Путешествие в город красивой речи

Разделы: Логопедия


Программное содержание.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать фонетическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость;
  • учить использовать предлоги “ЗА” и “ПОД” в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
  • учить изменять форму глаголов 1-го лица единственного числа на форму 3-го лица множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять понятия “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”;
  • совершенствовать навыки детей различать на слух гласные и согласные звуки, выделять первый и последний ударный гласный и первый согласный звук в словах, определять наличие звука в слове;
  • уметь делить слова на слоги.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей умение выслушивать вопросы логопеда до конца;

Оборудование: наглядно-дидактический материал “Дома звуков”, пособие “Протяни дорожку”, предметные картинки (дикие животные и детёныши), предметные картинки (для определения места звука в словах), карточки-схемы звуков и предлогов, звуковой кубик “Какой звук”, мяч, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о звуках, которые мы произносим. Мы умеем говорить. Звуки речи соединяются и получаются слоги, а слоги образуют слова.

Послушайте стихотворение и дополните его:

Где-то по дереву дятлы стучали (дддддддддд)
В стойле коровы мычали - (мууууууууууу)
В комнате мухи жжужали – (жжжжжжж)
Мимо машины бежали - (шшшшшшш)
Гудели от ветра все провода - (дзззззззззнь)
Капала в кухне из крана вода - (кап-кап-кап)
Перекликались в ночи поезда - (тууу-тууу- туу).

- Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А теперь давайте поговорим о звуках, которые произносит человек. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки. В нашем организме над произнесением звуков трудятся легкие, дыхательное горло, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит язык.

Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно долго и громко петь.

Если при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые мы называем согласными.

Звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Чтобы наша речь была красивой, плавной и понятной, мы должны хорошо знать и произносить все звуки речи.

2. Постановка цели занятия.

- Сегодня мы с вами отправимся в город “Красивой речи”, продолжим знакомство со звуками и вспомним всё, что мы о них знаем. Надо быть очень внимательными - в пути мы можем встретить любые трудности и должны их преодолеть. В путь.

Под музыку делаем круг по залу и останавливаемся перед макетами домов.

3. “Путешествие в город Красивой речи”.

В этом сказочном городе живут звуки. Они - невидимки, но слышать их можно. Одни звуки очень красиво поют. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Живут они вот в этом домике с красными окнами на улице Певцов. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

- Пропевание гласных звуков по схеме – артикуляции (в окошках домиков).

В другом доме поселились согласные звуки. Этот дом шире, так как согласных звуков в нашей речи больше.

На улице Громкой живут звонкие согласные звуки. Эти звуки барабанят, рычат, гогочут, воют, жужжат, звенят, мычат, долдонят, лопочут и ноют. На этой половине дома подвешен колокольчик, потому что помогает громко произносить эти звуки наш голос.

В другой половине дома поселились пыхтелки, сопелки, фырчалки, хохотушки, топотушки, шепталки, кашлюны, цедилки, чудилки и щипалки. Жильцы этой части дома – безголосые. Они живут на Тихой улице.

Почти в каждой квартире живут по два звука – брата. Один звук звучит твердо, другой – мягко.

На каждом этаже, на одной площадке живут два звука – соседа. Слева – звонкий, справа – глухой. Они имеют одну артикуляцию, но различаются отсутствием или наличием голоса.

Чтобы получился слог – часть слова, надо чтобы гласные и согласные были дружными.

Игровое упражнение “Дружные звуки”.

Соедините звук А и звук У – что получилось? (АУ)

Составить схему слогов: ПИ, БО, АТ, ИА.

- Поиграем в игру “Добавь слог”:

Я начну, а вы кончайте -
Часть любую добавляйте.
Можно “ТЫ”, а можно “ТА”:

Но..ты, мос…ты, конфе..та, моне…та, ко…ты, цве…ты, коф…та, копы…та, пас…та, теля…та.

4. В городе “Красивой речи” есть необычная поляна. Она называется поляной Дружбы. Все слова на ней дружат. Мы с вами подошли к этой поляне.

На полянке две дорожки с картинками. Надо соединить между собой картинки, начинающиеся на одинаковый звук.

Игра “Дружные слова”.

Э – эльф, эхо.

О – ослик, облако.

Б – бусы, бабочка.

П – паук, пуговицы.

У – удочка, уточка.

- Правильно справились с заданием. Смотрите, любопытные зверушки сбежались поглядеть на вас. Кого вы видите?

Мы видим волка, зайца, лису, медведя, белку.

5. Мы с вами в городе звуков. Вот и игрушки здесь звуковые. Этот кубик предлагает вам поиграть. Помогать будут звери.

Игра с звуковым кубиком: “Назовите и покажите”.

Вопросы.

  1. В названии какого животного есть звук О. (волк)
  2. Назовите первый звук в слове “Медведь”. (М / )
  3. На какой звук заканчивается слово Лиса? (А )
  4. Какое слово начинается на звук Б /? (белка)
  5. Первый звук в слове Заяц? (З)

Дети называют звук и показывают его схему на гранях кубика.

6. Пора нам ребята размяться. Предлагаю отправиться на стадион. Звери тоже с нами пойдут. Как вы думаете, кто быстрее из них прибежит на стадион? Не будем спорить. Вот каждому из вас картинка. Сделайте столько шагов, сколько слогов-частей в названии этого животного.

Игра “Слово можно прошагать”. (Уточнить, что лисица, а не лиса пришла первой.) Почему? Какое слово длиннее? Какое короче? Кто дальше? Кто ближе? Кто между? Кто впереди? Кто позади? Кто позади лисицы? Кто впереди волка? Какое слово короче? Какое слово длиннее? В каком слове меньше звуков? В каком слове больше звуков? Почему волк остался позади? Почему слово лисица впереди?

Самой сделать итог: чем больше в слове гласных, тем больше слогов.

7. Физминутка “Я  -  мы”.

Я стою, стою, стою.
Ничего не говорю.
Я бегу, бегу, бегу.
Я на месте не сижу.
Я сижу, сижу, сижу,
Я по сторонам гляжу.
Я скачу, скачу, скачу,
Куда хочу, туда скачу.
Я шагаю, я шагаю,
Руки вверх я поднимаю,
Руки вниз я опускаю.
Вот на месте я стою
Громко песни я пою:
А-О-У-Ы-Э-И.
Мы стоим, стоим, стоим,
Ничего не говорим.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не сидим.
Мы сидим, сидим, сидим,
Мы по сторонам глядим.
Мы скачем, скачем, скачем,
Куда хотим, мы скачем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки вверх мы поднимаем,
Руки вниз мы опускаем.
Вот на месте мы стоим,
Громко песни мы поем:

8. - Пока мы занимались на стадионе, наши друзья – звери спрятались. Давайте их найдем. Кто куда спрятался? Ответить помогут слова-помощники (выставить схемы предлогов). Какие это слова - помощники? “ЗА”, “ПОД”.

Игра “Прятки”. Дети по картинкам определяют какой зверь куда спрятался и располагают картинки под соответствующей схемой.

Лиса спряталась за ёлкой, волк спрятался за сугробом, заяц спрятался под кустом, белка спряталась за деревом, медведь спрятался под снегом.

- На полянке Дружбы малыши - зверята заигрались и потерялись. Поможем мамам найти своих малышей. Взрослое животное идет к своему малышу, а потом они вместе идут по цветной дорожке. Поможем им встретиться.

Игра “Кто к кому идет?” (пособие “Соедини дорожки).

Лисица идет к лисенку. Лисица и лисенок идут по розовой дорожке. Волчица идет к волчонку. Волчица и волчонок идут по синей дорожке. Медведица идет к медвежонку. Медведица и медвежонок идут по голубой дорожке. Белка идет к бельчонку. Белка и бельчонок идут по зеленой дорожке. Зайчиха идет к зайчонку. Зайчиха и зайчонок идут по желтой дорожке.

9. Следующее задание: Надо правильно составить предложение из двух слов.

Игра “Исправь ошибки”: Медведь спать (медведь спит). Волк выть (волк воет). Лиса бегать (лиса бегает). Заяц скакать (заяц скачет). Белка грызть (белка грызет).

10. Итог. Закончилось наше путешествие по городу Красивой речи.

Вы поняли, чтобы речь была понятной, четкой, громкой и приятной, надо звуки твердо знать и почаще повторять.

Какие задания были для вас самыми интересными? Какое задание было для вас трудным? Вы справились со всеми трудностями, пора возвращаться домой.

Под музыку дети выходят из зала.