Тренинг стрессоустойчивости для сотрудников ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт "Позитивный человек – счастливый человек"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Если Воин света способен видеть прекрасное,
то потому, что носит прекрасное
внутри себя – ибо мир подобен зеркалу,
в котором каждый видит собственное отражение...

Пауло Коэлью. «Книга воина света»

Применение в психотерапии различных комплектов метафорических ассоциативных карт (проективных карт) представляет собой активно развивающееся современное и актуальное направление практической психологии. В настоящее время известно несколько десятков наборов проективных карт, используемых с целью диагностики и психологической коррекции самого широкого спектра внутриличностных и межличностных конфликтов; гармонизации личностной сферы и ее конструктивного развития; психотерапии определенных личностных отклонений.

Проекция как психологическое понятие принадлежит З.Фрейду и впервые возникает в психоанализе. В 1939 году Л.Франк вводит термин "проекция" по отношению к определенного типа психологических методик. Изучением проективного подхода занимались основоположники российской психологической школы: С.Л.Рубинштейн, В.Г.Норакидзе, А.Н.Леонтьев, Д.Н. Узнадзе.

С учетом положений З.Фрейда, полагавшего, что проекция представляет собой защитный механизм, используемый бессознательной сферой "Я", проективные методики можно рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической стимульной ситуации, желание разрешить которую способствует актуализации в восприятии тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. [3]

Метафорические ассоциативные карты (проективные карты) – особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах и постулатах проективных методик. Наборы карт, представляют собой: абстрактные цветовые композиции-коллажи, стимулирующие воображение (наборы "SAGA", "ECCO"); портреты взрослых, детей, подростков  различных стран и культур нашей планеты ("PERSONA", "PERSONITA");  мифические сюжеты из далекого прошлого или будущего, изображения среды обитания разных уголков нашей планеты ("HABITAT") и другие.

Хотя каждый набор карт уникален сам по себе, он может использоваться совместно с другими наборами, открывая новые возможности для работы психолога.

В процессе психотерапевтической работы с ассоциативными картами человек проецирует на них свои внутренние установки и стремления, сам определяет их смысл. Что способствует быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей человека, получения доступа к целостной картине его собственного "Я".

Диапазон применения метафорических карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Их удобно использовать в гештальте и трансактном анализе, в психодраме, нейролингвистическом программировании, в семейной и экзистенциальной терапии.

Эффективность использования карт в работе психолога обусловлена следующими факторами:

–  создание атмосферы безопасности и доверия;
– открытие возможности разобраться и понять психологические причины происходящих с человеком событий и поиск путей из самых сложных ситуаций;
– снижение риска дополнительной травматизации клиента;
– создание условий для запуска у человека внутренних восстановительных процессов, поиска уникальных путей выхода из кризисных ситуаций. [3]

В МБДОУ ЦРР детский сад № 10 "Щелкунчик" муниципального образования город Саяногорск с целью психологического сопровождения в контексте ФГОС: содействию психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса, профилактике синдрома «эмоционального выгорания» педагогом-психологом  проводятся мероприятия по укреплению психического здоровья сотрудников ДОУ.

Как эффективный метод гармонизации личностной сферы зарекомендовал себя метод проективных карт, используемый нами в процессе тренингов, семинаров с педагогами ДОУ. Приводим сценарий тренинга стрессоустойчивости  для сотрудников ДОУ с использованием метафорических ассоциативных карт   «Позитивный человек - счастливый человек».

Цель: создание условий для ознакомления с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности.

Технологии: коммуникативные упражнения, телесно-ориентированные техники, аутотренинг, приемы НЛП, методика ассоциативных метафорических карт, музыкотерапия.

Техники: зрительные, голосовые, медитативные, релаксационные.

Оборудование и материалы: мягкие напольные маты, пуфики кресла принимающие форму тела, аудиозапись релаксационной музыки, музыкальный центр, ассоциативные метафорические карты – колода "HABITTAT", листы белой бумаги, карандаши.

Место проведения: темная сенсорная комната "Золотая сказка".

Продолжительность: 1 час.

1. Приветствие "Комплимент с плюсом"[1]

Участники выстраиваются в два круга: внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым.

Инструкция: Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент и добавить о себе что-то хорошее. Когда вы услышите комплимент, скажите: "Да, я... (повторите сказанный комплимент), а кроме того, я еще и ....

2. Чтение психологической открытки "Все грани гармонии"[2]

Педагог-психолог: Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему ее расстраивает и солнечная, и дождливая погода. Женщина ответила: «У меня две дочери. Одна из них стирает для людей белье и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продает зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях».
Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавце с зонтиками в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей.
Мудрость этой притчи: "Обращайте внимание на преимущества вашего положения, и тогда недостатки будут меньше расстраивать вас".

 – В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рушится. Причин для этого может быть очень много: сезонная депрессия, взаимоотношения в семье, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями?  Что заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как о посильных, о легко преодолимых?
 Позитивный настрой, позитивное мышление – вот ответ на эти вопросы.
Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.
Так с помощью, каких приемов настроить себя на позитив? Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим. Насколько хорошо вы умеете справляться с жизненными трудностями? Чтобы узнать это, пройдите тест.

3. Тест "Насколько хорошо вы умеете справляться с жизненными трудностями?" [6]

1. Вы делитесь своими проблемами с друзьями и подругами?

а) Нет.
б) Зависит от обстоятельств.
в) Да.

2. Вы начинаете «с ходу» выяснять отношения с теми, кто обидел вас?

а) Да.
б) Не всегда.
в) Нет.

3. Вы обычно «уходите в себя», если вас обидели?

а) Нет.
б) Иногда.
в) Да, всегда.

4. Вы считаете себя "везунком"?

а) Да.
б) Не всегда.
в) Нет.

5. В моменты счастья вы думаете о том, что это ненадолго?

а) Нет.
б) Иногда.
в) Да.

6. Если вас обидят, то вы, жалея себя, предпочитаете уединиться?

а) Нет.
б) Не всегда.
в) Да.

7. Вы глубоко переживаете любые неприятные моменты в своей жизни?

а) Нет.
б) Не все и не всегда.
в) Да.

8. Вы считаете, что только психологи могут помочь человеку решать все его проблемы?

а) Нет.
б) Смотря какие проблемы.
в) Да.

– Посмотрите, какие ответы у вас преобладают, и ознакомьтесь с выводами.

Больше всего ответов А. Вы сильный и смелый человек, умеющий держать удары судьбы и неплохо справляться с неприятностями и бедами, верно оценивая сложившуюся ситуацию. Вы не привыкли роптать на свою жизнь даже в случае неудач (а у кого их не бывает?). Однако всегда оставаться в полной «боевой готовности» сложно. Не бойтесь довериться хотя бы самым близким людям.

Больше всего ответов Б. При желании вы способны справляться со многими своими проблемами, но нередко для их решения обращаетесь к родным или близким вам людям. А так как они знают, что вы не станете беспокоить их по пустякам, то чаще всего охотно приходят к вам на помощь.

Больше всего ответов В. Вы не умеете справляться со своими проблемами и бедами. Любопытно, что зачастую они возникают именно из-за вашей жалости к себе – она терзает вас, не позволяя нормально действовать, работать, отдыхать. Похоже, вы предпочитаете плыть по течению, нежели бороться с волнами. Образ «несчастненького человека», конечно, порой бывает выигрышным, но все же не стоит постоянно обременять окружающих своими проблемами. Начните повышать уверенность в себе, веру в свои силы и возможности – и тогда вы сможете сами справляться с большинством трудностей!

4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»[1]

Цель: осознание своих личностных ресурсов.

Педагог-психолог: Наши личностные ресурсы – активная мотивация преодоления, отношения к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и личностного роста. Личностные ресурсы: самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность.

Участники делятся на пары.

Инструкция: Сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо своем недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: "Все равно ты молодец, потому что..." Затем меняются ролями

 5. Телесно-ориентированнное упражнение «Автомойка» [4]

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», он сообщает участникам какой машиной он будет (автомобиль, автобус, грузовик).  «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?

6. Телесно-ориентированнное упражнение «Дождик» [5]

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

7. Релаксация "Безопасное место"

Сядьте удобно позаботьтесь о себе, закройте глаза...
Моё тело наполняет приятное спокойствие и расслабленность. Я нахожусь в уютном тёплом доме, который находиться в красивом и красочном лесу, наполненным птицами, добрыми зверями, сочной зеленью и восхитительными цветами… рядом шумит водопад.
За окном идёт лёгкий дождь, медленно скатываются капли по стеклу…Я лежу на мягкой кровати с закрытыми глазами…. Рядом никого нет… только я и красочная природа за окном. Это место может быть вам знакомо, а может оно существует только в вашем воображении. Это самое надежное и защищенное место на земле.
Теперь, постарайтесь прислушаться к звукам в этой комнате. Сосредоточить свое внимание на звуках внутри себя. И внутренним взором окинуть все свое тело. Может быть где-то в теле, вы ощущаете тепло, а где-то прохладу, почувствуйте прикосновение одежды.
И сейчас, я приглашаю вас погрузиться в свое собственное внутреннее пространство, услышать свое дыхание. Попробуйте прислушаться к своему сердцебиению.
Ты можешь оставаться в этом месте так долго, как тебе хочется, замечая и улавливая малейшие детали, звуки, запахи и даже может быть вкус.
Если ты достаточно хорошо увидел внутренним взором это место, ощутил это пространство, как самое защищенное и надежное место на свете. То я предлагаю тебе, выбрать один предмет, который ты хочешь забрать с собой из этого самого спокойного и защищенного места.
Если ты уже выбрал этот предмет, знай, что ты можешь там оставаться так долго , сколько тебе необходимо. И только когда тебе будет достаточно снова вернуться в эту комнату и взять с собой образ этого надежного и защищенного места.
И сейчас, кто готов вернуться может открыть глаза, соблюдая режим молчания.
Теперь у меня к вам просьба выбрать среди картинок, которые будут лежать на полу, ту картинку, которая ассоциируется с вашим безопасным местом. Чем-то похожа, что-то напоминает, или является частью или кусочком этого безопасного места. Расположите свою картину на листе бумаге. И сейчас, у вас будет возможность дорисовать эту картинку, чтобы у вас получился сюжет более расширенный или наоборот состоящий из нескольких отдельных частей. Главное, чтобы эта картина нравилась вам самим, и чтобы она напоминала вам о том месте в котором вы только, что побывали.
Я желаю вам, пользоваться этой техникой, когда вам трудно и тяжело, вы знали что, есть безопасное, защищенное  место, в которое вы мысленно можете возвращаться вновь и вновь. Это место не доступно стороннему наблюдателю, потому что оно существует только в вашем воображении и надежно защищает вас от всего плохого и негативного.

 8. Игра “Волшебная шкатулка” [4]

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

– Тебе сегодня особенно повезет!
– Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
– Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
– Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
– Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
– Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
– Сегодня твой день, успехов тебе!
– Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Рефлексия: Благодарю вас за внимание, какое упражнение понравилось больше всего, с чем уходите?

Список литературы:

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2014. – 122с.
2. Васильева И. Все грани гармонии. Набор психологических открыток с притчами. – СПб: Речь, 2012. – 26 с.
3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 228 с.
4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143с.
5. Самойлович Е.Р. Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате//Справочник педагога-психолога. Детский сад/ №11, 2014. – М.: ЗАО "МЦФЭР",  2014. – 82 с.
6. http://www.aif.ru/