Безударная гласная и парные согласные в корне слова

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Учить обнаруживать в корне слова изучаемые орфограммы.
  • Учить определять, каким правилом регулируется написание буквы.
  • Применять правильный способ проверки орфограммы и выбирать правильную букву.
  • Уметь правильно подбирать проверочные слова.
  • Развивать орфографическую зоркость, осуществлять орфографический самоконтроль.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Каллиграфическая минутка.

У. Пропишите сочетания: дл, гм, пя.

3. Повторение.

У. Какие орфограммы мы изучаем?

Д. Мы изучаем орфограммы “Безударная гласная в корне слова”, “Парная согласная в корне слова”.

У. Что такое проверочное слово?

Д. Проверочное слово – это слово-подсказка, где для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими звуками.

У. А что ещё нам важно помнить при подборе проверочного слова?

Д. Нужно, чтобы у проверочного слова был тот же корень, что и у проверяемого.

У. Ребята, давайте вспомним с вами памятку, как нужно поступать при поиске проверочных слов.

Д. Чтобы подобрать проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово. Узнав букву в проверочном слове, нужно написать ту же букву в проверяемом слове.

4. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 1.

У. Ребята, давайте потренируемся подбирать проверочные слова. Мы выполним задание в печатной тетради.

В упражнении дан текст, в котором уже подчёркнуты безударные гласные в корне слова. Нужно устно подобрать к ним проверочные слова. Читаем по очереди по одному предложению, называем слово с орфограммой и подбираем проверочное слово. Если кто-то будет затрудняться в подборе проверочного слова – остальные ученики помогают.

5. Работа с доской.

У. На доске написаны слова. Давайте их прочтём:

ука.ка, в.сна, шу.ка, в.да, яго.ка, з.ма, ска.ка, р.ка, варе.ка, в.лна, кра.ка, гн.здо

У. В каких словах вы будете выбирать буквы гласных звуков, а в каких – согласных? Как будете действовать?

Д. Мы сначала найдём слова с безударными гласными в корне слова, и подберём проверочные слова, а затем найдём слова с парными согласными в корне слова и подберём к ним проверочные слова.

У. Давайте сначала выписывать слова с безударной гласной в корне слова, и подбирать проверочное слово, изменяя его так, чтобы оно стояло во множественном числе.

Д.

  • вёсны - весна
  • воды – вода
  • зимы – зима
  • реки – река
  • волны – волна
  • гнёзда - гнездо

У. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

(дети самостоятельно выполняют задание: ставят ударение, выделяют корень в словах, подчёркивают двумя чертами буквы, которые в проверочном слове показывают решение задачи, одной чертой – объясняемые буквы)

Физминутка

У. Теперь мы выпишем слова с парной согласной в корне и подберём проверочное слово так, чтобы оно звучало ласково. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

Д.

  • указочка – указка
  • шуточка – шутка
  • ягодочка – ягодка
  • сказочка – сказка
  • варежечка – варежка
  • красочка – краска

У. Часто ли в речи мы пользуемся, например, словами варежечка, ягодочка? Удобно ли нам произносить эти слова? Может быть, есть другой способ проверить эти слова?

Д. Такими словами мы почти никогда не пользуемся. Нужно поискать другой способ проверить эти слова. (Ученики предлагают варианты ответов)

У. Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: много чего?

Д.

  • Много (чего?) указок
  • Много (чего?) шуток
  • Много (чего?) ягодок
  • Много (чего?) сказок
  • Много (чего?) варежек
  • Много (чего?) красок

У. Какой мы можем сделать вывод? Как можно проверить парные согласные в корне слова?

Д. Проверить парную согласную можно подбором однокоренного слова с ласковым значением или изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: много чего? много кого?

У. Давайте потренируемся находить “опасные” места в словах и подбирать проверочные слова.

6. Закрепление. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 6.

У. Прочитайте на доске рассказ “Наш друг мишка”.

Хорошо мишке зимой в берлоге! Никаких забот о еде. Сытый, довольный, развалился медведь в тепле, вспоминает о рыбе, ягодах и орешках прошлого года.

У. Нам нужно выписать слова, в корнях которых есть “опасные места”. Как мы с вами будем действовать?

Д. Нам нужно обнаружить орфограммы, определить, каким правилом регулируется написание букв, применить правило и выписать слова, подбирая проверочные.

У. Давайте будем читать по одному предложению и искать “опасные места” в корнях слов. Нужные нам слова будем самостоятельно записывать в тетради вместе с проверочными. Графически будем выделять орфограмму.

Д. Выполняют работу самостоятельно:

  • хороший – хорошо
  • много мишек – мишке
  • зимы – зима
  • вдоволь – довольный
  • развалится – развалился
  • медведи – медведь
  • помнить – вспоминает
  • много орешек - орешках

У. Ребята, а теперь выполните проверку в своих тетрадях.

7. Самопроверка

У. Давайте вспомним памятку, как правильно выполнить самопроверку.

Д. Сначала нужно прочитать по слогам – нет ли описок в работе.

Далее снова найти все орфограммы, проверить написание и графический способ выделения орфограмм.

Если нашли описку или ошибку – нужно аккуратно исправить.

Д. Выполняют самопроверку.

8. Домашнее задание

Упражнение 2 в Печатной тетради “Пишем грамотно №1”, урок 43.

9. Итог урока

У. Ребята, какими способами проверки орфограмм в корнях слов мы с вами сегодня пользовались?

Д.

– изменяли слова по числам;

- подбирали однокоренные слова, в “ласковом” значении;

- ставили слова в форму, отвечающую на вопрос: много чего?

У. На следующем уроке мы с вами познакомимся ещё с одним способом проверки орфограмм в корне слова. Урок закончен. Молодцы.