Теория интереса как движущая сила развития интеллекта и становления личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Что такое интерес? Интерес – это осмысленный подход к чему-либо, который может привести к результату, если речь идет о науке или удовлетворении в знаниях, и, если речь идет об индивидуальном творчестве, или каком-либо индивидуальном личном проявлении таланта (хобби). Интерес может быть направлен на личностный подход или на социум в общем (общественный интерес).

Как правило, общественный интерес к познанию приносит наиболее плодотворные результаты, если это касается напрямую научных достижений. Интерес является основным приемом и основной движущей силой в достижении поставленных целей, причем приносящий деятельностный результат. Интерес к познанию окружающего мира позволяет активизировать рецепторы головного мозга и побуждает сознание к научным открытиям и достижениям. Даже, если подрастающий ребенок или уже взрослая сформировавшаяся личность, обладающая достаточным познанием в науке, проявляет интерес без особо заложенных талантов, то такие единицы общества способны к более плодотворному труду и способны достичь грани невозможного- совершать перевороты в науке, давать обществу новые научные знания, открытия.

Весь научный прогресс основан и движим интересом к тому или иному объекту. Только мы можем заменить интерес на синоним слов – идея, способ, порыв к новому, приносящему более лучший результат нашей деятельности, с получением изобретательного результата, существенно изменяющего тенденции к познанию мира. Например, интерес может проявиться к научным открытиям, будучи доведенными до должного результата, когда, казалось бы, уже достигнут конечный результат, но, мы можем усовершенствовать это результат, который приведет к еще более мощному перевороту в знаниях и открытиях. Интерес, движимый к глубокому познанию, приводит тем самым, к эволюции открытий. По принципу: “дальше, дальше, дальше...”

Всем известно, что интерес, проявленный к чему-либо, порождает мотив к познанию материальных и нематериальных благ, их изучение. В нашем случае мы рассматриваем интерес к познанию материального окружающего мира. Интерес начинает проявляться еще в младенческом возрасте с познания простых вещей, казалось бы, уже заложенных на генетическом уровне. Но, на самом деле, все иначе. В какой среде малыш растет, таким он и станет... Малыш познает мир и интересуется всевозможными предметами (материя) посредством взгляда и рук. Малыш – будущая личность, проходящая многогранный, многосложный процесс становления сознания и всему способствует интерес, который можно загубить внезапно, не развивая его. Цикличность и однообразие приведут к гибели развития сознания, а значит нет интереса, нет будущих открытий. Малыш растет физиологически, а вместе с ним растет интерес к познанию окружающего мира. И, никто не может предугадать, что ему будет интересно, что будет движить его сознанием, кем он станет в обществе, принесет ли пользу для него? Ребенок растет, а вместе с ним растет интерес к окружающим его предмета и явлениям.

С раннего возраста интерес формирует мировоззрение к окружающему миру. Интерес к книге, интерес к предметам домашнего обихода, к общению с окружающими людьми, интерес к жизни приводит к саморазвитию. Главное – не загубить и не упустить этапы формирования и становления интереса с ростом и развитием организма, личности. Интерес – формирует интеллект.

На каждом этапе развития личности происходит становление того или иного интереса к чему-либо. Будь то малыш – интерес к игрушкам, а будь то взрослый ребенок, интерес к учебе, работе, проявляющийся не только в обеспечении себя материальными благами, но и приносящего результат, достижение.

Если не проявлять взрослому человеку интереса к ребенку, к примеру не задавать вопросы о том как ему что-либо нравится или нет, то впоследствии, ребенок посчитает, что это не важно, и не проявит больше интерес к этой вещи никогда... Если не развивать интерес к познанию мира, то он может притупиться, не найти свое отражение впоследствии, стать заторможенным, что приведет к его гибели, а следствием будет недоразвитие интеллекта, не возможность ступенчатого сподвижения к открытиям. Интерес к обычному набору жизненно необходимых вещей не есть интерес к жизни, а он лишь сводится к узкому и безликому существованию. Все-равно, каким способом эти, сугубо ограниченные интересы будут достигнуты для примитивного человека. В этом случае, речь не идет научном, творческом и глубоком интересе к познанию реальной действительности. Интерес к материальным благам – ограниченность человека, не дающая результата для общества. Такие люди просто прожигают Жизнь, являясь частью общества для массовости.

Есть фраза, поистине принадлежащая интеллектуалам, которой они руководствуются всю жизнь: “Всю жизнь живи, всю жизнь учись” и не только на ошибках своих и других (жизненный опыт), но и по книгам, несущих научный подход к формированию сознания.

Интерес губится вредными привычками, которые притупляют тягу к познанию, притупляют желание достигать поставленной цели (если такова вообще имелась).

Казалось бы, лучше мысленно уйти от насущных проблем, но их таким способом не решить. Такие люди лишь “думают”, а не интересуются, как выйти из сложившейся ситуации. Интерес пропал, а проблемы остаются. Человек, потерявший интерес к жизни, потерял саму Жизнь.

В этом и заключается основное понятие в проявлении интереса. Интерес активизирует нашу познавательную деятельность. Существуют только методы и способы, с помощью которых надо “добывать” интерес, чтобы осуществить задуманную идею, осмыслить её и получить искомый результат. Интерес проявляется на протяжении всей жизни, но не всякий ИНТЕРЕС приносит результат. В нашем случае – интерес должен приносить достижения в науке, а это означает – интеллектуальный интерес. Интерес- главный мотив к познанию мира, открытиям, творческим достижениям, оставляющий после себя “след” в истории человечества.

Интерес – движущая сила становления собственной модели “Я”. Интерес нужен для осмысления и составления пирамиды творчеств, открытий и самоутверждения в обществе. Далее интерес перерастает в знания, а знания в умения, полученные путем самозаинтересованности. Эти знания могут стать двигателем открытий во всех сферах жизнедеятельности. Чем больше интерес – тем крепче знания, а знания – это всегда уверенность в правильности принятых решений. Если интерес не закрепить умениями и навыками, он может стать ничтожным и не достигшим своей цели в познании.

Интерес в процессе получения знаний и умений – это в последствии – метод и способ в достижении поставленной цели с получением желаемого результата, обусловленного развитием науки и дающий толчок для прогресса. Интерес, проявленный к познанию мира с раннего возраста, влечет полноту жизни во всем её многообразии. Интерес проявляется в пространстве и времени жизни человека, от самых малых лет, до самой смерти. Интерес, уйдя в науку, обращается к модели самого себя и впоследствии, к модели общества, практически беря на себя ответственность за человека, не полагаясь на семью и социум. В основе интереса – возможность выбора, с новыми формами обучения. Интерес можно трактовать как метод моделирования на основе теорий и практик для создания опытных экспериментальных площадок. Интерес формирует опыт, стремится к самомышлению, развитию логики, закреплению знаний и умений, а затем переход к решению задач и построению модели “Я”, отвечая на вопросы: “зачем. (интересно).,почему..(познание), есть ли предел(эксперимент)...?”

Не зря, мы, взрослые, начинаем прививать интерес у маленьких детей методами игровой деятельности. В процессе игры гораздо активнее растет интерес к чему-либо и впоследствии становится познанием и переходом к неигровым методам, в более старшем возрасте.

Начиная жизнь с неигровых методов получения знаний и умений, мы можем не увидеть таланта, не добиться самостоятельности и саморазвития, да, и, отбить охоту к познанию, тот самый интерес и тогда вопросы “Зачем, почему и есть ли предел” перейдут не в грань познания и интереса, а в грань негатива и мы получим в результате ответы на эти вопросы: “А мне это не надо, а зачем мне это надо, не хочу учить, все открыто и доказано, нет смысла.” Нельзя путать интерес к жизни и самопознанию и заинтересованность с интересом к прогрессу. Первое может перерасти во второе, но второе в первое – нет.

Интерес является движущей силой к познанию, а значит к развитию интеллекта и коэффициента грамотности. Развитие интереса и стремление к научным исследованиям заложено далеко в младенческом возрасте и наша задача: закрепить интерес, не загубить его, чтобы впоследствии получить талантливых людей, стремящихся к научным исследованиям и экспериментальной работе.