Урок окружающего мира по теме "В Арктике"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с природой Арктики; с деятельностью людей и экологическими проблемами этого района; воспитывать бережное отношение к природе;
  • умение пользоваться энциклопедиями и дополнительной литературой.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с климатическими условиями арктической зоны.

  • получат представление об особенностях животного и растительного мира Арктики;
  • оценивать последствия деятельности людей;
  • анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Оборудование: карта “Природные зоны России”; энциклопедические словари; иллюстрации растений, животных, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт работа,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

II. Постановка целей урока.

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок- экспедиция в Арктику. А помогать весь урок нам будут очень умные книги. Например, энциклопедический словарь, который лежит перед каждым на столе.

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Необъятный простор!

- Посмотрите на глобус. Почему у него белая “шапка”?

И снизу глобус тоже белый. Почему? Ну, что в путь?

Дети: Да

Учитель:

- Наша экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Какова будет цель нашей экспедиции? (изучить особенности этой природной зоны.) Должны ответить на вопрос:

Почему этот суровый край называют арктической пустыней?

- Какие ученые должны отправиться в экспедицию и почему? Экспедиции бывают разные. Членами нашей экспедиции являются географы, синоптики, ботаники, зоологи, экологи.

Во всех научных экспедициях обязательно надо вести записи. У каждой исследовательской группы есть страница бортового журнала, в которую мы будем заносить свои наблюдения, впечатления и выводы. Полетели.

- Что это под нами белое-белое?

Дети: Облака.

Учитель:

- Нет! В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном. А белый он весь потому, что скован толстым крепким льдом.

- Посмотрите в словари, что обозначает слово Арктика.

“Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, Северная часть Новой Земли, Новосибирские острова, Остров Врангеля, Архипелаг Северная Земля. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего - 3-4 м.

Показывает учитель карту, вешает на доску. Вот мы и приземлились .Перед началом нашей экспедиции проверим наши знания.

II. Проверка знаний и умений.

1. Актуализация знаний и умений.

а) Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

б) Соедините стрелками моря и океаны:

Моря

Японское море
Балтийское море
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море
Карское море
Баренцево море
Восточно-Сибирское море
Черное море
Охотское море

Океаны

Северный Ледовитый

 

Тихий

 

Атлантический

Индивидуальный опрос

а) Покажите на карте и расскажите о Дальневосточном морском заповеднике.

б) Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

III. Работа над новой темой

Групповая работа

- Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. У каждой группы есть материал, который необходимо изучить, систематизировать, проанализировать и представить отчет о проделанной работе. Ваш отчет вы оформляете на странице.

- Пока наши группы занимаются поставленными заданиями, я расскажу немного об Арктике.

Человек не является коренным жителем Арктики. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана созданы научные полярные станции, на которых учёные изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов. Вдоль берегов проложен морской путь, по которым идут караваны судов. На берегах островов живут отважные люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На острове Врангеля был создан заповедник. Об арктическом заповеднике расскажет нам Маша.

Маша:

Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает много птиц на гнездовья. Через весь остров с запала на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на побережье можно встретить редкую птицу- розовую чайку. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики –овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.(рассказ сопровождается показом картинок)

Группа географов готовы рассказать нам о географическом положении Арктики.

Дети: Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями омывающими Россию (Белое, Баренцево, море Лаптевых, Чукотское, Карское, Восточно-Сибирское), и островами (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, о-ва Врангеля).Арктика расположена в Арктическом поясе.

Спасибо, уважаемые географы.

Группа синоптиков выяснила, что климат - арктический, с долгой и суровой зимой, лето - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует, полярная ночь длится 179 суток, темнота которой несколько оживляется мерцанием звёзд, вспышками северного сияния и слабым светом луны. Полярная ночь сменяется полярным днём, продолжительность которого 186 суток.

Температура опускается до -60oC. Снег и лёд здесь сохраняются почти круглый год. По безмолвным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Лето короткое и холодное. Температура летом на морском побережье в июле+5?,+9? C, а в центре Арктики 0, -2oC. Погода часто бывает ясная, но холодная. Поэтому в разгар лета осадки выпадают в центральной Арктике и на побережье в виде моросящего дождя, тумана.

- Спасибо, уважаемые синоптики.

Рассказ учителя об удивительном явлении природы - о северном сиянии.

Группа ботаников. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах .В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. Эти островки растительности выглядят как оазисы среди бесконечных льдов и снегов.

Самые выносливые лишайники имеют вид корочек или напоминают накипь на камнях. В Арктике растут мхи. Однако у них нет корней, а о листьях и стеблях можно говорить лишь условно.

Спасибо, ботаники.

IV. Физминутка

V. Продолжение работы над новым материалом

- Места массового гнездования птиц называют “Птичьими базарами”. Здесь они откладывают яйца и высиживают птенцов.

- Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим животный мир Арктики.

Зоологи

Суровый климат Арктики мало приспособлен для жизни животных, но здесь они тоже есть.

В арктических пустынях, на островах и побережье Северного Ледовитого океана гнездятся чайки, кайры, гагарки, тупики, чистики. Жизнь большей части обитателей арктических пустынь белых медведей, тюленей, моржей, нерп, гренландских китов - связана с морем.

Немногие животные могут похвастаться тем, что способны выжить лютой арктической зимой. Они ходят за своим медведем, который является поставщиком зимнего пропитания. Одна из них – белая чайка. У неё чисто белое оперение, чёрные ноги и небольшой, тёмный с желтизной клюв.

Кайры селятся на открытых горизонтальных карнизах скал, расположенных не ниже, чем 5-6 метров от уровня моря. Часто птица откладывает яйца на голую скалу. Яйцо кайры имеет грушевидную форму.

Гагарки и кайры имеют чёрно-белый наряд как у пингвинов. Такая окраска помогает потеряться в сумрачной глубине.

 

Гренландские киты -тихоходные звери, которые не превышают 6-8 км/ч, ныряют они не очень глубоко. Своих детёнышей вскармливают молоком.

Белые медведи-символ Севера, самые крупные хищные звери. Длина тела белого полярного медведя бывает больше 3 м и весить может целую тонну. От холода его спасает толстый слой жира и белая шкура с густой тёплой шерстью. Даже подошвы его лап покрыты шерстью, что позволяет не скользить на гладком льду.

Учитель:

- Ребята, на основе того, что мы узнали, какой можно сделать вывод?

Дети:

- Эти растения и животные приспособились к суровым условиям климата.

Спасибо, зоологам.

Учитель:

- Сейчас слово предоставим экологам. Они расскажут о деятельности человека в Арктике.

Экологи:

- Чем же занимаются люди в зоне Арктики? Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда человека. Здесь ведётся промысел морских животных. Среди птиц особый интерес представляет гага, пухом. которой выстланы гнёзда. Производится сбор гагачьего пуха из покинутых гнёзд для производства одежды, которую носят полярные моряки и лётчики. Кроме того, люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в тихий, а этот путь лежит как раз через Северный ледовитый океан. К сожалению, в настоящее время природе нанесён большой ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Также загрязняется воды северных морей мусором, вредными веществами из проходящих судов. Люди задумались над тяжёлым положением этой зоны. Они взяли под охрану редких животных, уменьшили рыбную ловлю.

Учитель:

- Что нужно сделать, чтобы не нанести Арктике непоправимый урон?

  • Запретить охоту на редких животных
  • Ограничить отлов рыбы
  • Взять под охрану птиц и животных
  • Бережно относиться к природным богатствам

- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами, возникшими в Арктике по вине человека, и предложили пути их решения.

Наши ученые хорошо поработали, мы познакомились с особенностями Арктики. Ответьте мне на вопрос:

- Как приспособились растения к суровым условиям Крайнего Севера?

  • растут в защищённых от ветра местах;
  • низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);

- Что помогает выжить животным в Арктике?

  • Толстый слой жира.
  • Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
  • Широкие лапы у зверей.
  • Окраска меха.
  • Сезонные передвижения.
  • Близость моря и пищи.

В Арктике очень скудная растительность, животный мир очень удивителен и неповторим. Работают люди.

Решите кроссворд:

1. Растение полярной зоны.

2. Пища рыб северных морей.

3. Птица, откладывающая яйца на голые камни.

4. Это животное бывает добычей белого медведя.

5. Птица с необычным красным клювом.

6. Птица, у которой чёрно-белый наряд как у пингвинов.

7. Эти птицы собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.

  • Природная зона арктических пустынь расположена.....
  • В ледяной зоне растут какие растения?
  • В Арктике обитают какие животные?
  • Большое скопление птиц на скалах называют...
  • Арктический заповедник расположен .....
  • Какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
  • Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
  • Как вы думаете. Почему они возникают?
  • Опасно ли пребывание человека в Арктике?

2. Работа в группах, составление пищевых цепей.

  • Водоросли-рачки-рыбы-птицы.
  • Водоросли-рачки-рыбы-белый медведь.
  • Водоросли-рачки-рыбы-тюлени.

VII. Итог урока. Выставление оценок.

- Наше путешествие закончено. Скажите, почему человеку нужно охранять ледяную зону Арктики?

Зачем создан заповедник на о. Врангель?

Домашнее задание: с.122-125, пересказ. Р.т. №112.