Открытый урок в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»

Разделы: Начальная школа


Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

  • учебник Плешкова "Окружающий мир” 3 класс 1 часть;
  • коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с полезными ископаемыми :гранита, известняка, каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план описания полезного ископаемого;
  • атлас- определительпо окружающему миру Плешакова А.А.
  • рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса Плешакова А.А.
  • презентация в программе PowerPoint. Приложение 1.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых, учатся бережному отношению к богатствам природы.

Ход урока

1. Организационный момент: (дети сидят в группах: 5 групп по 6 человек)

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Правила работы в группе.

Вспомним правила работы в группах:

В группе работая вежливы будьте.

Другу помочь вы не позабудьте.

Не перебивайте друг друга.

Будьте открытыми для взаимодействия.

Уважайте мнение всех участников группы.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.

2. Проверка домашнего задания.

- О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении?( воде, земле и воздухе)

  • Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
  • Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
  • А что было бы невозможно без земли?
  • Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)

Есть ещё такое выражение, как подземные богатства. Как вы это понимаете? Как можно по-другому назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые). Я поставила между ними знак =. Почему?

3. Новая тема.

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю узнать название этих пород. Положить возле каждого карточку с его названием. (известняк, торф, железная руда, глина, гранит, каменный уголь)

Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).

Определите по плану, данному на листочке, свойства той породы, которая записана в вашей карточке.

План разбора полезного ископаемого по группам:

1 (группа)
Гранит.

2.Цвет.

3.Свойства:

•твёрдый-жидкий

•прочный-хрупкий

•прозрачный-непрозрачный

•плотный-рыхлый

•из чего состоит  (по атласу-определителю с.11)

•где применяется  (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл

2 (группа)
Известняк.

2.Цвет.

3.Свойства:

•твёрдый-жидкий

•прочный-хрупкий;

•прозрачный-непрозрачный

•плотный-рыхлый

•из чего состоит  (по атласу-определителю с.15)

•где применяется  (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл (атлас-определитель с.15)

3 (группа)
Каменный уголь.

2.Цвет.

3.Свойства:

•твёрдый-жидкий

•прочный-хрупкий

•прозрачный-непрозрачный

•плотный-рыхлый

•из чего состоит  (по атласу-определителю с.13- с 3 абзаца)

•где применяется  (используется): в строительстве? служит топливом? Или из него получают металл?

4 (группа)
Торф.

2.Цвет.

3.Свойства:

•твёрдый-жидкий

•прочный-хрупкий;

•прозрачный-непрозрачный

•плотный-рыхлый

•из чего состоит  (по атласу-определителю с.13-первый абзац)

•где применяется  (используется): в строительстве?, служит топливом?; из него получают металл?

5 (группа)
Железная руда.

2.Цвет.

3.Свойства:

•твёрдая-жидкая

•прочная-хрупкая

•притягивает магнит?

•как ведёт себя магнитная стрелка рядом с этим ископаемым?

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; Или из неё получают металл?

Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану. После этого один представитель от команды расскажет об этом ископаемом.

4. Физкультминутка:

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили -
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

Показ презентации. Обратите внимание, где используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в тетради запишите, где используют.

Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в Московской области.

_ Назовите , какие полезные ископаемые встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно обращаться с дарами природы?

5. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Работа по тетради с.30. №4,№5

Работа у доски: Заполните таблицу - (один у закрытой доски). Затем проверка.

Название ископаемого Применяют в строительстве Делают металл Используют как топливо
гранит      
известняк      
нефть      
природный газ      
глина      
песок      
торф      
железная руда      
каменный уголь      

6. Рефлексия.

О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых) Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя) Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.) Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)

Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).

Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое? Кому урок показался интересным? Что особенно понравилось? Спасибо за активную работу. На память о нём я дарю вам закладки с полезными ископаемыми.

7. Дом.задание.

Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по тетради выполните №6, 7.