Легкая атлетика как средство самовоспитания и самореализации студентов профессиональной образовательной организации

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющих ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, а также легкоатлетического многоборья.

Нельзя подобрать более надежный вид спорта, чем легкая атлетика для социализации и самореализации подростков и по финансовым возможностям, и по уровню здоровья и по востребованности различных составляющих легкой атлетики в развитии чувств, качеств, необходимых в жизни.

Этим обусловлен мой интерес к привлечению студентов в секцию по легкой атлетике среди наших студентов.

Самореализация личности в таких видах спорта прямой путь становления и взаимодействия в микро-, макро- и мегапространстве.

Кроме этого здоровьесберегающее обучение остается приоритетным направлением в Ярославской области, что обеспечивает высокую потребность в физическом воспитании.

Остановимся подробнее на моделях социализации и возможностях социализации и самореализации у студентов.

Под моделью социализации понимается идеальная структура, отражающая изучение процессов адекватного восприятия и отражения социальных ролей, ретрансляции, трансформации, реконструкции социального опыта с последующей адаптацией и саморазвитием субъектов социокультурных отношений в пространстве.

Модели социализации субъектов социокультурного пространства находят отражение в 4-х направления (плоскостях) социального и социально-педагогического взаимодействия: спорт, наука, искусство, религия.

Меня как преподавателя физической культуры интересует направление спорт - как механизм социализации.

Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели “внутреннее-внешнее”, тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в которой человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая природу уникальности и своеобразия каждого человека.

Под педагогическими условиями социализации и самореализации подростков, занимающихся легкой атлетикой, понимаем многоуровневый, полисистемный процесс и продукт постановки и решения задач оптимизации тренировочно-соревновательной работы, предопределяющей наивысшие достижения и качественное включение личности в командные коллективные отношения.

Под социализацией подростка, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать продукт и процесс включения личности, в систему социальных отношений, верифицирующих возможности личности по продуцированию благ и ценностей, пролонгирующих социально-профессиональную страховку в выбранном направлении самореализации.

Под самореализацией подростка, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать верифицируемый процесс постановки и достижения цели становления личности.

Выделим направления моей работы как преподавателя по легкой атлетике, а затем внутри выделенного направления — педагогические условия непосредственно связанные с социализацией и самореализацией обучающегося, занимающегося легкой атлетикой:

I. Пропедевтическая работа

- просвещение и агитация молодежи к занятиям спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни как эталонов и норм микро-, -макросред;

- соблюдение возможностей, учет ограничений и приоритетов студентов;

- самоопределение и осознанный, мотивированный выбор студентами одного из направлений;

- ситуативный, своевременный выбор направления работы с группой обучающихся в структуре гендерного становления личности студента;

II. Научно-педагогическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, занимающихся легкой атлетикой:

- мотивация высоких результатов деятельности;

- формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющих перспективы выступлений команды на соревнованиях;

- осознание основ ценностно-смысловых преобразований внутреннего мира (рефлексия) и внешней среды как продуктов деятельности и культуры развивающейся личности студента;

- соблюдение этических и профессиональных норм в ресурсах верификации и оптимизации системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия;

- создание условий для получения профессионального образования, обеспечивающей качество жизни и благополучие личности в социуме;

III. Методическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия :

- использование современных научно-практических достижений в области физической культуры и спорта для организации тренировочного процесса;

- оптимизация условий и ресурсов, форм и методов, средств и технологий;

- формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности;

IV. Здоровьесберегающее направление профессионально-педагогической работы преподавателя:

- создание позитивных, комфортных, гуманных взаимоотношений в коллективе студентов ;

- расширение кругозора, формирование общей и коммуникативной культуры, ценностей гуманно-личностных отношений и пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ);

- формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе и психологической разгрузке.

Целесообразно провести среди студентов в начале года анкетирование, целью которого является выявление студентов заинтересованных в занятиях спортом и в частности легкой атлетикой, для целенаправленной дальнейшей работы с ними.

Вопросы анкеты:

  1. Какие кружки и секции Вы посещали за период обучения в школе?
  2. Чем Вы любите и любили заниматься в свободное время?
  3. Какие предметы в школе Вы изучаете с удовольствием, получая по ним высокие оценки?
  4. Какие предметы Вам нравятся, но получаемые оценки Вас пока не устраивают?
  5. Какие предметы школьной программы Вам даются нелегко?
  6. Перечислите нелюбимые предметы.
  7. Что стало причиной занятия спортом?
  8. На каких соревнованиях Вы выступали?
  9. Какие достижения у Вас есть в спорте?
  10. Что бы Вы хотели достичь в занятиях спортом в ближайшее время?
  11. Как относятся к Вашим увлечением спортом Ваши друзья и родственники?
  12. Какие качества личности формирует спорт?
  13. Сколько раз в неделю Вы тренируетесь?
  14. Какие планы Вы стоите себе на ближайший год?

Уточним педагогические условия самореализации подростков, занимающихся легкой атлетикой, в структуре самосовершенствования и самореализации подростков:

1. Формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности, через разнообразие форм и методов работы.

2. Формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющего перспективы выступлений команды на соревнованиях.

3. Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, обеспечивающей систематизацию и поиск, применение и дополнение получаемых знаний, формируемых компетенций и возможность их вариативного построения и верификации в различных ситуациях личностной и социальной, профессиональной и досуговой практике.

4. Формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе.

5. Расширение кругозора обучающегося, включение его в активный поиск новых способов и форм решения субъектно-средовых противоречий в структуре реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности.