Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дидактическая цель: познакомить учащихся с личностью Александра Македонского, его вкладом в мировую историю.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи урока:

  • Предметные: научить показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать об основных сражениях, извлекая информацию из учебника и документов, предложенных учителем
  • Метапредметные:
    • Личностные: дать оценку деятельности Александра Македонского как полководца и политика, показать влияние власти на личность, осознавать роль личности в истории, определять для себя вечные моральные ценности.
    • Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, планировать учебную деятельность, прогнозировать исторические события, контролировать  свою деятельность и деятельность товарища.
    • Познавательные: понимать и преобразовывать, анализировать информацию из текста, иллюстраций, карт и схем сражений, составлять рассказ  
    • Коммуникативные: уметь доказывать свою точку зрения, анализируя исторические факты, согласовывать свои действия, работая в группе, определять свой и чужой вклад в работу в команде, оценивать результативность своей работы и всей группы в целом по предложенной учителем таблице.

Методы обучения: продуктивный, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения: учебник, документы, материалы для «греческого» голосования, словарик, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Самоопределение деятельности (орг. момент) Здравствуйте. Сообщение учителя о правилах работы в группе.
На прошлом уроке мы говорили о Македонии, ее царе Филиппе, чью мечту о завоевании Персии решил осуществить его сын – Александр Македонский.
слайд 1 Итак, тема нашего урока – «Поход Александра Македонского на Восток»
Подготовка класса к работе Личностные : самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний и коррекция  знаний учащихся. слайд 2 Посмотрите, пожалуйста, на карту. Покажите территорию Македонии, которая досталась Александру в 336 году до н.э.
А вот какими станут владения Александра Македонского к 324 г до н.э. (показываю на карте)
– Какие известные государства он завоюет?

– Сколько лет ему на это понадобилось, если известно, что выступил в поход он в 334 г. до н.э.?

Показывают на карте и объясняют ее местоположение – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.

Ответы: все известные тогда государства: Египет, Вавилонское царство, Финикия, Лидия, Мидия,..
Ответы: всего 10 лет

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: показ территории по карте, счет лет в истории
Постановка учебной задачи Так предположите, какую задачу мы сегодня должны решить на уроке?
Слайд 3 И вторая задача – выяснить, как отразилась власть на характере Александра Македонского?
– Какие  вопросы мы должны рассмотреть для решения этих задач?
Ответы: как Александру Македонскому удалось завоевать полмира?

Личные качества Александра
Боеспособность армии
Полководческий талант

Регулятивные: целеполагание; планирование учебной деятельности
Коммуникативные :
формулирование проблемы
Построение проекта выхода из затруднения.
(«Открытие» детьми нового  знания)
– Правильно. Молодцы.
Для этого мы отправляемся в путешествие по следам македонской армии.
Чтобы приобрести билеты, каждой команде надо показать свои знания о жизни Александра. Продолжите фразу и сделайте вывод, какое качество характера проявил Александр в данной ситуации? В помощь вам словарик, который вы найдете на парте.
Вопрос 1 команде:
– Когда Александр сумел укротить непокорного Буцефала, что не удавалось никому, Филипп сказал: …..
Вопрос 2 команде:
– Когда Александр узнавал об очередной победе отца, он говорил своим друзьям: ….
Вопрос 3 команде:
Будучи учеником великого Аристотеля, Александр любил говорить: «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного …
Вопрос 4 команде:
В боях Александр подвергал себя множеству опасностей и получал тяжелые ранения, ибо считал, что: «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов …
Вопрос 5 команде:
Накануне выступления против Персии Александр раздал оставшееся у него имущество близким и друзьям. Один из них, удивленно спросил: «Что же ты оставляешь себе?»
Слайд 4  Подведем итоги. Вот какими качествами обладал Александр Македонский.
Давайте проголосуем по-гречески, нравится ли вам этот человек? Бросьте, пожалуйста, в чернофигурную вазу выбранные вами камни.
Вижу, у всех, в основном, белые..
 

 

 

Отвечают, используя словарик.
Ответ 1 команды: «Ищи, сын, царство по себе, Македония слишком мала для тебя»
Целеустремленность
Ответ 2 команды: «Отец завоюет все и мне не удастся совершить ничего великого и блестящего!»
Честолюбие
Ответ 3 команды:
… чем труд».
Мудрость

Ответ 4 команды:
…нет никакой опоры».
Смелость (отвага, храбрость)

Ответ 5 команды:
«Надежды»
Уверенность в себе

Голосуют, бросая камни в вазу

Познавательные: Актуализация знаний и коррекция  знаний,  установление причинно-следственных связей, расширение кругозора, использование справочных материалов,  показ на карте направлений походов, мест сражений  и территории державы Александра Македонского, рассказ об основных сражениях, извлекая информацию из учебника и документов, предложенных учителем

Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, формирование отношения к личности Александра Македонского, анализ влияния власти на личность, осознание роли личности в истории, определение  для себя вечных моральных ценностей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, принимать чужое мнение, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнение учебных действий контролировать  свою деятельность и деятельность товарища.

Слайд 5 А теперь посмотрите на рисунок и назовите (каждая команда по одному ответу) преимущество македонской армии.
Так вы заработаете маршрут путешествия – это ваши контурные карты.
Молодцы!
Ответы: длинные копья не позволяют наносить раны в ближнем бою
Конница прикрывает фланги и позволяет окружать и преследовать противника
Осадные башни и передвижные катапульты позволяют штурмовать города
Состоит из безземельных крестьян,  заинтересованых в победе
Новый способ ведения боя – удар правым, самым сильным флангом
Что ж берем с собой в поход любимую книгу Александра. ( Какую?) И отправляемся.
В путешествии каждая из команд по очереди будет нашими экскурсоводами, рассказывая ободном из эпизодов и делая выводы, отвечая на вопросы. Необходимые для этого материалы у вас на столе. На ознакомление с ними я даю вам 3 минуты.
Ответы:  «Илиада»
Слайд  6. Итак, первая остановка – на реке Граник. Вопросы 1 команде:
– Расскажите о битве у реки Граник, отметив:
– В чем состояли трудности для македонского войска?
– Как характеризует Александра Македонского его ответ Пармениону?
– Какое значение имела победа при Гранике?
Слайд 6 щелчок Дальше наш маршрут проходит через город Гордий и слово предоставляется 2 команде, а мы отмечаем Гордий на карте.Вопросы 2 команде:
– Расскажите о случившемся здесь и объясните что означает крылатое выражение «Разрубить гордиев узел»?
– Какие качества характера проявил Александр?
Слайд 6 щелчок Наша следующая остановка – близ города Исс. Отметьте это место на карте и послушайте 3 команду.Вопросы 3 команде:
– Расскажите о битве близ города Исс, отметив:
– Почему была одержана победа?
– Как и почему поступил Александр Македонский с семьей Дария?
Слайд 6 щелчок Дальше путь армии македонян проходил через Тир. Отмечаем город на контурной карте и слушаем 4 команду. Вопросы 4 команде:
– Расскажите о захвате Тира, отметив:
– Почему Александру обязательно нужно было захватить город Тир?
– В чем была трудность захвата города?
– Как македонцы преодолели эти трудности?
– Какие произошедшие изменения в характере Александра  вы заметили?
– Как характеризует Александра его ответ на письмо Дария?
Рассказ учителя: Александр отправляется в Египет. Здесь, на острове Фарос, он основывает город, который был назван в его честь – Александрия. Египтяне провозгласили его богом и Александру это понравилось.
Слайд 6 щелчок  Наша следующая остановка – Гавгамелы. Здесь в 331г. до н.э. произошла решающая битва. Отмечаем место и дату сражения на карте.Вопросы 5 команде
– Расскажите о битве, отметив:
– Какое «секретное» оружие применил Дарий?
– Как Александр справился с ним?
– Что общего в битве при Иссе и при Гавгамелах?
Рассказ учителя: Путь македонской армии лежал в Среднюю Азию. (Здесь ему было оказано сильное сопротивление), а затем в Индию, где его воины мужественно сражались с боевыми слонами. Армия устала и, наконец, в 324 г до н.э. поход закончился.
Александр сделал столицей своей державы г. Вавилон. Он стал носить корону персидских царей, передним преклоняли корону и целовали край его одежды.
Отмечают место на контурной карте. 
Отвечают на вопросы карточки.
  Слайд 7 Посмотрите на карту.
– Сколько городов, названных в честь Александра и его коня, вы насчитаете?
А ученые считают, что всего таких городов было около 70!
– О каких изменениях личности Александра говорит данный факт?
– О чем свидетельствует след. Эпизод:
«Однажды на пиру Клит ( кто это?) прочел стихи из трагедии Еврипида:
Не те прославлены, которые трудились,
А вождь один хвалу себе берет.
Не долго думая, Александр выхватил из рук одного из телохранителей копье и метнул его в Клита, который упал, обливаясь кровью.
Слайд 8
– Подведем итог. Какие качества характера появились у Александра? Можете воспользоваться помощью словарика.
Давайте проголосуем еще раз. Как теперь вы относитесь к Александру?
Положите выбранные вами камешки в краснофигурную вазу.
Спасибо. Ваше мнение изменилось?
Сделайте вывод – как отразилась власть на характере Александра?( вспомните испытания в русских сказках: вода, огонь и медные трубы. Выдержал ли Александр испытание «медными трубами» – властью?
Слайд 9
– А достоин ли он звания «великий»? Почему?
Вы правы. О великих изменениях в культуре – появлении новой цивилизации – эллинизме – мы еще поговорим на след.уроке.
 

 

Ответы:
Вспыльчивость
Жестокость
Самолюбие
Тщеславие
Мания величия

Огромные завоевания
Ни одного проигранного сражения
Победы одерживал всегда над превосходящими силами противника

 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Давайте составим отчет о нем. Заполните пропуски в предложенных документах. У вас на эту работу 3 минуты.
Теперь поменяйтесь работами. Проверьте правильность по слайду Слайд 10
Поставьте оценки по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Капитаны команд подведите итоги работы команды. По этим бланкам я потом поставлю итоговую оценку за урок.
Слайд  11  Запишите домашнее задание: написать «Воспоминания старого воина» от имени воина армии Александра Македонского.
Заполняют пропуски в тексте.
Проверяют друг у друга. Выставляют оценки.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией. контроль, оценка, коррекция
Познавательные:
Умение использовать и перерабатывать полученную информацию
Коммуникативные:  работа в команде

Приложение 1

Приложение 2