Особенности преодоления нарушения произношения звуков [т] и [д] у детей

Разделы: Логопедия


Преодоление недостатков произношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в жизни ребенка. Помимо чисто эстетического эффекта, нарушение звукопроизношения может впоследствии привести к трудностям в усвоении русского языка, также является одной из причин возникновения дизграфии и дизлексии у школьников.
Наблюдения, проведение за последние три года показывают, что количество детей, страдающих разными формами речевой  патологии, значительно увеличилось. Во время профилактических осмотров в детских садах Московского района г.Твери выявлены различные формы речевой патологии во всех возрастных категориях.

Таблица №1. Анализ речевых нарушений у детей подготовительных групп.

Год Количество осмотренных детей % показатель выявленных нарушений речи
Норма Простая дислалия Сложная дислалия Сложная дислалия с дизартрическим
компонентом
ОНР Заикание
2012 317 70,9 33,5 11,7 1,43 0,47 0,2
2013 233 48 39 13,3 1,3 0,8
2014 288 58,3 30,5 7,6 20 0,34 0,34

Таблица №2. Анализ речевых нарушений у детей старших групп.

Год Количество осмотренных детей % показатель выявленных нарушений речи
Норма Простая дислалия Сложная дислалия Сложная дислалия с дизартрическим
компонентом
ОНР Заикание
2012 333 30,9 31,6 21,9 5,3 3,2 0,4
2013 250 30,8 35,2 23,6 8,8 2,8 0,4
2014 364 28 35,9 21,7 8,5 2,4 0,5

Таблица №3. Анализ речевых нарушений у детей средних групп.

Год Количест-во осмотренных детей % показатель выявленных нарушений речи
Возрастная дислалия Норма Простая дислалия Сложная дислалия Сложная дислалия с диз.
компонентом
ОНР Заикание
2012 376 20,2 7,4 10,7 36,3 5,5 17,4
2013 290 23.4 4,5 9,3 32 5,8 21,4 1,03
2014 331 18,7 9,6 7,2 34,7 10,5 14,8 0,9

Таблица № 4. Анализ речевых нарушений у детей, обратившихся на прием к логопеду в поликлинику.

Год Количество осмотренных детей % показатель выявленных нарушений речи
Норма Простая
дислалия
Сложная дислалия Сложная дислалия с дизартрич-м
компонентом
ОНР Заикание Ринолалия ЗРР Аутизм
2012 531 25,4 15,4 14,8 9.2 26 0,9 0,2 8
2013 606 25,7 12,7 16,5 11 23,2 0,6 6,9 0,2
2014 589 22 13,7 18,5 10,8 20,8 1 0,3 9,8

Проведенный анализ показывает, что количество детей с речевой патологией не только не уменьшается с каждым годом, а наоборот увеличивается.  Причем формы речевых нарушений становятся все сложнее, и на их исправление приходится затрачивать гораздо больший временной период.
Хочется отметить, что за последние годы значительно выросло количество неговорящих детей трехлетнего возраста.
У детей появились новые виды дислалий, ранее не отмечавшиеся в литературе. Если нарушение произношения звуков Г и К (каппацизм) довольно распространенная патология, то нарушение произношения звуков Т и Д в 80-90-е годы в моей практике не встречались. В настоящее время это  систематически встречающееся нарушение.

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

Виды нарушений:

  1. Замены переднеязычных Т и Д на соответствующие заднеязычные К и Г. (Очень редко ( один случай из восьми) встречается замена переднеязычных Т и Д на губные П и Б).
  2. Смешения согласных переднеязычных с заднеязычными.

Особенности постановки звуков Т и Д.

Постановка звуков Т и Д, как и работа над любым другим звуком,  состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Подготовительный

Артикуляционные упражнения.

  1. Улыбочка – зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
  2. Накажем непослушный язычок – постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
  3. Лопатка – широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал.

Для вызывания звука Т необходимо выработать у ребенка умение резко и сильно выдыхать.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

  1. Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
  2. Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.

Второй этап. Постановка звука Т.

Первый способ. Логопед предлагает ребенку улыбнуться, сомкнуть зубы, упереться  кончиком языка одновременно в верхние и нижние резцы, как бы «затыкая» им нижние зубы, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед – Т.

Второй способ (от межзубного). Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик, как в игре  «Загоним  мяч в ворота».

Постановка звука Д идентична работе над звуком Т. При этом нужно добавить голос.

Третий этап. Автоматизация звуков Т и Д в слогах, словах, предложениях. (Приложение №1,2)

Четвертый этап. Дифференциация звуков Т и Д в слогах, словах и фразах. (Приложение №3)

Дифференциация звуков Т-К и Д-Г в слогах, словах, предложениях. (Приложение №4)

Вся работа по автоматизации и дифференциации заключается в выработке навыка правильного произнесения изучаемого звука в слогах. Словах и предложениях. Ребенок повторяет речевой материал за логопедом (игра «Скажи, как я», «Найди ошибку»), самостоятельно называет слова по картинкам, придумывает предложения с заданным словом и т.п. Примерный лексический материал см. в приложениях.
Таким образом, при систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться стопроцентных результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.