Технология развития критического мышления в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе. Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает обновление роли педагога и ученика.
Актуальность методики «Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников» состоит в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
На заседаниях МО мы изучили имеющийся теоретический материал по этой технологии и приступили ко второму этапу – активному использованию данной технологии на уроках. Считаем, что эта технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление, у детей навыков чтения и письма.
Формируя у детей критическое мышление учитель старается не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а постепенно учит детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы.
Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, к которому относят программу «Школа 2100». Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяют успешно решать использование на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
  • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.
Коснемся тех приемов, которые используют учителя на своих уроках.
Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём  используется  на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Например, урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».
«Тонкие вопросы»:
– Кто этот мальчик?
– Как называется книга, героем которой является Буратино?
– Кто такая девочка с голубыми волосами?
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать?
– Может ли из Мальвины получиться воспитательница?
«Толстые вопросы»:
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– В чем «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?
– Дайте объяснение, почему у Буратино ничего не получилось?
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом надо учить детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.
Кластер или «грозди» – графический прием систематизации материала
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Приём – «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Например, урок литературного чтения в 3 классе школа 2100.
Тема раздела: Летние путешествия и приключения.
Тему урока: Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. Рассказ К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома».
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.  После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)  Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Этот прием используется как на стадии осмысления так и на стадии рефлексии.
Например, урок окружающего мира 2 класс школа 2100, тема урока: «Материки и океаны»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы)
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала учатся дети составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.
Например, урок окружающего мира в 1 классе школа 2100
Тема: «Твердые тела, жидкости и газы»
1.Вода
2.Прозрачная, бесцветная
3.Замерзает, испаряется, растворяет
4.Без воды нет жизни
5.Жидкость
Хочется сказать ещё об одном приёме– это «Верные и неверные утверждения» или «Верно ли».
            Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем.
Приём «Верно ли» может быть использован на разных стадиях урока:

  • актуализация знаний;
  • работа над новым материалом;
  • рефлексия.

Инструкция по применению данного приёма:
— У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице указаны номера вопросов.
— Я читаю вам вопрос, если вы верите, то есть ответ правильный, то во второй строке поставьте «+», если не верите – то «–».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   
                   

Если этот приём был использован до изучения новой темы, то после её изучения нужно вернуться к таблице и в третьей строке оценить правильность, достоверность предположений.
Следующий прием «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?
   
   
   

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Например, урок окружающего мира 2 класс школа 2100
Тема: Земля в космосе.
По этой же теме прием «Концептуальная таблица».
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Линии сравнения Звёзды Планеты

Форма

   

Размер

   

Освещение

   

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
–  в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.
Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
  5. Интернет-ресурсы.