Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика

Класс: 5


Класс: 5

Продолжительность: 90 минут

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь;

Задачи:

  • создать коллективный творческий проект "История письменности";
  • способствовать формированию навыков коллективной деятельности;
  • способствовать развитию коммуникативной компетентности.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового с элементами исследовательской работы.

Педагогическая задача: создать условия для творческой реализации учащихся на уроках истории и информатики.

Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый.

Образовательная технология: проектная; информационно-коммуникационная; обучение в сотрудничестве; технология критического мышления.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся научатся:
    • искать необходимую информацию для реализации своей части коллективного проекта (страницы книги “История письменности”);
    • работать в группе по оформлению и представлению своей части коллективного проекта (страницы книги “История письменности”), развивая навыки коллективной деятельности и творческие способности;
    • формулировать свою точку зрения на основе имеющихся знаний;
  • получат возможность в рамках творческой мастерской опробовать различные способы письма.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран; рабочая тетрадь по информатике; раздаточный материал для творческой мастерской для каждой группы (деревянная рамка с натянутым шелком, имитация папирусной бумаги, береста, кусок тонкой искусственной кожи, деревянная дощечка с пластилиновым покрытием - имитация глиняной таблички, тушь, чернила, перо для письма, кисть).

Формы работы: групповая; индивидуальная.

Ключевые понятия: носитель информации; способ хранения информации; иероглиф, клинопись, пиктограмма; знаковое и алфавитное письмо.

Подготовительный этап: распределение учащихся на группы, выбор темы для создания элемента коллективного творческого проекта (страницы книги “История письменности”)

Темы:

  1. Древний Египет;
  2. Древнее Двуречье;
  3. Финикия;
  4. Древняя Индия;
  5. Древний Китай;
  6. Древняя Греция, Пергам.

Требования к оформлению проекта:

  1. Ориентация страницы (формат А2) — альбомная;
  2. Поля слева — 5 см;
  3. Название;
  4. Введение: характеристика страны, особенности письменности;
  5. Ответить на вопросы проекта в рабочей тетради по информатике и оформить на странице проекта [3: стр.136-142];
  6. Вывод;
  7. Авторы.

Критерии оценивания:

  1. Полнота и достоверность содержания;
  2. Оформление, наличие иллюстративного материала;
  3. Креативность.

План урока

Этап урока Время
Организационный момент. Постановка учащимися целей и задач урока в ходе эвристической беседы учитель истории (видеоролик “История письменности”); Приложение № 3 - слайд 2; 5 мин.
Вступительное слово: знакомство с планом урока, критериями оценок, регламентом учитель информатики; Приложение № 3 - слайд 3; 1 мин.
Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы; Приложение № 1; Приложение № 3 - слайды 4 - 22; 25 мин.
Рассказ о письменности древней Руси учитель информатики и учитель истории (видеоролик “История письменности”); Приложение № 3 - слайды 23,24;

Исследование “Тайна берестяной грамоты” учитель информатики и учитель истории; Приложение № 3 - слайды 25, 26.

5 мин.

10 мин.

Оформление коллективного творческого проекта – книги “История письменности”; Рисунок1.jpg - Рисунок8.jpg 1 мин.
Творческая мастерская “Загадочные письмена” учитель информатики и истории; Приложение № 2; Приложение № 3 - слайды 27, 28; 30 мин.
Подведение итогов урока, обобщение, домашнее задание учитель истории; Приложение № 3 - слайды 29, 30; 3 мин.
Оценивание учащихся учителя истории и информатики; 5 мин.
Рефлексия. 5 мин.

Рис. 1–8

Методическое обеспечение.

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира 5 класс, М: Просвещение, 2014
  2. Босова Л.Л. Информатика 5. Учебник. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  3. Босова Л.Л. Информатика 5. Рабочая тетрадь. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Интернет-ресурсы.

  1. Видео “Китайский иероглиф “Солнце”” http://www.youtube.com/watch?v=ylregVfe4u0&t=10
  2. Видео “История письменности” http://www.youtube.com/watch?v=s7gqAlx4Ssk&t=215
  3. История славянской письменности http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm
  4. Древнерусские берестяные грамоты http://gramoty.ru/
  5. История письменности http://ancient-east.do.am/publ/drevnij_blizhnij_vostok/74
  6. Виртуальный музей истории вычислительной техники: носители информации
  7. http://computerhistory.narod.ru/nositeli_inf.htm