Значение стимулирования учения при изучении словарных слов

Разделы: Начальная школа


Древнегреческое слово “стимулус” не из благородных: так когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. “Стимулировать” в современном понимании значит “подталкивать, побуждать человека к чему-либо”.

Потребности, мотивы, стимулы – ягоды одного поля. Можно долго спорить об иерархии этих понятий, месте и роли их в системе, чем в основном и занимаются теоретики, несомненно, одно – стимулы опираются на потребности и мотивы, неотделимы от них.

Рассмотрим некоторые стимулы, которые советуем применять учителям, опираясь на тонкие, деликатные “подталкивания” обучающихся к выполнению определенных действий, исключая “давление” и грубое принуждение.

Учитывайте интересы и склонности.

Среднего человека больше всего интересует собственное имя, чем все другие имена, во всем мире вместе взятые, сообщает Д.Карнеги.

Поощряйте желания добиться признания.

Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). По статистике 75% обучающихся имеют повышенный уровень тревожности. Эти дети ждут одобрения, сочувствия.

Одобряйте успехи.

“Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащихся продолжить успешно трудиться”, - пишет американский педагог А.Деер.

Сделайте работу привлекательной.

Много хороших примеров, как сделать трудную малопривлекательную учебную деятельность интересной и желанной для обучающихся, приводится у известных педагогов-новаторов.

Обращайтесь к самолюбию.

Нет людей, утверждают психологи, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшить свое положение.

Осторожно поддерживайте соперничество.

Соперничество между обучающимися необходимо поощрять и использовать как стимул для побуждения их к более активному труду.

Из опыта работы можно сделать вывод, что необходимо обращаться к стимулированию учения.

Вашему вниманию представляется методика работы по изучению словарных слов.

Многим учителям известна проблема, когда обучающиеся с трудом запоминают написания словарных слов, что в свою очередь влияет на успеваемость по русскому языку в целом. Существует множество видов работ по заучиванию словарных слов. Сейчас мы их описывать не будем, т.к. они часто встречаются в периодических изданиях. Подобные виды работ оказываются эффективными не для всех обучающихся. Это связано с особенностями восприятия, внимания, памяти и пр. психофизических особенностей обучающихся.

Всвязи с вышеописанным встала проблема поиска более эффективного способа работы по усвоению словарных слов.

Игра “Сапер” вспомнилась со студенческих лет, когда профессор, декан ПМНО КузГПА Н.Я.Канторович учил нас писать слова типа “исподтишка”, “чересчур”, “вполголоса” и пр., которые с трудом запоминаются взрослым людям. Победитель получал конфетку. Это было забавно, здорово и эффективно.

Познакомимся с правилами игры (предварительно определить с обучающимися значение понятия сапер): после изучения словарных слов к доске выходят 3-5 человек и пишут слова под диктовку. Участники не имеют права исправлять, допускать ошибки, подглядывать. Тот, кто допускает ошибку или исправление, садится и запоминает, сколько слов написал правильно. (Он обязательно выучит написание того слова, которое его “подвело”). Вместо него выходит следующий ученик и продолжает соревноваться с др. учениками. Побеждает тот, кто напишет правильно больше всех слов. Имена победителей вывешиваются на доску почета, что увеличивает шансы детей заинтересовать других своей персоной.

Обращение к самолюбию ребенка дает хорошие результаты. К тому же не нужно сравнивать результаты работы обучающихся между собой, а обращать внимание на результаты каждого, сравнивая их с предыдущими.

На наш взгляд игра полностью соответствует выше описанным стимулам учения. Играть детям нравится. Надо стараться сделать переход от игры к учению плавным. Для того, что играть и победить, нужно выучить слова. Что интересно, на уроках литературного чтения, проводя пятиминутки чтения (по методике В.И.Зайцева), обучающиеся имеют возможность читать любые тексты, многие предпочитают читать словарные слова, т.е. у ребенка сформировался мотив.

Библиография

  1. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями// Начальная школа. 2005, №1.
  2. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Христозова Г.М. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальных классах.// Начальная школа. 2005, №7.