ухудшению зрения.
4. Повышенный уровень шума при работе компьютера и принтеров создает дополнительную нагрузку на мозг.
5. Пониженная влажность воздуха, повышенное содержание пыли и недостаток аэроионов (легких отрицательно заряженных молекул кислорода) в помещении, где работают компьютеры, приводят к снижению иммунитета организма человека.
6. Возникают дополнительная нагрузка на позвоночник и утомление при неправильной организации рабочего места.
7. Опасны повышенные нервно-психические и эмоциональные нагрузки при работе на компьютере. Вспомните, как вы переживаете, играя в компьютерные игры.

– Что же делать, чтобы компьютер был не тайным врагом, а помощником? (Приложение 1, слайд 2: разбираем по пунктам)

В первую очередь – берегите глаза!

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1– 6.
Повторить 4—5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
Повторить 2 раза.

Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—15.

Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, сидеть нужно прямо перед ним, а не сбоку. Экран и комната должны быть освещены равномерно. Хорошо, если удастся вокруг монитора создать освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран. Настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже сделайте рассеянным. В поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к дополнительному облучению, перенапряжению глаз и мозга. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите (родителям).

"Египтянин" (Приложение 1, слайды 3, 4)

Цель – укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению:
синдрома запястного канала вытягиванию шеи вперед  дисфункции височно-нижнечелюстного сустава  грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела
синдрома верхней апертуры грудной клетки
Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

"Абра-кадабра"

Цель упражнения: усиление кровотока к ладоням;  снятие напряжения в запястьях и ладонях;  удаление продуктов распада из области запястного
канала и ладоней.
Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.
Абра-: медленно сжать ладони в кулак.
Кадабра: медленно разжать кулаки.
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

"Глядя в небо"

Цель этого упражнения – устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.
Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад глядя в небо.
Вернутся в исходное положение.

"Разговор с ладонью"

Цель упражнения:
Растягивание мышц-разгибателей запястья и пальцев (мышц, проходящих через запястный туннель и входящих в кисть руки).  Увеличение притока крови по сосудам, проходящим через запястье и ладонь.  Профилактика синдрома запястного канала.
Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.
Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.
Таким образом, если соблюдать все рекомендации, то компьютер из врага превратится в помощника человека.

5 правил безопасности  (можно распечатать и раздать детям)

Если приобрести компьютер хорошего качества – тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья – кактусы – тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

– А теперь разделимся на группы и отгадаем кроссворд (Приложение 1, слайды 5,6).

Подводим итоги групповой работы (Приложение 1, слайд 7)

Рефлексия

– Ребята, скажите, компьютер для вас друг, помощник или враг? (ответы детей).
– Какое упражнение вам больше всего понравилось?
– Я надеюсь. Что вы в повседневной жизни будете соблюдать правила, выполнять упражнения, чтобы компьютер был помощником.