Рейтинг@Mail.ru

Из глубины седых веков (изучение нравственного наследия)

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям малой родины.

Актуальность и проблема исследования: В работе отражаются: региональное и национальное своеобразие края, взаимосвязь истории Сибири с общероссийским и мировым пространством.

Задачи:

  • Формировать понимание смыслового содержания православия и его роли в истории страны;
  • Развивать познавательный интерес к изучению духовных истоков становления и развития культуры родного края;
  • Воспитывать любовь к России и гордость за неё.
  • С этой целью был проведен библиографический анализ комплекса публикаций, размещенных в сети Интернета, материалов Томского, Кыштовского, Омского архивов. Полученные сведения согласовывались с воспоминаниями местных старожилов. В настоящее время совместно с учащимися школы мы работаем по составлению летописи села Малокрасноярка Кыштовского района Новосибирской области.

Предварительная подготовка:

  • Сбор учащимися информации о своих генеалогических корнях, истории родного края от родителей и старожилов села.
  • Подготовка индивидуальных сообщений учащимися по теме.
  • Приглашение лиц, участвующих в сценарии мероприятия.

Эпиграф: “Если ты стреляешь в свое прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки”. (Расул Гамзатов)

Ход мероприятия

Звучит запись песни “Родина моя”. Автор: Б.Терентьев - Е. Евтушенко

Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, ребята! (Слайд 1) Сегодня мы с Вами совершим небольшое, но я думаю, интересное путешествие в прошлое нашей малой родины.

Наша встреча посвящена таким важным понятиям, как любовь к малой родине, православие, патриотизм. Все ли мы знаем значение этих слов? Что же такое “малая родина”, “православие”? (Выслушиваются мнения учащихся). Хорошо! Молодцы!.. А знаете ли вы, кем были ваши бабушки-дедушки и более дальние родственники? Откуда они приехали, заселяя необжитый таежный край?

Учащиеся (по желанию) рассказывают о своих родственниках. (Слайд 2)

Учитель: Довольно часто мы слышим фразеологическое выражение “Иван Непомнящий родства”. Кого же так называют и за какие “заслуги”?

Ученик 1: “Беглецы с каторги, крестьяне, бежавшие от произвола помещика-крепостника, солдаты, не вынесшие тягот рекрутчины и прочие “беспаспортные” бродяги, попав в руки властей, тщательно скрывали свое прошлое. На допросах они называли себя Иванами, уверяли, что происхождения, родства своего не помнят. В полицейские протоколы так и вписывалось: “не помнящие родства”. Юридическая формула трансформировалась в прозвище Иван Непомнящий, переросла в поговорку “Иван, родства не помнящий” применительно к тем, кто отрекается от своих привязанностей, дорогих ему прежде людей. В литературной речи эти слова наполнились более емким смыслом: человек без идей, убеждений, чувства святого, а то и отрекшийся от своей Родины”. [9]

Учитель: Ребята, можете ли вы назвать себя Иванами Непомнящими? (Выслушиваются мнения учащихся).

Основная часть

Учитель: У каждого человека есть своя малая родина. А всем ли известно, когда и кто основал село Малокрасноярка, в котором вы сейчас живете и обучаетесь?

Ученик 2: Хронологически написанной истории села не имеется, документов прошлых столетий не сохранилось. Согласно рассказам пожилых людей, которые они слышали от своих дедов и прадедов, ещё в начале 18 века территория нашего района была покрыта лесами и болотами. (Слайд 3)

Считается, что территорию Сибири до 16 века заселяли юганские ханты, затем до 18 века территория была населена татарскими племенами, которые жили осёдло небольшими аулами. В конце 18 века территория постепенно заселяется русскими, которые добирались сюда по рекам. (Слайд 4) В 1796 году образовалось наше село Малокрасноярка, затем и соседние деревни: Старая Скирла – в 1806 году, Малая Скирла – в 1846 году. Прибывали сюда переселенцы из Мордовии, из Минской, Витебской, Орловской, Могилевской и других губерний Центральной России. Переселяясь целыми обществами со всеми родными и знакомыми, новосёлы на местах поселения не забывали своих обычаев и наречий.

В те давние времена, когда берега Тары окружали дремучие леса, дома рубили “на месте”, (Слайд 5) до сих пор в селе Малокрасноярка стоят лиственные дома, срубленные Селиховым И. Н., Теряевым Д. Е. и Болдыревым П. С. До сих пор от того времени остались названия колков, озёр, пашен, названные по фамилиям первых пользователей, перешедших в названия урочищ: Крупачёвское, Крепких, Можаровское, Ломакинское, Гревцовское, Шестаковское, Жердевское, Ретинских, Барковское; Чайкина, Калижникова и Морозкина луки; озёра - Липовское, Абрамочкино, Грунино, Данилово... [4]

По архивным данным на 01.01.1927 года в Малокрасноярке был волостной центр. Здесь проживало 19 351 человек. Руководили волостью 4 человека: староста, писарь, помощник писаря, урядник. Порядок, как считают старожилы, был отменным! В самой Малокрасноярке тогда проживало 1190 человек, в т. ч. 546 мужчин и 644 женщины. (В настоящее время – меньше 300 человек.)

Учитель: Спасибо! Полагаю, что в списке фамилий, многие из вас услышали и свои фамилии или фамилии своих предков... Как же обстоял вопрос с образованием? Была ли возможность у сельских жителей учиться? Кто имел право на обучение? Кто, где и как проводил обучение?

Ученик 3: До начала 20 века население было сплошь неграмотным, только дети богатых могли читать. Большинство жителей расписывалось крестиком или припечатывали к бумаге свой палец, предварительно задымленный над горящей берестой. Дети богатых жителей учились у себя дома, их учителями были грамотные старики, обучение велось по церковно-славянской азбуке и цифровому счету в пределах 4-х действий.

21 июля 1874 года Министерством государственных имуществ в селе Малокрасноярка было открыто сельское одноклассное училище. Учебники для училища покупались полицейским управлением, обучение детей было бесплатным. Учителей в училище назначал штатный смотритель Тарского уезда.

Кто был первым учителем неизвестно. В январе 1875 года обучала детей Квитковская Авдотья (возможно, она и была первой учительницей!), рожденная в крестьянской семье. Умерла она в феврале 1876 года и только в августе этого года на эту должность приняли дочь чиновника Рахиль Панкину с обязательством сдачи соответствующего экзамена на профпригодность через полгода работы. [2]

Законоучителем в училище с 1876 года был священник Малокрасноярской церкви Василий Дмитриевич Караульщиков, сын священника, окончивший Тобольскую духовную семинарию по первому разряду. В 1891 году вместе с ним в училище преподавала учительница Зинаида Степановна Соболевская, дочь медфельдшера дворянского сословия. В училище она поступила в 1889 году, окончив Курганскую женскую прогимназию, получив свидетельство на звание учительницы сельского училища.

На 1 января 1891 года в училище училось 18 мальчиков и 3 девочки, из них две девочки из духовного звания и одна – из мещан, все мальчики – из крестьянских семей. В 1895-96 учебном году в школе обучалось 24 ученика, в т.ч. 4 девочки. Должность учителя занимала Ольга Ивановна Обрядова, дочь Потомственного Почетного гражданина. Образование у нее было домашнее, но она сдала экзамен на звание сельской учительницы. В 1899 году Караульщиков и Обрядова обучали 44 ученика, в т. ч. 7 девочек. Сельское училище считалось одноклассным, но обучались в нем дети 3 года. В школе ученики подразделялись на три отделения: старшее, среднее, младшее. Ученики старшего отделения сдавали выпускной экзамен, выпускники школы получали документ о низшем начальном образовании.

В 1889 году параллельно с сельским училищем в селе открывается церковно-приходская школа. В 1896-97 учебном году учителем в этой школе был дьякон Алексей Петрович Аверьянов, он имел звание учителя сельского училища. Законоучителем был священник Ксенофонтов Василий. Здание школы принадлежало собственно церковному приходу. Средства на обучение поступали от церкви, Епархиального совета и от прихожан. В школе имелась своя библиотека. В этом году в школе обучалось 40 учеников, в т. ч. 5 девочек. Обучение детей осуществлялось по примерно таким же программам в течение трех лет с последующей сдачей выпускного экзамена...

В конце двадцатых годов все поселения сельсовета были охвачены компанией ликвидации безграмотности. Всем взрослым, кроме стариков и старух, было приказано в обязательном порядке сесть за парты и в короткий срок научиться читать и писать. Местом их занятий была не только школа, но и изба-читальня, которая открывалась в 1926 году. Учителями назначались комсомольцы 16-17 лет, имеющие по 3-4 класса образования. За ними закреплялись по 4-5 безграмотных взрослых учеников.

Учитель: Спасибо! Сейчас мы поговорим с вами о вкладе церкви в историю нашего села, потому как она многие годы вела не только религиозную, но и просветительную, образовательную деятельность. (Слайд 6)

Богоявленский храм располагался в центре нашего села, по словам старожилов, был он очень красивым... Здание было двухэтажным, окрашено в яркий розовый цвет, купола блистали позолотой. Территория была обнесена красивым узорчатым забором из досок, содержалась в чистоте и порядке. Строили храм на пожертвования богатых купцов и жителей села. Посещали храм прихожане из всех окружающих 118 населенных пунктов волости, здесь проводились крещение новорожденных, венчание и отпевание покойных, которых потом хоронили на Малокрасноярском кладбище... (Слайд 7)

Вряд ли кто укажет точную дату открытия Богоявленского храма. О судьбе последних священников нашей церкви вы еще раз прочли в сети Интернет, районной газете "Правда севера" идя на это мероприятие. [5, 6, 7] (Слайд 8) (Приложение 1)

Учитель: Иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов приняли священный сан в годы гонения на Православную Церковь. Их не устрашило, как на глазах прихожан безбожные власти жестоко расправлялись с верующими. Огромная страна, охваченная богоборческой бурей, страстями и злобой, была жива только этим жертвенным воздухом литургии, молитвой за всех и вся. Мир милосердия по-настоящему раскрывался только здесь в храмах, где вопреки страшным реалиям продолжали служить русские Батюшки, совершая свой подвиг – служение Богу. Только в церкви сельский житель мог обрести душевный покой. [8]

После революции Пятаеву пришло письмо из Москвы: “Михаил, мне очень жаль... ты был учителем, а теперь стал священником. ...сейчас не подходящее для священнослужителей время. Я тебе предлагаю приехать в Москву и снова поступить на работу учителем...”. (Слайд 9) За два дня до ареста матушка Евфросиния напомнила отцу Михаилу об этом предложении, но он сказал: "Я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу? Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей всех вырастишь и с Божией помощью воспитаешь, никого не потеряешь...” Матушка была беременна восьмым ребенком, дочь Юлия родилась уже после расстрела отца.

Аналогичная судьба последнего священнослужителя Гришина Фёдора Ивановича... (Слайд 10) Суровое отношение было со стороны местных государственных структур к семьям репрессированных священников. Так, в 1937 году Матушку Марию Гришину с 4 детьми выселили из дома, изъяли лошадь, корову, конфисковали скромную мебель. Семья долго ютилась по чужим баням, батрачила за низкую оплату у односельчан. Детям, получившим в наследие ярлык “Враги народа”, запрещалось вступать в октябрята, пионеры и комсомольцы. Старший сын, чтобы продолжить учебу, был усыновлен одной из сельских семей.

Я предоставляю слово его внучке, Малышевой Г.В., проживающей в нашем селе. Она расскажет нам о нем и о последствиях репрессии в жизни своей семьи.

Рассказ Малышевой Г. В. (Приложение 2) (ответы на вопросы учащихся).

Учитель: Спасибо!.. После религиозного переворота из церкви были вынесены все иконы, книги в серебряных и позолоченных переплетах и прочее, а затем все это уничтожено в костре разбушевавшимися активистами. Местные жители пытались сохранить святыню, но под бдительным присмотром властей удалось спасти только несколько икон. Были сняты и разгромлены колокола, которые при падении от своего веса чуть не полностью входили в землю. По словам Ф. В. Разумовского "Деревня обычно не терпит баловства и ветрогонства, а тут как с ума все посходили: рушили святыню безвозвратно, сбрасывали колокола, сжигали иконы под дикие пляски и вакханальные песни". [10] (Слайд 11)

Обобщая услышанное, ответьте на вопросы:

  1. Все ли местные жители одинаково переживали репрессии священнослужителей, крушение храма? Почему?
  2. Почему местные священнослужители не согласились навсегда отречься от религии и вновь вернуться учителями в школу?
  3. Какие связи с религией всё-таки сохранились в семьях наших предков, несмотря на притеснения антирелигиозной политики?

(Выслушиваются мнения учащихся).

Учитель: Действительно, долгие годы вероисповедание было тайным, так как в домах запрещалось даже содержать иконы. Но время шло...

Ученик 4 читает стих А. Роскова “Второе пришествие”. (Приложение 3) [1]

Учитель: В 989 году была крещена Русь в Православие, и с того момента, чтобы в нашей стране ни случалось, вера всегда спасала русских людей. Так было и потому, что наши предки чтили свои корни и традиции. Какие же церковные праздники наши предки чтили и передали нам в наследие? (Выслушиваются мнения учащихся).

Издавна престольным “съездным” праздником на селе считается день Крещения Господнего, т.е. 19 января. В последнее время в этот день осуществляются массовые выезды жителей всей округи на озеро Данилово с обязательным купанием в купели. Воду, взятую в этот день из любых источников, местные жители используют как святую. (Слайд 12)

Ученик 5:

Поклонный Крест святой Руси –
Страны родной духовный щит.
О милости господней попроси,
И у креста святого не ропщи.
Не дожидаясь грозного перста,
Средь праздников и серых буден
Покайся, помолись ты у креста,
Твори добро на радость людям.

Учитель: 22 мая 2014 года – особый необычный день в истории села, оставивший неизгладимый след и благие воспоминания в памяти многих малокрасноярцев. (Слайд 13) В этот день многие сельские жители к 12 часам дня собрались на въезде в село у указателя “с. Малокрасноярка”. В это же время по приглашению сюда прибыли: руководитель управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области А. В. Кошелев, начальник управления министерства культуры Новосибирской области Е. А. Бабиков, специалисты Новосибирского государственного областного Дома народного творчества В. С. Ясько и С. П. Афанасьева, съемочная группа телекомпании “Вести-Новосибирск”, глава Кыштовского района Н. В. Кузнецов, председатель районного совета депутатов М. Е. Гончаров, а также гости из соседних населенных пунктов. С особым трепетом и волнением собравшиеся встретили Феодосия, епископа Каинского и Барабинского, и иерея Александра Львова, настоятеля прихода во имя святителя Николая. (Приложение 4)

Ученик 6: Ознаменовавшееся здесь событие, приуроченное к празднованию двух праздников – Дня Николая Чудотворца и Дня славянской письменности и культуры, было посвящено освящению Поклонного креста в память о местных новомучениках Михаиле Пятаеве и Иоанне Куминове. Данная святыня была воздвижена по авторскому проекту “Святые образы” местного учителя биологии Еланцева Н. В. (Слайд 14) в рамках конкурса социально-значимых проектов правительства Новосибирской области. Цель проекта – увековечивание имен репрессированных в 1930 году священников Богоявленского храма. Преосвященнейший Феодосий совершил чин освящения по всем канонам православия и молебен за местночтимых новомученников. Произносимые совместные молитвы сопровождались церковными песнопениями хора прихода во имя святителя Николая. (Слайд 15)

Учитель: Время бесследно мчится в неизвестность. И вот уже первый призывник в Российскую армию положил свой поклон местной святыне, первая супружеская пара после регистрации брака своей семьи возложила букет цветов. Почти ежедневно поздними вечерами сюда приходят малокрасноярцы, оставляя у подножия креста цветы. Останавливаются проезжающие на озеро Данилово неизвестные машины и незнакомые люди в безмолвии застывают над табличкой “Крест воздвижен в память о священномучениках Михаиле Пятаеве и Иоанне Куминове по благословлению Преосвященнейшего Феодосия, епископа Каинского и Барабинского. 22.05.2014 г.”

У Александра Роскова вторым “пришествием Креста” на гибнущую Русь было названо возвращение икон, спрятанных на чердаках, в передние углы. Быть может Поклонный крест - символ духовного единения как третий этап религиозного возрождения, для всех малокрасноярцев станет маяком, который будет освящать путь последующим поколениям и оберегать их от бед. А пока малокрасноярцы готовятся к очередному этапу возрождения святыни – открытию часовни...

Заключение

Учитель: Подведем итоги нашей встречи.

1. Ваше мнение: нужно ли знать историю родного края?

2. Почему вера в Бога на протяжении веков остается нерушимой?

3. Почему произошло “второе пришествие Христа”?

4. Можно ли назвать священнослужителей героями? Какого времени?

5. Нужно ли возродить церковь в селе? (Выслушиваются мнения учащихся).

Ученик 7:

Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни.

Послушайте стих “Ода Малокрасноярке”, читает автор. (Приложение 5) [3]

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашего села, а, сколько ещё нового и интересного вам предстоит узнать! Каждый из нас, как уважающий себя человек, должен знать историю России и малой родины, села Малокрасноярки, и историю жизни малокрасноярцев, наших предков...

Завершается наше мероприятие традиционно ежегодной посадкой куста сирени около Поклонного креста. Быть может, в память о прошлом нашей малой родины заросли этого растения когда-нибудь будут украшать въезд в наше село, как некогда Богоявленский храм, утопающий в пятаевской сирени. Пройдемте к местной святыне...

Использованная литература.

  1. Газета “Завалинка”, № 11. 2013 г., с. 23.
  2. Голобушин В. И. Омская епархия. 1914 г.//Материалы Омского государственного архива, 2006 г.
  3. Еланцев Н. В. Ода Малокрасноярке. // Свет Родины. Сборник поэтов Кыштовского района. Новосибирск: ГАУ НСО. Изд. Дом “Советская Сибирь”, 2015. – 171-179 с.
  4. Метрические книги Богоявленской церкви с. Мало-Красноярского за 1882 год.// (Государственный архив Новосибирской области. Фонд Д156, Опись 1, Дело № 2342, 2341.)
  5. http://drevo-info.ru/articles/23652.html // Куминов И.И.
  6. http://drevo-info.ru/articles/23636.html // Пятаев М.М.
  7. http://www.orthedu.ru/kraeved/2414-10.html Еланцев Н. В. Из истории образования Малокрасноярской волости. // Сайт Образование и Православие.
  8. http://orthoview.ru/goneniya-na-russkuyu-pravoslavnuyu-cerkov-v-sovetskij-period// Правда о гонениях на Русскую Православную Церковь в советский период
  9. http://www.otrezal.ru/catch-words/161.html
  10. www.YouTube.com // Разумовский Ф.В. Фильм “Русская Голгофа” из цикла “Кто мы?” 11 фильм.