Интегрированный урок (технология + математика) по теме "Процесс разработки конструкции конической юбки"

Разделы: Математика, Технология


Цели и задачи  урока:

  • Предметно-ориентированные:
    • освоение приемов расчета и построения конических  юбок;
    • совершенствование навыков самостоятельной и групповой работы  учащихся;
    • формирование навыков  выполнения сравнительного анализа  моделей юбок;
    • закрепление навыков вычисления площади геометрических фигур.
  • Личностно-ориентированные:
    • содействие развитию творческого воображения  учащихся;
    • содействие развитию навыков использования элементов  трансформации формы в  одежде;
    • вовлечение учащихся во внеурочную художественно-творческую деятельность.
  • Воспитательные:
    • формирование у учащихся навыков межличностного общения;
    • содействие формированию аккуратности в работе;
    • содействие развитию коммуникативных навыков при совместной  работе  в  группе.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: практическая работа в малых группах.

Методы проведения урока:

1. Объяснительно-иллюстрационный (беседа, инструктаж).
2. Репродуктивный (алгоритмированное обучение).
3. Проблемно-поисковый (макетирование формы юбки).
4. Практический  (самостоятельная работа по расчету площади макета).

Объект труда:

1. Чертеж юбки «солнце» и её производные.
2. Полезная площадь модели юбки.

ТСО и инструменты: компьютеризированное рабочее место, проектор, презентация темы, эталон юбки «солнце», макетная ткань, алгоритм для расчета и построения   конструкции юбки «солнце», инструменты для работы (циркуль, линейка, карандаш, ластик, лента сантиметровая, калькулятор, линейка закройщика М 1:4), манекены женские в М 1:2, ножницы.

Метод обучения: наглядный – демонстрация, практический – выполнение  заданий в малых группах.

Межпредметные  связи: геометрия, русская литература, русский язык, изо, биология.

Дидактическое обеспечение урока:

  • Пособия дидактические:
    • окружность с центром в т. О;
    • формулы определения площади окружности, квадрата, прямоугольника, ромба;
    • чертеж построения конической юбки «солнце»;
    • расчет полезной площади конической юбки «солнце»;
    • шаблон конической юбки «солнце»;
    • эскизы  конических юбок, производных от конструкции юбки  «солнце» (3эскиза)
  • Инструкционные карты – алгоритмы действий: последовательность  построения чертежа конической юбки «солнце».

Содержание урока:

1. Организационный этап (2 мин.).
2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (20 мин.).
3. Мотивация.
3. Изучение нового материала (30 мин.).
4. Закрепление новых знаний (10 мин.)
5. Постановка проблемы и поиск её  решения (20 мин.).
6.  Заключительный этап (6 мин.).
7. Рефлексия (2 мин.).

Подготовительный момент – для работы в малых группах,  группа заранее  делится на подгруппы по 4-5 человек, выбирается лидер.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:  Слайд 1 (Приложение 1) – тема урока

– Приветствие учителя технологии  и рапорт дежурного о присутствующих на уроке.
– Проверка готовности к уроку.
– Организация внимания.

Учитель технологии:  Слайд 2 (Приложение 1) – модель юбки

Любимая юбка – ведь это полдела.
Любимую юбку опять я надела.
Сидит моя юбка на мне как влитая.
И в ней я уже абсолютно другая.

С весёленькой блузкой я юбку надела,
Смотрю на себя – я теперь королева.
Конечно, красивой бываю всегда,
А в юбке любимой – я просто звезда.

Пусть нет у меня никакой ностальгии,
Но юбка такая, что раньше носили.
Любимые вещи всегда надевайте.
И с доброй улыбкой по жизни шагайте.

2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

2.1. Учитель технологии: Темой нашего урока  является    разработка конструкции конической юбки, расчет поверхностной  площади макета юбки.

2.2. Наша практическая работа будет направлена на освоение навыков расчета и построения юбки, которая представлена на манекене. Кто знает, как она называется?
Варианты ответов: «солнце», «коническая», «расклешенная».

2.3. Учитель математики:  Посмотрите на экран, какую геометрическую фигуру  напоминает конструкция юбки «солнце»? Слайд 3 (Приложение 1) – выкройка юбки в разворот
Варианты ответов: «круг», «окружность».
Сегодня мы будем применять математические знаний о круге и окружности для построения чертежей конических юбок.

2.4.   Учитель математики:  Практическая значимость математических знаний о круге и окружности  в том, что эти знания  помогут вам точно построить чертеж основы конической  юбки «солнце»  и  рассчитать  площадь поверхности юбки  и  расход ткани  на юбку.  

2.5. Учитель технологии: Итак,  целями  урока являются: освоение приемов расчета и построения конических  юбок; формирование навыков сравнительного анализа полученных форм юбок; закрепление навыков вычисления площади геометрических фигур. Слайд 4 (Приложение 1) – цели урока

Актуализация субъективного опыта школьников

2.6. Учитель технологии: Как,  по вашему мнению,  протекает процесс  создания одежды?

Варианты ответов: «рисуют модель», «снимают выкройку»,  «вырезают из ткани», «чертят» «шьют на машинке» и т. д.
Во многом вы правы, это работа, которая состоит из нескольких этапов. Давайте расположим их в правильном порядке.

Запишите с экрана:  Слайд 5 (Приложение 1)  этапы

1 этап – создание эскиза
2 этап – расчет и построение конструкции
3 этап – раскрой изделия
4 этап – процесс изготовления изделия.

2.7. На какой линии фигуры  удерживаются юбки?
Варианты ответов: « на талии», «на поясе»
Запишите: Юбки относятся к поясной одежде.

2.8. Посмотрите на экран, какие  плоские  геометрические фигуры вам напоминают линии очерчивающие  границы  юбок? Слайд 6 (Приложение 1) – модели юбок
Варианты ответов: «прямоугольник», «трапецию», «конус».
Эти линии образуют силуэт. Давайте запишем его определение.
Силуэт – это плоскостное  изображение формы одежды, её тень.
Юбки имеют прямой и конический силуэт.

2.9. Учитель математики: Назовите геометрические  фигуры,  изображенные на экране. Слайд 7 (Приложение 1)  –простые геометрические фигуры
Варианты ответа: «прямоугольник», «квадрат», «ромб», «круг», «трапеция».
Найдите соответствие между фигурой и формулой расчета её  площади.  

1) S = а2;  2) S = а · b;  3) S = πr2;  4) ;  5)

Слайд 8 (Приложение 1) – задание на соответствие (тест)

Эталон ответа: 1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 5, 5 – 1.

2.10. На экране изображена окружность. Укажите на ней радиус, диаметр, вспомните формулу для вычислении длины окружности. Слайд 9 (Приложение 1) – рис. окружности

3. Мотивация действий учащихся

Учитель математики: Если каждый из вас будет внимательным и усидчивым,  то знания и навыки,  полученные на уроке, помогут вам самостоятельно рассчитать и построить юбку конструкции «солнце» и несколько моделей на её основе.

4. Изучение нового материала

4.1.Учитель технологии: Существует два способа конструирования одежды: муляжный и расчетно-графический. Муляжный  метод используют для создания очень сложных моделей. 
Запишите: Расчетный способ конструирования предполагает расчет формы и размеров деталей, их вычерчивание, выкраивание и соединение между собой.

4.2. Учитель технологии:  Процесс конструирования состоит из следующих видов  работ (с экрана): Слайд 10 (Приложение 1) – перечень видов работ и фигура с местами измерения

1. Измерение фигуры человека – снятие мерок.
2. Расчет конструкции по формулам.
3. Построение чертежа основы.
4. Нанесение  модельных особенностей.
5. Изготовление лекал.
6. Раскрой изделия.

4.3. Учитель технологии: Сейчас, используя инструкционные карты, мы с вами рассчитаем и  построим конструкцию  юбки «солнце». Для построения запишите следующие измерения: Слайд 11 (Приложение 1) – Измерения фигуры

Ст = 32 см;  Ди = 50 см; К = 0,32

Используя инструкционную карту, выполните расчет конструкции и запишите его в тетрадь.  Слайд 12  (Приложение 1)

Таблица 1

Величины, необходимые для построения конической юбки «солнце»

Расчетная формула и участок Расчет
Коэффициент К 0,32
Радиус для построе­ния линии талии Рт = К х СТ 0,32 х 32,0  = 10,2
Радиус для построе­ния линии низа Рн  = Р т + Д и 10,2 + 50 = 60,2

(Заготовить на всех)

4.4. Учитель технологии: Построение юбки выполняем в следующем порядке:

1. Находим середину листа, ставим т. О.
2. Через  т. О  проводим линию середины переднего и заднего полотнищ юбки. Слайд 13 (Приложение 1)
3. Для построе­ния линии талии, из т.О проводим дугу радиусом Рт = ОТ = ОТ1. Слайд 14 (Приложение 1)
4. Для построе­ния линии низа, из т.О проводим дугу радиусом Рн = ОН = ОН1.  Слайд 15 (Приложение 1)

4.5. Учитель технологии: Построение выполните, пользуясь алгоритмом действий.  (Выполняют самостоятельно)

Таблица 2

Инструкционная карта – алгоритм действий

№ п\п Порядок построения чертежа конструкции юбки «солнце»

1

Находим середину листа, ставим т. О

2

Через  т. О  проводим линию середины переднего и заднего полотнищ юбки

3

Для построения линии талии, из т.О проводим дугу радиусом Рт = ОТ = ОТ1

4

Для построения линии низа, из т.О проводим дугу радиусом Рн = ОН = ОН1

Текущий инструктаж:

– Целевые обходы рабочих мест с целью проверки начала работы, навыков самостоятельной работы, навыков самоконтроля, взаимоконтроля, качества работы, приемов и навыков работы с линейкой закройщика и циркулем;  приемов выполнения работ.
– Индивидуальная работа с учащимися: оказание помощи отстающим учащимся, выдача дополнительных заданий  учащимся.

5. Закрепление новых знаний

Учитель технологии: Давайте еще раз вспомним:

5.1. Какие способы конструирования одежды существуют?
5.2. К какой одежде относятся юбки?
5.3. Как называется процесс измерения фигуры?
5.4. Какой силуэт имеет юбка «солнце»?
5.5. Какие измерения используют для построения юбки «солнце»?

Учитель математики:

5.6. Назовите формулу расчета радиуса для построения линии талии.
5.7. Назовите формулу расчета радиуса для построения линии низа.
5.8. Покажите на чертеже линию талии.
5.9. Покажите на чертеже линию низа.

6. Постановка проблемы и поиск её  решения

6.1.Учитель технологии: А сейчас мы с вами внимательно посмотрим на предлагаемые модели юбок. Чем они похожи? Слайд 16 (Приложение 1) – модели – фотографии
Варианты ответов: «юбки конические», «все расклешенные», «разный низ», «углы по низу».
Вы очень внимательны.  Главное их отличие  – разное оформление линии низа юбки.

6.2.Учитель математики: Как вы думаете, одинаковое количество ткани понадобиться купить на каждую модель?
Варианты ответов: «разное», «на одну меньше, на другую больше».
Давайте решим задачу и узнаем, сколько ткани понадобиться на каждую юбку.

6.3. Учитель математики: На столах для каждой группы лежит юбка, выкроенная из макетной ткани. Разверните её и посмотрите, какую геометрическую форму она имеет.
Варианты ответов: «круг», «ромб», «квадрат», «прямоугольник».
Каждая группа должна вычислить  площадь ткани для юбки, как площадь заштрихованной фигуры.  Запишите решение задачи.

7.  Заключительный этап

7.1. Учитель математики: Все группы справились с задачей расчета площади поверхности юбок  с различной формой низа.  Лидеры команд представьте это решение у доски .  

7.2. Учитель технологии: Посмотрите на результаты расчета.  Какой можно сделать вывод? От чего зависит расход ткани на изделие?

Слайд 16 (Приложение 1)  – повторить
Варианты ответов: «от ширины юбки внизу», «от длины юбки», «от формы низа».

7.3. Какая линия в юбках осталась без изменений?
Вариант ответов: «линия талии», «линия середины».

8. Этап рефлексии

В технике «рефлексивная мишень». Слайд 17 (Приложение 1) – мишень

Каждой   ученице предлагается мишень с секторами оценки  результатов работы. Учащиеся ставят  метки  «+» в  каждый сектор. Чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятерке, а значит выше оценка результатов урока.

Библиографический список

  1. Мультимедийная обучающая программа по профессии «Швея–закройщик–модельер»
  2. Технология. Учебник для учащихся 6 класс общеобразовательной школы В.Д. Симоненко– М.: Вентана-Графф, 2008.
  3. Технология обработки ткани: Учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/В.Н.Чернякова – М.: Просвещение, 2008.
  4. Юбки. Фасоны, стили, виды. ФОТО