Рейтинг@Mail.ru

Бинарный урок по физике и химии «Электролиз и диссоциация кислот, солей и оснований»

Разделы: Физика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: формирование у учащихся понятия об электролитах как проводниках II рода, процессе и механизме электролитической диссоциации веществ; сформировать понятия о солях, кислотах и основаниях с точки зрения ТЭД; знать правила техники безопасности; уметь экспериментально подтверждать указанные свойства.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать понятия о солях, кислотах и основаниях как электролитах; раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью; ввести понятие “степень электролитической диссоциации” и показать её зависимость от различных факторов; сформировать умения у учащихся составлять уравнения диссоциации; научиться выделять существенные признаки и свойства объектов.
  • Воспитательная: воспитание мотивов учения, стремления добиваться наилучших результатов; развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы и работы в паре; воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами
  • Развивающая: развивать логико-смысловое мышление учащихся; совершенствовать умения проводить лабораторный эксперимент и составлять уравнения диссоциации; классифицировать факты, делать выводы.

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, пробирки в штативе, картофель, грейпфрут, соединительные провода, гальванометр.

Время - 2 урока по 45 минут

Эпиграф урока:

“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. М.В. Ломоносов.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный этап Приветствуют учащихся, определяют их готовность к работе на уроке

(слайд 2 ) на столах (Приложение 1)

Приветствуют учителей, проверяют свои рабочие места
II Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.

а) Включение в систему знаний.

Фронтальная беседа
  1. Что такое электрический ток?
  2. Что такое сила тока?
  3. Какой буквой обозначается сила тока, в каких единицах измеряется и что принимается за единицу измерения?
  4. Каким прибором измеряют силу тока на участке цепи? Назовите правила включения в цепь прибора для измерения силы тока (3 правила)
  5. Что такое напряжение?
  6. Какой буквой обозначается напряжение, в каких единицах измеряется и что принимается за единицу измерения?
  7. Каким прибором измеряют напряжение? Назовите правила включения в цепь прибора для измерения напряжения (2 правила)
  8. Что называется, электрической цепью? Из каких частей состоит электрическая цепь?
 

Отвечают на вопросы

б) Целеполагание Дем. учителем физики

Природные электролиты (картофель, грейпфрут)

Сок картофеля – электролит, а сам клубень картофеля и гвозди работают как гальванический элемент. Также ведут себя в качестве гальванического элемента и другие фрукты, и овощи (лук, лимон).

Важнейшим процессом, который непосредственно связан с электрическим током - является электролиз.

(слайд 3,4)

Дем. видеофрагмента “Электролиз сульфата меди”

(слайд 5)

Предлагает решить задачу. Условие на слайде (слайд 6)

 

 

 

Наблюдают, сравнивают и делают вывод

 

Формулируют тему урока и цели.

в) Повторение Решение (слайд 7 ) Наблюдают, записывают краткое условие (1 ученик у доски), решают самостоятельно задачу.

Взаимопроверка. (слайд 7 )

III Изучение нового материала:

а) соли как электролиты

Вспомните состав кислот, оснований и солей?

Какие виды связи вы знаете?

Дем. видео. Диссоциация соединений с ионной связью. (слайд 8)

Отвечают на вопросы

 

Смотрят видео фрагмент

Написать уравнения диссоциации: NaCl -

K2SO3 <—>

Ag NO3 <—>

Соли – это электролиты при диссоциации, которых, образуются...? (слайд 9)

Составляют уравнения диссоциации солей и делают вывод.
б) кислоты как электролиты Дем. видео. Диссоциация соединений с ковалентной полярной связью (слайд 10)

Повторить правила ТБ

Лабораторный опыт “Определение ионов водорода в водном растворе” (слайд 11)

Смотрят видео фрагмент

 

Повторяют правила ТБ

Работа в парах.

Обсуждение эксперимента по вопросам:

1. Как изменился цвет индикаторов в растворах?

2. Какой индикатор нельзя использовать для выявления ионов водорода в растворе?

Написать уравнения диссоциации: (слайд 12)

HBr <—> ______ + _______

HNO3 <—>  _______ + _______

HF <—> _______ + ________

Кислоты – это электролиты при диссоциации которых, образуются...?

Выполняют лаб. опыт  и в лист исследования записывают наблюдения; составляют уравнения реакций, указывают тип реакции  и расставляют коэффициенты.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Делают выводы.

в) основания как электролиты Лабораторный опыт “Определение гидроксид-ионов в водном растворе”. (слайд 13)

Как изменился цвет индикаторов в растворах?

Какой индикатор лучше использовать для выявления гидроксид-ионов в растворе?

Написать уравнения диссоциации: (слайд 14)

KOH - _______ + _______

LiOH - _______ + _______

RbOH -________ + ________

Основания – это электролиты при диссоциации которых, образуются...?

Работа в парах.

Выполняют лаб. опыт  и в лист исследования записывают наблюдения; составляют уравнения реакций, указывают тип реакции  и расставляют коэффициенты.

Отвечают на вопросы.

Батова Л.В.

Томенко Е. М.

 

Делают выводы

IV Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний Организует индивидуальную работу в тетради:

Записать уравнения диссоциации

Задания (слайд 15)

  • Mg Cl2 <—>
  • H2SO4 <—>
  • Ba(OH)2 <—>

Общий вывод (слайд 16)

Выполняют задания в тетради.

У доски записывают уравнения с комментированием записи.

Проверка результатов работы, самооценка.

Формулируют общий вывод

Практическое применение электролиза (слайд 17), (слайд 18), (слайд 19), (слайд 20), (слайд 21), (слайд 22), (слайд 23) Краткие сообщения учащихся

(не более 1 мин)

V Подведение итогов урока Вернуться к задачам и проанализировать все ли они выполнены. (слайд 24)

Подведение итога урока, выставление оценок учащимся за активную работу

Проводят совместно с учителем анализ
VI Домашнее задание (слайд 25) Записывают д/з

Приложение 1.