Авторская технология по формированию у дошкольников эмоциональной лексики при помощи сюжетных картин

Разделы: Работа с дошкольниками


Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение, так как в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребенка о себе и окружающем мире.

В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. По результатам научных исследований дошкольники в основном используют в своей речи общеупотребительные стилистически нейтральные слова, а использование эмоционально-оценочной лексики фрагментарно и выборочно.

Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний. Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника.

Установлено, что, описывая эмоции, говорящий имеет дело с их причиной, объектом, внутренними переживаниями, их выражением в поведении и в речи. Поэтому формирование у дошкольников эмоциональной лексики, очень важно. Для формирования эмоциональной лексики применяются различные формы деятельности. Одной из эффективных форм можно считать занятия по развитию связной речи, составление логических рассказов по серии сюжетных картинок.

Содержание технологии:

По серии сюжетных картинок дети составляют последовательный рассказ. Параллельно с составлением рассказа идет понимание эмоциональных переживаний. В значении слов, обозначающих эмоции, отражаются ситуации, причины, вызвавшие эмоцию. Вместе с сюжетными картинками используются пиктограммы. Каждый картинке соответствует своя пиктограмма. Дети учатся описывать настроение героя, его чувства.

Данная технология используется с целью формирования связной речи, логического мышления и эмоциональной лексики.

Технология требует подбор сюжетных картинок и пиктограмм к каждой картинке (радость, грусть, страх, злость и др.)

Этап 1

Дети расставляют картинки в нужной последовательности.

Составляют предложения по каждой картинке отдельно. Затем составляют рассказ.

Этап 2

Выставляются пиктограммы с различными эмоциональными состояниями. Проходит обсуждение каждой сюжетной картинки и её эмоционального состояния. Пиктограммы выставляются под каждую сюжетную картинку. Составляется рассказ о настроении данного сюжета.

Этап 3

Два рассказа (1 и 2 этапов) соединяются в полный последовательный рассказ, включая сюжет картинок и эмоциональное состояние героев.

Например:

Фрагмент занятия по развитию связной речи в старшей группе

Тема: “Разбитый чайник”

(составление рассказа по серии сюжетных картинок)

Цель: развитие связной речи, формирования эмоциональной лексики.

Задачи:

1. Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

2. Упражнять в умении выстраивать картинки в определенной последовательности и комментировать свои действия.

3. Продолжать учить различать эмоциональные состояния радости, страха (испуга), грусти (печали).

4. Воспитывать нравственные нормы поведения.

Приемы: рассматривание, беседа, обсуждение.

Оборудование: серия сюжетных картинок, пиктограммы (радость, страх, грусть).

Ход занятия

1. Дети расставляют картинки в нужной последовательности.

Составляют предложения по каждой картинке отдельно. Затем составляют полный последовательный рассказ.

2. Выставляются пиктограммы с различными эмоциональными состояниями (радость, страх, грусть)

Педагог спрашивает:

- Как вы думаете, какое настроение было у мальчика, когда он играл в мяч? (радостное). Найдите среди предложенных пиктограмм “радость”.

- Какое чувство было у мальчика, когда мяч попал в чайник? (страх, испуг). Чего он испугался? Найдите “страх”.

- Какое настроение было у мальчика, когда он понял, что натворил? (хотелось плакать).

3. Пиктограммы выставляются под каждую сюжетную картинку.

- Теперь, составим рассказ об эмоциональном состоянии мальчика. Какое настроение было сначала, какое потом.

- Соединим два рассказа в один. Что происходило с мальчиком, и какое при этом было настроение.

- Как вы думаете, как вел себя мальчик? Что он сделал неправильно?

Применение данной технологии позволяет эмоционально окрасить рассказ, логично выстроить сюжет, развивать воображение.