Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Тип урока: исследование

Цель:

  • Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда.
  • Развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.

Оборудование:

  • Портрет Н.В.Гоголя.
  • Иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.
  • Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Литература 6класс. Автор-составитель Полухина В.П.
  • Выставка поделок, сделанных руками детей и их близких.
  • Портреты Ники Турбиной, Нади Рушевой (в презентации).
  • Рисунки Нади Рушевой (в презентации).
  • Интерактивная доска.

Опережающие индивидуальные и групповые задания:

  1. Инсценировать эпизод “Вакула у Оксаны”.
  2. Выучить наизусть стихотворения Ники Турбиной.
  3. Подготовить рисунки-иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”.
  4. Подготовить вместе с родителями поделки для выставки.

Используемые технологии: индивидуального и дифференцированного обучения; группового обучения.

Методические приемы:

  • aнализ эпизодов;
  • беседа;
  • отбор эпизодов из текста для анализа;
  • инсценировка эпизода;
  • чтение стихотворений наизусть;
  • защита иллюстраций.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! У вас есть мечта? Конечно, есть, я в этом не сомневаюсь. Человеку свойственно мечтать в любом возрасте, и мечты эти самые разные. Гоголь также мечтал. На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, он мечтал о службе в юстиции, “пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства”, поэтому, уезжая, он сказал одной из своих знакомых: “Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь хорошее”. А еще Гоголь мечтал о сильной, здоровой, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда. Эту мечту Гоголь отобразил в повести “Ночь перед Рождеством”. Наша задача на уроке – увидеть эту мечту, как она показана в повести. А для этого мы станем исследователями.

Для начала нам надо выяснить, с каким героем повести связана эта мечта Гоголя? (Вакулы)

Верно. Характер Вакулы раскрывается не в битве, а в будничной жизни, в труде.

Итак, нам необходимо отобрать эпизоды в той последовательности, в какой они показаны в повести, в которых о Вакуле говорится как о человеке труда, говорится о его отношении к труду.

II. Исследовательская работа над образом Вакулы. Работа учащихся в группах.

Задания:

  • 1 группа: Уже с первых строк мы узнаем о герое. Как Гоголь знакомит читателя с героем? (Выразительно прочитать)

(Кузнец, силач и парень хоть куда; как лучший живописец в околодке; сам сотник вызывал его в Полтаву выкрасить забор, а местные диканьские казаки ели борщ из мисок, размалёванных Вакулой).

  • 2 группа: Инсценировать сцену “Вакула в доме у Оксаны”, “Сцена с сундуком-подарком Оксане” и ответить на вопросы:

– Почему Вакула так детально описывает, каким будет его подарок?

(Потому что он вложил в подарок весь жар своей души, он уверен, что сердце Оксаны можно покорить трудолюбием, мастерством, надежностью рук).

  • 3 группа: Итак, рассердился Вакула на Оксану и пошёл домой. Что же он начал делать? Как характеризует эта сцена Вакулу?

(Вакула начал таскать мешки. Это говорит о том, что он никогда не сидит без дела. Его руки ищут работу какую-нибудь. Он готов даже черта оседлать, чтобы достать черевички для Оксаны).

  • 4 группа: И вот Вакула в Петербурге. Найдите эпизоды, характеризующие Вакулу как мастера, уважающего труд, творческий труд!

(Факт, что запорожцы узнали Вакулу, говорит, что слава о нем как о хорошем мастере своего дела известна далеко за пределами Диканьки. Ведь для Вакулы главное в жизни – труд.)

  • 5 группа: Эпизод “Во дворце”. На что он обратил внимание прежде всего? О чём это говорит?

(Он восхищается работой мастеров - художников, архитекторов. Это говорит о том, что Вакула, сам любящий труд, оценивает предметы, вещи по вложенному в них труду. Это чувство прекрасного у него - от природы.)

  • 6 группа: Выразительно прочитайте финал повести: описание хаты Вакулы. Сделайте вывод из прочитанного.

III. Итоги исследовательской работы:

1. Выступления учащихся из каждой группы.

2. Обобщающая беседа:

  1. Какая же черта в образе Вакулы главная? (Трудолюбие.)
  2. О каком именно труде идет речь в повести? (Творческом.)
  3. Сделайте вывод по теме урока.

Вывод: Главная черта в образе Вакулы – трудолюбие, любовь к свободному, творческому труду, который дает не только основу в жизни, но и дарит радость себе и окружающим. Так Гоголь в этом образе выразил мечту о простом, сильном человеке, который создан для свободного, творческого труда. Это и есть чудо, потому что создано трудом человека и будет жить вечно. А чудеса чертей, духов рассыпаются в прах и отступают перед умом и трудолюбием человека. Вот это и есть настоящее чудо!

IV. Работа с экспонатами выставки, подготовленными детьми: ребята демонстрируют свои работы и работы взрослых, сделанные руками (вязание, кружевоплетение, бисероплетение, вышивание крестиком, гладью, поделки из соленого теста, куклы и т.д.)

V. Знакомство с творчеством юных талантов с целью побуждения к творчеству.

1. Подготовленные ученики читают стихи Ники Турбиной (автор детям не известен)

Кто я?

Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей, родных, зверей, деревьев, птиц?
Губами чьими я ловлю росу
С листа, опавшего на мостовую?

Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Свой голос я теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метелей, ночи.

Но кто же я?
В чём мне искать себя?
Ответить как
Всем голосам природы?

***

День утонул в ночи.
Улицы спят в дожде.
Дом превратился в тень.
Еле заметен столб.
Комната без углов.
Стулья во сне скрипят.
Им неуютно в дождь
Возле стола стоять.
Милый, любимый пес,
Ты почему не спишь?
Я подойду к тебе,
Ночь отведу от глаз.
Вспомним с тобою день.
Солнца размах лучей.
Звонкую звень ручья.
Вот и проснулась я.

***

Вы умеете пальцами слушать дождь?
Это просто!
Дотроньтесь рукой до коры дерева,
И она задрожит под вашими пальцами,
Как мокрый конь.
Дотроньтесь рукой
До оконного стекла ночью.
Вы слышите?
Оно боится дождя,
Но оно должно охранять меня
От мокрых капель,
Я поглажу капли пальцами
Через стекло.
Дождь!
Дверь!
Послушай, дверь,
Отпусти меня!
Улица полна звона ручьев.
Я хочу пальцами услышать дождь,
Чтобы потом написать музыку.

2. Беседа:

- Как вы думаете, кто может быть автором этих прекрасных стихотворений (пол, возраст)?

- А ведь эти стихи написала восьмилетняя девочка, зовут её Ника Турбина. Талантливые стихи, не правда ли? Чем поразили вас её стихи?

- А теперь посмотрите на эти рисунки. Это работы также юной девочки, поразительно даровитой, которая, к сожалению, умерла в 17 лет. Но оставила после себя десять тысяч рисунков. И каких рисунков!

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти два имени – юной поэтессы и художницы – к теме нашего урока?

(Прекрасно и вечно то, что создано руками и душой человека. Это и произведения искусства, способные доставить нам истинное наслаждение).

VI. Заключительное слово учителя.

С чего начинается творец? Возможно, с первого беспомощного рисунка, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к музыкальному инструменту. Ученые утверждают, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит, суждено ли развиться этому таланту? Вот почему я и хочу помочь вам попробовать свои силы в творчестве.

VII. Домашнее задание.

  1. Сочинить стихотворение (по желанию).
  2. Написать сочинение-размышление по мотивам стихотворений Ники Турбиной. (Тексты раздаются каждому)
  3. Создать рисунок по мотивам стихов Ники Турбиной или повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.