Использование неречевых и речевых звуков на занятии в средней группе с общим недоразвитием речи по теме "Развитие слухового восприятия"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Коррекционно-образовательные цели: Учить различать звуки, произносить их с разной силой голоса. Учить различать слоги похожие по звучанию, выделять ударные слоги. Упражнять в употреблении прилагательных и глаголов. Обогащать и активизировать речь детей словами вьюга, снежок, снегопад, снежинка, грустное, весёлое, белая, холодная, лёгкая, возьми, падает, летит, кружится.
  • Коррекционно-развивающие цели: Развивать слуховое внимание, интонационную выразительность речи, мелкую и общую артикуляционную моторику, координацию движений. Продолжать работать над дыханием. Формировать направление воздушной струи. Упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, показывая грусть, удивление, радость.
  • Коррекционно-воспитательные цели: Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга. Создать у детей эмоционально приподнятое настроение.

Оборудование: макет домика, три гнома, снежинки на каждого ребёнка, Картинки с изображением настроений – грусти, удивления, радости. Картинка с изображением вьюги. Музыкальные инструменты барабан, трубочка, бубен. Колпачки на каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Орг. момент. Игра “Передай волшебный снежок”.

Дети передают друг другу волшебный снежок, со словами “Возьми Богдан” и т.д.

2. Логопед: - К кому мы сейчас пойдем в гости, вы узнайте, отгадав загадку:

Веселый колпачок,
А ростом он всего лишь
С ребячий башмачок,
С фонариком и с песней
Идет в лесу ночном
Не ошибешься если
Ты скажешь: - Это... (гном)

Гномы – это добрые сказочные человечки, они живут в своем доме, на лесной опушке. Грустно им жить одним в лесу. Ведь в лесу можно встретить волка и лису. Они хотят подружиться с вами и поэтому пригласили вас к себе, чтобы поиграть в разные игры. Давайте отправимся к гномам в гости, покажем какие мы хорошие и умные друзья. А дорогу нам к ним покажет сказочный снежок.

3. Ходьба под музыку.

Логопед: - Сказочный снежок катись

Дорога к гномам покажись.

4. Игра “Вьюга”

Логопед: - Подул сильный ветер, что это началось?

Кто бросает снег в лицо
Наметает на крыльцо
Кто в трубе печной забыл?
Кто ворота отварил?

Логопед показывает картинку с изображением вьюги (вьюга).

Давайте изобразим вьюгу. Посмотрите на мои губы и определите, какой звук я хочу произнести (звук У).

На что похожи губы, когда произносим звук У (на трубочку).

Будем произносить протяжно ууу... Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот.

Затем произносим звук ууу – громко, затем тихо.

А сейчас поиграем, если я подниму руку, вы будете громко произносить звук ууу. Я отпущу – вы будете тихо произносить.

А теперь произносим протяжно ууу...

Вьюга утихла. Можно идти дальше.

Снежок волшебный покатись,

Домик гномов покажись.

5. Игра “Настроение”.

Логопед: Вот и дом, в котором живут веселые и добрые гномы.

Это Бам, Бом, а это Бум. Давайте вместе назовём их по именам (Бам, Бом, Бум)

Когда гномы были одни, у них какое было настроение?

Логопед показывает картинку с изображением грустного настроения (грустное) Покажите грустное настроение.

Давайте назовем их по именам грустно. Как назовём гномов? (грустно)

Затем они увидели нас и что сделали?

Логопед показывает картинку удивление (удивились) Покажите удивление.

Назовем их с удивлением. Как назовём их? (с удивлением)

А сейчас какое настроение?

Логопед показывает картинку с веселым настроением (весёлое). Покажите весёлое настроение.

Как назовем гномов? (весело).

6. Игра “Скажи как гном”.

Логопед: Бам, Бом и Бум хотят, что бы вы повторили за ними.

Снежок волшебный ты возьми,

За гномами точно повтори.

Бам-Ба’м

Бо’м-Бом

Бум-Бу’м

7. Игра “Снежинка, какая и что делает?”

Логопед: Бам, Бом и Бум приготовили вам ..., вы сейчас догадайтесь:

“Звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала” (Снежинка).

У каждого на ладошке лежит снежинка.

Снежинка какая? (Белая, холодная, легкая, красивая, воздушная....)

Дети отвечают по одному, затем повторяют все слова.

Снежинка что делает? (Падает, летит, кружится, ложится, танцует...)

Дети отвечают по одному, затем повторяют все слова.

8. Упражнение “Снежинка”.

Логопед: Сейчас подуем на свою снежинку. На что похожи мои губы? (на трубочку)

Губы сделаем трубочкой, щёки не надуваем. Глубоко вдохнём через нос и выдохнем через рот. Подуем на свою снежинку.

Дети дуют на снежинку. (3 раза)

А теперь подуем на снежинку и отпустим её.

Много снежинок упало это снегопад.

Я задену вас снежком, и вы превратитесь в лёгкие, воздушные снежинки.

Под музыку дети кружатся в разных направлениях.

Логопед произносит:

Ой, летят снежинки
Белые пушинки.
Все снежинки закружились
И на землю опустились.

9. Музыкальная игра “Узнай, на чём играют”.

Бам, Бом и Бум музыканты. Логопед показывает музыкальные инструменты.

- На чём играет Бам? (на барабане) – На чём играет Бом? (на трубочке)

- На чём играет Бум? (на бубне)

За ширмой звучат инструменты. Дети угадывают, какой инструмент звучит и кто на нём играет.

10. Танец “Гномики”.

11. Итог.