Рейтинг@Mail.ru

Социально-психологический тренинг как средство развития конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (335,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так - смирись,
Умнее будь и улыбнись!
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно!
Омар Хайям

Пояснительная записка

Актуальность: конфликтность – это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный, с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент – выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему, через формирование конфликтной компетентности, является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.

Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества, на фоне позитивного овладения способами регуляции.

Важным аспектом является становление конфликтологической  компетенции непосредственно у самих учеников. Особенно важным можно считать подростковый возраст в развитии компетентности конструктивного разрешения конфликтов. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтологической компетентности.

Ключевые слова: конфликтная компетентность, социально – психологический тренинг, подростковый возраст.

Цель исследования – проведение анализа психологических средств развития конфликтной компетентности, исследование и применение тренинга как средства развития конфликтной компетентности подростков.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие конфликтной компетентности и психологических средств ее развития в психологии.

2. Изучить особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся подросткового возраста.

3. Провести экспериментальное исследование развития конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста.

4. Изучить в экспериментальном исследовании возможности применения тренинга как средства развития конфликтной компетентности подростков.

Объект исследования: конфликтная компетентность.

Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство развития конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие конфликтной компетентности подростков будет более успешным, если использовать тренинг, содержанием которого является:

- актуализация знаний знания подростков о конфликте;

- развитие социально-психологических навыков взаимодействия;

- развитие навыков управления конфликтом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;

- знакомство с альтернативным способом разрешения конфликтов – медиацией.

База исследования: ТМКОУ “Носковская средняя школа – интернат”.

В исследовании принимали участие 44 подростка - учащиеся седьмых классов, выборка произвольная, средний возраст выборки – 13,6 лет, из них 22 учащихся 7 “а” класса составляют экспериментальную группу, 22 учащихся 7 “б” класса составляют экспериментальную группу.

Описание программы.

Методики исследования:

1. Методика И. Д. Ладанова “Диагностика самооценки степени конфликтности личности” для подростков. Приложение 2.

2. Тест К.Томаса “Стили поведения в конфликте” (направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях). Приложение 3.

3. Методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера. Приложение 4.

Математическая обработка данных проводилась с использованием - критерия Пирсона.

На констатирующем этапе были получены следующие результаты:

1). У подростков практически в равной степени преобладает высокая и выраженная конфликтность: высокую конфликтность имеют 40,9% подростков экспериментальной группы и 45,5% подростков контрольной группы; выраженную конфликтность имеют 36,4% подростков экспериментальной группы и 40,9% подростков контрольной группы.

Таблица 1
Степень конфликтности подростков на констатирующем этапе эксперимента

Степень конфликтности Экспериментальная группа Контрольная группа
Очень высокая 4,5% -
Высокая 40,9% 45,5%
Выраженная 36,4% 40,9%
Низкая 18,2% 13,6%

Рис. 1. Степень конфликтности подростков на констатирующем этапе эксперимента.

2). Преобладающий стиль поведения в конфликте - стиль конкуренции (соперничества) - 45,6% подростков экспериментальной группы и 50% подростков контрольной группы используют стиль конкуренции (соперничества).

Таблица 2
Стили поведения подростков в конфликте

Стиль поведения Экспериментальная группа Контрольная группа
Приспособление 4,5% 9,1%
Соперничество 45,6% 50%
Компромисс 22,7% 22,7%
Сотрудничество 22,7% 18,2%
Избегание 4,5% -

Рис. 2. Стиль поведения подростков в конфликте на констатирующем этапе эксперимента.

3). У большинства подростков в двух группах (68,2% подростков экспериментальной группы и 63,6% подростков контрольной группы) преобладающим является средний уровень коммуникативного контроля.

Таблица 3
Уровень коммуникативного контроля подростков на констатирующем этапе эксперимента

Уровень коммуникативного контроля Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 18% 23%
Средний 68% 64%
Низкий 14% 14%

Рис. 3. Показатели оценки коммуникативного контроля на констатирующем этапе исследования подростков.

На основании полученных в констатирующем эксперименте данных разработана программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование конфликтной компетентности подростков. Тренинговая программа была апробирована на группе подростков экспериментальной группы.

Структура тренинга: цикл из 4-х встреч, периодичность — 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 3 часа.

При разработке программы тренинга были учтены основные методологические принципы построения тренинговых программ, предложенные В.Н. Большаковым, И.В. Вачковым, Н.В. Клюевой, Е.В. Сидоренко.

Цель: сформировать у подростков представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о конфликте;
  • развить коммуникативные навыки общения, навыки саморегуляции, необходимые для конструктивного взаимодействия в конфликте;
  • развить навыки управления конфликтом, за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
  • познакомить учащихся с альтернативным способом разрешения конфликтов – медиацией;

Методы тренинга: ролевые игры, мини-лекции, мозговой штурм, тренинговые упражнения.

С целью проверки эффективности разработанного тренинга, нами был проведен контрольный эксперимент. Основные результаты исследования:

1). В экспериментальной группе значительно снизился показатель конфликтности, у половины подростков преобладает низкая степень конфликтности (54,6% подростков), подростки экспериментальной группы стали меньше вступать в конфликты.

Рис. 4. Степень конфликтности подростков экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

2). После проведения тренинга преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество (имеют 54,5% подростков). После проведения тренинга подростки в большинстве стремятся в конфликте к сотрудничеству, Снизилось применение в конфликте стиля соперничества в экспериментальной группе на 27,3%.

Рис. 5. Стиль поведения подростков экспериментальной группы в конфликте, на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

3). На контрольном этапе исследования, коммуникативный контроль в экспериментальной группе, в большинстве представлен на высоком уровне (63,6% подростков экспериментальной группы). Большинство подростков постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций.

Полученные различия в экспериментальной группе являются статистически достоверными.

Рис. 6. Показатели оценки коммуникативного контроля на констатирующем и контрольном этапах исследования подростков экспериментальной группы.

Таким образом, в результате проведения исследования характеристик конфликтной компетентности подростков, на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе, позволяет сделать вывод о высоком уровне их развития.

В экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга произошли следующие изменения:

  • значительно снизился показатель конфликтности;
  • преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество, снизилось применение в конфликте стиля соперничества;
  • коммуникативный контроль в большинстве случаев представлен на высоком уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмпирическое исследование развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы.

На констатирующем этапе исследования у подростков преобладает высокая и выраженная конфликтность, в конфликте применяют стиль конкуренции (соперничества), имеют средний уровень коммуникативного контроля.

После проведения социально – психологического тренинга, направленного на развитие конфликтной компетентности, у подростков снизилась конфликтность, преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество, снизился применение в конфликте стиля соперничества, коммуникативный контроль на высоком уровне. Подростки могут управлять выражением своих эмоций, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

Таким образом, использование социально-психологического тренинга, с использованием техник и методов, интерактивных имитационных игр, ролевых игр, дискуссий, бесед, рефлексии, способствуют развитию конфликтной компетентности подростков.

Подростки получили представление о природе конфликтов, научились определять свою стратегию действий в конфликтных ситуациях, выработали способность конструктивно взаимодействовать с другим участником конфликта, получили навыки проведения медиации.

Цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014.

2. Волчек В. В. Конфликтная компетентность [Текст] / В. В. Волчек // Молодой ученый. — 2014.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2012.

4. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие / Е.В. Котова. – Красноярск, 2009.

5. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007.

6. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010.

7. Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014.

8. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010.