Органы пищеварения

Разделы: Биология


Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения.

Задачи урока:

Образовательные. Формирование у учащихся:

  • новых анатомо-физиологических понятий о строении и функциях органов пищеварения.
  • продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов пищеварения с выполняемыми функциями.
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;

Развивающие.

  • развивать умение у учащихся планировать учебную деятельность;
  • работая с текстом учебника и дополнительной литературой уметь проводить сравнения, анализ, обобщения с выводами;
  • для развития монологической речи учащихся применять проблемные вопросы.

Воспитательные.

  • развитие коммуникативных способностей;
  • расширение кругозора обучающегося и формирование интереса к предмету;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы:

  • презентация
  • таблица “Органы пищеварения”
  • дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля.

Базовые понятия и термины: пищеварение, ферменты, пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

“Дерево держится своими корнями, а человек пищей”

Учитель биологии:

Ребята, прочтите внимательно высказывание и скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем изучать сегодня на уроке?”

Ответ учащихся: пищеварительную систему.

Учитель: Совершенно правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “Органы пищеварения”

Без еды человек может прожить не более 6 недель

На этом этапе возникает прямая угроза жизни голодающего. Появляются проблемы мозговой деятельности, большую часть времени человек находится без сознания и не реагирует на окружающих.

После того как организм истощил все запасы витаминов и минералов, он заболевает желтухой и цингой.

У некоторых людей на этой стадии наступает глухота и слепота.

После шести недель голодания люди умирают от сердечной недостаточности или избытка токсинов в организме.

В некоторых странах при появлении угрозы жизни объявившего голодовку заключенного, его кормят насильно.

Проблемный вопрос: Как вы понимаете следующее выражение: “Мы едим для того, чтобы жить.....”

Суммируя все высказывания обучающихся, учитель делает вывод: питание и пищеварение - свойства и признаки всех живых организмов.

Итак, что же такое пищеварение?

Учащиеся записывают формулировку под диктовку учителя в тетрадь.

Пищеварение - это процесс превращения питательных веществ в простые растворимые соединения, которые легко всасываются в кровь и лимфу.

Проблемный вопрос: Взаимосвязаны ли строение органов пищеварения с выполняемыми функциями?

Работая с текстом, обучающиеся находят, что строение и функции органов связаны между собой.

Вопрос. Какие функции выполняет пищеварительная система у человека?

Выслушав ответы, учитель записывает на доске, а дети в тетрадь.

Функции пищеварительной системы:

1. Моторная - Механическое измельчение пищи

Передвижение пищи по пищеварительному тракту

Выведение отработанных продуктов

2. Секреторная (химическая)

  • Выработка ферментов
  • Пищеварительных соков
  • Слюны
  • Желчи

3. Всасывательная - перенос конечных продуктов переваривания, воды, солей и витаминов, через слизистую оболочку пищеварительного тракта во внутреннюю среду организма.

4. Защитная - обеспечивает защиту организма от вредных факторов (бактерицидное, бактериостатическое).

5. Экскреторная -это выделительная функция, обеспечивающая выделения из организма продуктов обмена (метаболитов), неусвоенной пищи и др.

Прежде чем перейти конкретно к изучению органов пищеварения учитель дает задание.

Задание №1

Пользуясь, учебником анатомии и справочной литературой заполните схему: “Эволюция органов пищеварения”

  • Ланцетник-
  • Рыбы –
  • Земноводные-
  • Рептилии –
  • Птицы –
  • Млекопитающие –

Учитель обращает внимание на развитие пищеварительной системы от простого к сложному, а также на разные способы питания (Приложение 1).

Учитель: Какое строение имеет пищеварительная система человека?

Ответ: Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез.

Задание №2.

Изучить особенности строения и функций органов пищеварения – работа с учебником.

По мере изучения заполнить таблицу: “Органы пищеварительной системы и их функции” и выделить:

  • знакомую информацию;
  • новую информацию;
  • “хочу спросить”

Обсуждение таблицы, после чего учитель обращает внимание на то, что без пищеварительных желез переваривание пищи было бы затруднительно, переходит к изучению строения и функций пищеварительных желез.

Познакомимся с пищеварительными железами и функциями.

К ним относятся:

1. Слюнные железы

2. Микроскопические железы желудка и кишечника.

3. Поджелудочная железа.

4. Печень, выделяющая желчь.

Функции:

1. Переваривание пищи,

2. Превращение сложных питательных веществ в более простые и растворимые в воде.

Учитель: Вспомним методы изучения анатомии.

Записываем в тетрадь в виде таблицы методы исследования, используемые для изучения пищеварительного тракта (Приложение 2).

Выводы урока:

1. Пищеварительная система образована органами: ротовая полость с зубами, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие; пищеварительные железы, вырабатывающие секрет –печень и поджелудочная железа.

2. Функцию захвата и измельчения пищи выполняют зубы.

3. Строение каждого органа пищеварения тесно связано с выполняемыми им функциями.

Подведение итогов

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Давайте подведем итог. В этом вам помогут вот эти вопросы

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • В чем возникли затруднения?
  • Что помогло их разрешить?
  • Достигли ли мы поставленной цели?

IV. Закрепление изученного материала

1.Систему органов пищеварения образуют...

А) ротовая полость

Б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок

В) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Г) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы

2. Основные функции органов пищеварения:

А) секреторная

Б) двигательная

В) всасывательная

Г) защитная

Д) опорная

Е) покровная

3. Процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу растворимые соединения, которые легко всасываются в кровь и лимфу - это...

А) выделение

Б) дыхание

В) пищеварение

Г) глотание

4. К пищеварительным железам человека не относится железа

А) поджелудочная

Б) печень

В) вилочковая

Г) околоушная

5. Перечислить последовательно органы пищеварительного тракта.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание. Параграф 30, проработать таблицу в тетради.

Список используемой литературы

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек. 8-й класс. - М. Вентана-Граф, 2014.
  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.

Дополнительная литература

  1. Иванова Н.Г., Щелкунова А.Я., Крючкова С.В. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001. – 256с.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. Пособие для учителя. – М.: “Вако”, 2007.