Образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действия

Разделы: Общепедагогические технологии


Начать свою статью мне хотелось бы словами Джона Гриллоса, видного американского бизнесмена: “Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь”.

Другими словами, важной задачей, стоящей перед современным учителем и образованием вообще является то, что должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Следовательно, современный выпускник должен быть готов:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям “не рыбу, а удочку”, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос “Как учить?”, а уже затем – “Чему учить?”. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, нравственных качеств, компетенций.

Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания.

Восточная мудрость гласит: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!” Поэтому невозможно представить современный процесс обучения без использования интерактивных технологий. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Для меня метод интерактивного обучения является основным при подготовке и проведении уроков.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, развивает личные качества участников.

При групповой работе от успеха одного ее члена зависит успех всей группы, и каждый не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Каждый урок с применением групповой работы – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.

Итак, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Школьники учатся обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности. Интерактивные методы обучения развивают такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного поиска истины. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Остальные современные образовательные технологии – проектная деятельность, здоровьесберегающие, ИКТ и другие - я рассматриваю, как производные интерактивного метода, и применяю, исходя из совместной деятельности в группе.

Вот пример еще одной продуктивной педагогической технологии.

Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Учащиеся определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев по названию произведения, по имени автора, по ключевым словам, по иллюстрации.

Работа в процессе чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение – слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста и возрастом учащихся. С помощью беседы происходит выявление первичного восприятия текста. Выявляются совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста. Затем весь текст или отдельные его фрагменты медленно, вдумчиво перечитывается. Проводится анализ текста (прием комментированного чтения, диалог с автором через текст, беседа по содержанию прочитанного, выделение ключевых слов, постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части текста, выразительное чтение и т.д.)

2. Работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Постановка проблемного вопроса к тексту в целом, помогающего понять замысел автора, “ спрятанный между строк”. Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками, заглавием, иллюстрациями, со средствами выразительности (эпитеты, метафоры, образные выражения, олицетворения, сравнения). Здесь же рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанр произведения. На этом этапе учащиеся могут выполнять задания творческого характера.

Технология продуктивного чтения обеспечивает формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. А в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения – личностные образовательные результаты.

И наконец, одна их универсальных обобщающих технологий - это “кейс-метод”

  1. “Кейс” – это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе; выявления позиций по существу вопроса.
  2. “Кейс” дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
  3. Обучающимся предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; при этом сама проблема может не иметь однозначных решений. “Кейс-метод” - это рассмотрение и оценка реальной ситуации; он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
  4. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  5. Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения “кейса” – обучающиеся действуют в “команде”, проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
  6. Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
  7. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
  8. Несмотря на сильные стороны, метод “Сase-study” необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание: с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации; с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).

Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала, создать условия для формирования личностных УУД. Таким образом, особенность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Это особенно важно для детей с отклоняющимся (девиантным) поведением которые, прежде всего, оказываются трудными в общении. А все инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества.

В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии. 2 Основные отличия нового подхода состоят в отношении к ученику как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Современный учитель – равно как и современный человек в целом – дожжен быть привлекательным.

Привлекательные люди: 

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают тонким чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко общаться.

Высокие требования к учителю предполагают высокий результат на выходе и постоянную трудоемкую работу по решению педагогических и личностных проблем, таких как:

1. эмоциональная перенапряжённость учителя;

2. учитель всегда эталон поведения, и не только на уроке, но и за порогом школы;

3. приработки и дополнительные нагрузки подрывают физическое и психологическое здоровье;

4. аттестации, аккредитации, отчётности, проверки, куча бумажной работы (которая растёт год от года) лишь усугубляет эмоциональную нестабильность учителя.

5.неуверенность в завтрашнем дне;

6. и даже заниженная самооценка!

Как в современных условиях решить эти проблемы? По моему мнению, существует определенная невозможность помочь учителю “сверху”, “извне”. А поэтому, важным и значимым для учителя (да и для любого человека) может быть принятие “заповедей самому себе”:

  1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
  2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
  3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую.
  4. Учись сам.
  5. Ищи истину вместе с учащимися (Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы)
  6. Ощути радость совместного творчества и открытия
  7. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. (Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

И в заключение статьи хочу пожелать каждому учителю быть преданными ученикам и делу обучения, постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство, приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями, преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок, сохранять оптимизм и веру в себя!