Система музыкального воспитания Эмиля Жака-Далькроза

Разделы: Музыка


“Пророк ритма”, “музыкальный Песталоцци”... Эти эпитеты адресованы швейцарскому педагогу, композитору Эмилю Жаку-Далькрозу (6 июля 1865, Вена-1 июля 1950, Женева). Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А.Делиба, С.Франка.

Около восемнадцати лет Э.Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории. На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.

Ритм у Далькроза перерастает свое “узкоцеховое” музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организовонности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель – помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовывать мир и создать “нового человека”. В 1910 г. по инициативе В.Дорна Э. Жак-Далькроз с сорока шестью учениками переезжает в Дрезден. В живописном местечке Хеллерау под Дрезденом был воздвигнут Институт ритма Жака – Далькроза. Педагогический коллектив был интернациональным, как и коллектив учащихся. Преподавание велось на немецком и французском языках. Тон дружелюбия и открытости задавал обаятельный и жизнелюбивый мэтр, излучавший радость и воодушевление. В общении он был, что называется шармер - прост и непосредственен, с великолепным чувством юмора и умением блестяще вести беседу. Далькроз был одарен не только музыкально, он неплохо рисовал – об этом можно судить по сохранившимся шаржам и автошаржам, а также весьма остроумной графической записи ритмических заданий. Далькроз вникал во все детали жизни находящихся на попечении студентов, полагая, что в процессе воспитания нового, ритмически организованного человека нет мелочей. Постижение феномена ритма может помочь учащемуся ритмическим образом структурировать всю его жизнь, даже распорядок дня.

К каждому ученику Далькроз находил свой, индивидуальный подход, стремясь развить его личностные качества. Он настолько глубоко и всесторонне знал свих воспитанников, что с необыкновенной легкостью и психологической точностью импровизировал на уроках их музыкальные портреты. Организация учебного процесса в Хеллерау была детально продумана. В учебный план входили следующие дисциплины: ритмическая гимнастика, сольфеджио, импровизация, дыхание, анатомия, гимнастика, хор, танец или пластика. Кульминацией деятельности Института ритма стал проведенный летом 1912 года первый Праздник ритмических игр. Эти игры мало освещались в современной искусствоведческой литературе – вероятно, по причине, указанной Т.Бачелис: “Феномен Хеллерау кажется загадочным и музыковедам, и театроведам. Явление это находится на стыке разных сфер – театра, музыки, музыкального воспитания и гимнастики”. Наибольшее удивление вызвали пластические решения ранее не “танцевавшихся” жанров полифонической музыки и, особенно, номера выросшие из учебных упражнений ритмической гимнастики, в жанровом отношении представлявшие собой “редкое сочетание пантомимы, гимнастики, балета и оперы”. На фоне различных пластических школ и учений начала ХХ века система Э.Жака-Далькроза выделяется своей детальной проработанностью и четкой структурой.

В ее основу положено понятие ритма как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех ее проявлениях и формах. Человек, способный пронизать ритмическим свою жизнь и свое тело, приобщается к глубочайшим тайнам мироздания и приобретает невиданное могущество. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух. Цель системы Далькроза – это система “одухотворенных телесных упражнений” - привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни, и все это – благодаря воспитанию собственного ритмического разума, воли и самообладания. “Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов”,- говорил ученикам Э.Жак – Далькроз.

“Школа нравственного здоровья” Далькроза обращена к весьма широкому кругу людей – от ученых, медиков, психолгов, педагогов, воспитателей до музыкантов, танцоров, актеров и режиссеров. Помимо решения общеэстетических, воспитательных, гигиенических, терапевтических задач упражнения ритмической гимнастики готовят к работе во всех сферах искусства, поскольку в основе любой из них лежит ритм. Из ритма рождается и пластика, и музыка. В музыкальных движениях человеческого тела объединяются зрительное и слуховое, глаз становится органом музыкального восприятия: музыку можно не только слышать, но и видеть. Идея зримой музыки витала в воздухе тех лет, истоки ее виделись в театральных действах античности, к воскрешению которых стремился не только Жак – Далькроз. В орхестике, синтетичном искусстве древних, особенно привлекательной казалась пластическая реализация музыки, непосредственное слияние тела и Я с музыкой.

Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Технический тренинг, дисциплина движений развивают память тела.

Альфа и омега системы ритмической гимнастики – шаг. Французское выражение faire las pas в буквальном переводе означает делать шаги, то есть одновременно структурировать и время, и пространство. Основная времяизмерительная единица – четверть, ей соответствует один обычный шаг. Более короткие длительности отображаются более мелкими шагами, в более длинных начало звука отмечается шагом, а его протяженность – движениями рук и тела. Таким образом, предполагается не механическое отбивание метра, а отражение мелодического ритма (новое движение вызывается только новым звуком).Защищая ритмическую систему от упреков в надуманности и бездушной механичности движений, С. М. Волконский подчеркивал философичность далькрозовского жеста: так, в пластической картине целой ноты или такта 4/4 движение рук вниз означает землю, к себе – Я, от себя – вселенную, все кроме Я, вверх – небо.

В отличие от других видов упражнений под музыку, задействующих только ее метрическую пульсацию, в системе Далькроза тело учится реагировать на все аспекты метроритмической организации, акцентуацию, паузы, звуковысотность, модуляционные процессы, агогику и динамику, темп, особенности интонирования и фразировки. Для пластического воплощения (выражения музыкальной ткани в системе ритмической гимнастики) существует специальный термин: реализация. Музыкальная ткань переживается (охватывается телом более полно), что позволяет говорить о подлинной “жизни с музыкой, жизни в музыке”.

В далькрозовском сольфеджио для тела много внимания уделяется упражнениям на концентрацию внимания, развитию внутреннего слуха, памяти, координации движений и независимости отдельных членов тела друг от друга. Последние упражнения вызывали особенно бурные восторги сторонников метода – и столь же жесткое неприятие его оппонентов. Зрелище учеников, свободно владеющих навыком одновременного выражения двудольного метра головой, триолей руками и квинтолей ногами для одних служило олицетворением полной власти воли человека над своей телесностью, для других – “ дрессированного пляса” “раздробленного пляса”.

Движения учеников не копируются с преподавательских, а строятся исходя из своих собственных мышечных ощущений, в свою очередь обусловленных музыкальной формой. Ставится принципиально другая задача: не заучивать определенные па, а изучать азбуку движения. Работа ведется без зеркала. Только собственное мышечное чувство корректирует жест. Большое значение Далькроз придает пластической и музыкальной импровизации – как способу развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала. Изначально на ритмических занятиях звучала по преимуществу музыка, импровизируемая педагогом. Это обеспечивало необходимый эффект новизны и непредсказуемости, стимулируя развитие способности мгновенно реагировать на звучащий материал. К сожалению, позже материал стал чаще подбираться из методических сборников. Далькроз – педагог всегда доминирует над Далькрозом – художником. На своих демонстрациях он имел мужество показывать публике учебные упражнения, не рассчитанные на эстетическое восприятие. Принципиальная позиция педагога по отношению к публичным показам такова: важно не что видит зритель, а то, на каком уровне относительно своих возможностей выполнит собственную задачу ученик. Далькроз настаивал на возрастном подходе к обучению. Он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими объяснениями. Его лозунгом было: “Учить и учиться радостно, с удовольствием”.

Одним из главных недостатков современной музыкально – образовательной системы Далькроз и многие его современники считали преждевременное обучение ребенка игре на инструменте – в том возрасте (до восьми лет) когда он еще не способен согласовываться с чужим ритмом и выражать авторское содержание пьесы. Он настаивает: нельзя требовать от ребенка за инструментом, чтобы он выразил то, что в действительности еще не прочувствовал и не пережил, это приучает ко лжи. Поэтому начинать музыкальное образование следует с воспитания чувств, а не с постановки руки!

Самый гибкий и подвижный инструмент для этого – голос. Практически все упражнения системы рекомендуется пропевать. Не случайно в результате занятий по далькрозовской системе развивался абсолютный слух и ученики могли свободно петь с листа по цифрованному басу многоголосные гармонические последовательности. Прав был С.М.Волконский, отмечавший, что преподаватели фортепиано вводят ребенка в мир музыки через зрение, а ритмическая гимнастика – через слух. Советы Далькроза, обращенные к преподавателям ритмической гимнастики, не утратили своей актуальности и для теперешних педагогов:

  • Никогда не давать неподготовленного урока.
  • Не задавать упражнения, которые не можешь безошибочно исполнить.
  • С первого же урока наблюдать за отчетливой правильной постановкой тела и точным обозначением такта.
  • С каждым новым упражнением давать другую скорость. Чем быстрее движение, тем легче соблюдать его связанность; чем медленнее – тем важнее и труднее соблюдение равновесия.
  • При первых признаках усталости у наименее одаренного из учеников прекратить упражнение, дать ему совсем другое; в конце урока повторить то же упражнение в другой форме.
  • Разнообразить! Например, после непосредственных реализаций – (дать) упражнения с большей вдумчивой подготовкой; потом – упражнения технически – ритмического характера; затем упражнения в автоматизации (движений). Помнить: на детском уроке не (следует) вызывать слишком частого умственного напряжения.
  • В своих импровизациях всегда давать мелодию. Воспоминание о мелодии помогает усвоению ритма.
  • Никогда не выдавай своего раздражения по поводу неудачно исполненного упражнения. Твое раздражение влечет за собой раздражение учеников. Лучше прибегнуть в этом случае к шутке, превратить серьезное в игру, (тогда) внутреннее твое напряжение разойдется.
  • И все это будет тебе легче выполнить, когда вспомнишь собственные свои неудачи и ошибки, когда сам был учеником.
  • Никогда не забывай, что преподаватель обязан пробуждать в ученике его личный ритм, а не навязывать ему свой собственный - это педантично.
  • Только тот хороший учитель, кто может перед учениками и ошибаться. Твоя ошибка больше сближает тебя с учениками, чем вся твоя мудрость.
  • Вера в себя, в учеников и в силу труда.

Литература.

  1. Э.Жак-Далькроз. Ритм. “Классика ХХI”. - М.2002.