Рейтинг@Mail.ru

М.Ю.Лермонтов "Утес". Технологическая карта урока по литературному чтению

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (440,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель урока: стимулировать интерес к чтению произведений М.Ю. Лермонтова.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научатся выразительно читать; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении; получат возможность научиться делать иллюстрации к изученному произведению, самостоятельно находить информацию в учебнике и словарях.
  • Метапредметные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладеть навыками смыслового чтения.
  • Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса при работе в парах.

Дидактические средства:

  • для учителя – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1 (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская) М.:Просвещение, 2013, компьютерная презентация, выставка книг М.Ю. Лермонтова, толковый словарь русского языка для школьников
  • для обучающихся – Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1 (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А.Виноградская) М.:Просвещение, 2013, выставка книг М.Ю. Лермонтова, толковый словарь русского языка для школьников

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.

Название этапа Содержание этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Литературная разминка Предлагаю начать урок стихотворными строками. Прочитайте стихотворение.

<Приложение. Слайд 1>

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору, поникши, ели,
Зелень мрачную хранят.

Знакомы ли вам эти строки?

Как называется стихотворение?

Кто является автором стихотворения?

 

 

 

Выразительно читают стихотворение

 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

пробное учебное действие; фиксация затруднения.

Беседа. Определение темы. В октябре в нашей школе, как и по всей стране, проходят Лермонтовский праздник поэзии, на котором звучат стихи поэта.

15 октября 2014г. Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполнилось 200 лет со дня рождения.

Кто из вас уже догадался, кому будет посвящён наш сегодняшний урок?

Верно. А тема урока звучит так: “М.Ю. Лермонтов. Стихотворение “Утёс”. <Приложение. Слайд 2>

Сегодня на уроке мы окунёмся в мир поэзии, в ту эпоху, когда по нашей земле ступала нога величайшего поэта.

Слушают и читают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Рассказы детей.

Знакомство с биографией поэта

Ребята, вы знаете, как жил Михаил Юрьевич Лермонтов? Какая у поэта была трагическая смерть?

Предлагаю послушать сообщения о жизни поэта, которые подготовили ваши одноклассники.

<Приложение. Слайды 3,4,5,6,7,8>

1 ученик.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Но еще в младенчестве он был увезен в имение бабушки. Там прошло его детство, там он дружил с деревенскими ребятишками, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь.

2 ученик.

Он получил прекрасное домашнее образование, играл на фортепиано и скрипке, отлично рисовал.

3 ученик. Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали - сочинял он для себя, читал близким друзьям.

4 ученик.

Учебу в Московском университете, он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, откуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.

5 ученик.

Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть её, исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. На дуэли поэт был убит. Лермонтову было всего лишь 26 лет.

6 ученик. Прошло 200 лет, как родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Но его стихи, поэмы знают не только в нашей стране, но и во всём мире. На многие его стихи композиторы написали музыку, и они превратились в романсы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.
4. Первичное восприятие текста

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Работа с компьютером. Чтение стихотворения по компьютеру

Беседа о прочитанном стихотворении

После его смерти люди рассказывали о нем совершенно противоположные вещи: одни говорили, что он был весельчак, другие утверждали, что он был угрюм. Некоторые отмечали, что поэт был добрым и отзывчивым, но были и те, кто говорил о его грубости. Кто из них прав?

Дать ответ на этот вопрос мог бы сам поэт, но он жил много лет назад! Как же нам с ним поговорить?

Да, нам надо прочитать его стихотворение.

Мы познакомимся лишь с одним стихотворением Лермонтова, но с таким, которое поможет нам понять, почему люди были о нем таких разных мнений. Чтобы понять мысль поэта, нам надо быть вдумчивыми чтецами, обращающими внимание на каждое его слово.

Послушайте стихотворение.

Что вы можете сказать об этом произведении?

Какие чувства оно у вас вызвало?

Прочитайте текст стихотворения про себя, и попробуйте определить, от чьего лица оно написано - автора или рассказчика.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, следят за текстом

 

 

Читают стихотворение

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы.
5. Анализ произведения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

  От чьего лица написано произведение - автора или рассказчика?

Сколько героев в стихотворении?

Кто главный герой?

(рисунок с изображением утеса)

<Приложение. Слайд 9>

Почему?

Сколько строф в стихотворении?

Сколько строк в каждой строфе?

Как называются такие строфы?

Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой строфе?

Кто из героев присутствует в первой строфе?

Кто появляется первым? Зачитайте отрывок.

Известно ли, откуда взялась тучка?

Нет, она уже ночевала.

Какая она?

Почему золотая?

Она обычная, а золотой стала от света луны (иллюстрации луны и звезд).

<Приложение. Слайд 10>

Большая тучка или маленькая?

Тучка - суффикс -к- указывает на ее маленький размер.

Живая ли тучка?

Что она делала?

Где ночевала тучка?

Почему именно на груди? (изображение тучки). <Приложение. Слайд 11>

Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо.

А какой был утес?

Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

Ничего не делает, он неживой.

Почему утес ничего не делает?

Живой ли он вообще?

Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?

Куда умчалась?

Есть ли у тучки путь?

Почему?

Как умчалась тучка?

Почему весело, как это характеризует тучку?

Перечитайте вторую строфу.

 

Кому она посвящена?

Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?

Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

Где остались слезы тучки?

Почему они остались?

Тучка “умчалась, весело играя...”, а утес?

Как он стоит?

Почему?

Что делает утес?

О чем задумался?

Что еще сказано о том, как он стоит?

Почему он тихонько плачет? Ведь он великан...

О чем плачет утес?

Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?

Почему? Куда все исчезло?

Тучка унесла все с собой.

Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

<Приложение. Слайд 12>

Какие чувства испытывал утес к тучке?

 

От лица автора.

Утес, тучка.

Утес.

 

Так называется стихотворение.

Две строфы.

Четыре строки.

Четверостишия.

Дети самостоятельно перечитывают первую строфу.

Утес и тучка

Дети зачитывают первую строку.

Предположения детей

Золотая.

Предположения детей

 

 

Предположения детей

 

Да

Ночевала.

На груди утеса.

Предположения детей

 

 

Великан.

Предположения детей

 

Боится спугнуть тучку

Да

Тучка умчалась.

В путь.

Нет.

Она летит, куда ветер дует.

Весело играя

Она легкомысленная.

 

Дети перечитывают вторую строфу.

Утесу

Влажный след.

Она плакала, ей было плохо.

 

В морщине утеса.

Утес решил их сохранить.

Остался стоять.

Одиноко.

Размышления детей

Задумался глубоко.

Размышления детей

Тихонько плачет.

Никто не должен видеть его слезы.

Размышления детей.

В пустыне.

Размышления детей.

 

 

 

 

Он ее любил, оберегал, заботился.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Физминутка Электронные музыкально-ритмические движения   Дети выполняют ритмические движения  
6. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Выразительное

чтение стихотворения

 

Выявление типа стихотворения, характера героя.

Вернёмся к нашему произведению.

Прочитаем стихотворение выразительно.

Подумайте, какие чувства испытывал сам поэт, когда писал это стихотворение?

Сможете ли сказать, о чем это стихотворение?

Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.

Что такое лирика?

Ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре.

Прочитайте, как объясняется в словаре толкование этого слова. Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека.

<Приложение. Слайд 13>

Как и утёс, М.Ю. Лермонтов был одинок. Да, это был сильный, храбрый военный человек, но очень одинокий.

Читают последовательно три ученика.

Чувство одиночества

О самом авторе и его чувствах

 

 

 

 

Дети читают объяснение слова

 
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

Повторное чтение стихотворения

 

 

Оценивание чтения одноклассников

Д.З.

Теперь, когда мы поняли основную мысль, с которой с нами поделился автор, мы прочитаем стихотворение еще раз. Прочитайте его шепотом.

Прочитайте стихотворение своему соседу. Оцените чтение друг у друга.

 

Есть ли желающие прочитать стихотворение перед классом?

Понравилось ли чтение? Что именно? Какую оценку вы хотите поставить своему товарищу?

Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова очень музыкальные. Многие их них стали романсами.

Предлагаю послушать романс “Выхожу один я на дорогу” в исполнении Олега Погудина.

Задаёт домашнее задание. (Прочитать другие стихотворения поэта)

Ученики шепотом перечитывают стихотворение.

Дети читают в парах, оценивают чтение друг у друга.

Дети оценивают чтение своего товарища.

 

 

Дети слушают романс

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

8. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

Какова была тема сегодняшнего урока.

Как мы её раскрыли? С помощью чего?

У каждого на столе лежат два разноцветных листочка. Оцените свою деятельность, выбрав один из листочков

“желтый” - вы очень довольны своей работой,

“зеленый” - вы работали хорошо, но могли бы ещё лучше.

“Утес” М.Ю. Лермонтова

 

 

С помощью чтения стихотворения, анализа

 

Выбирают нужный листок. Поднимают

 

Приложение

Библиографический список

1. Бойкина М. В. Уроки чтения. 2 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. — М.: Просвещение, 2009.

2. Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы “ПЕРСПЕКТИВА” ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 класс I полугодие – http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

3. Электронная физминутка “Путешествие с облаками” Автор: Потапенко Александра Владимировна

4. Сайт http://imgal.ru/187