Сценарий литературно-музыкального салона, посвященного С.Т.Аксакову, "Талант, отражавший правду жизни"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Библиотекарь:

Добрый день, гости нашего салона! Сегодня мы поговорим об удивительной эпохе-первой половине 19 века, в которой жил и творил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог-таким вошёл в сердце русского читателя автор “Семейной хроники” и “Детских годов Богрова-внука” Сергей Тимофеевич Аксаков. Его произведения дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы.

1 ученик:

Отрывок из произведения С.Т. Аксакова

“Детские годы Багрова-внука.”

“дали мне держать удилище, но мне сделалось так грустно, что я положил его и стал просить отца, чтоб он отправил меня с Евсеичем к матери. Отец удивился, говорил, что еще рано, что солнышко еще целый час не сядет, но я продолжал проситься и начинал уже плакать. Отец мой очень не любил и даже боялся слез, и потому приказал Евсеичу отвезти меня домой, а самому поскорее воротиться, чтобы вечер поудить вместе. Мое скорое возвращение удивило, даже испугало мать. "Что с тобой, -- вскрикнула она, -- здоров ли ты?" Я отвечал, что совершенно здоров, но что мне не захотелось удить. По нетвердому моему голосу, по глазам, полным слез, она прочла всё, что происходило в моем сердце.”

2 ученик:

“Комната мне чрезвычайно нравилась; кроме того, что она отдаляла меня от покойника, она была угольная и одною своей стороною выходила на реку Бугуруслан, который и зимой не замерзал от быстроты течения и множества родников. Он круто поворачивал против самых окон. Вид в снегах быстро бегущей реки, летняя кухня наострову, высокие к ней переходы, другой остров с большими и стройными деревьями, опушенными инеем, а вдали выпукло утесистая Челяевская гора, -- вся эта картина произвела на меня приятное, успокоительное впечатление. В первый раз почувствовал я, что и вид зимней природы может иметь свою красоту.”

2 ученик:

Отрывок из произведения С.Т Аксакова:

“Записки ружейного охотника Оренбургской губернии”

“Самое лучшее из них — болото чистое, луговое, заливаемое весенними потоками, поросшее кустиками и редкими деревьями. Как хорошо оно в теплое весеннее утро!”

4 ученик:

“Вода сбыла, оставя кое-где мокрые следы и небольшие гривы наносной земли с черноземных полей. Нигде растительность не является с такою силой.”

5 ученик:

“Солнце палит влажную, тучную почву и тянет из нее травы и цветы: чуть не видишь, как растут они! Кусты и деревья только что распустились или распускаются, блестящим ароматным лаком покрыты их листья. Каждый куст и дерево окружено собственною благоуханною атмосферой...”

 6 ученик:

Отрывок из произведения С.Т Аксакова

“Семейная хроника”

“В разгульной юности, в молодецких потехах, кучу военных товарищей, на него нацеплявшихся, стряхивал он, как брызги воды стряхивает с себя коренастый дуб после дождя, когда его покачнет ветер.”

7 ученик:

“не было человека, кто бы ему не верил: его слово, его обещающее было крепче и святее всяких духовных и гражданских актов.”

8 ученик:

“Он не женился на одной весьма богатой и прекрасной невесте, которая ему очень нравилась, единственно потому, что прадедушка ее был не дворянин.”

9 ученик:

Отрывок из произведения “Воспоминания”

У Евгеньи Степановны в семи верстах от ее сестры Александры Степановны находилась деревушка из двадцати пяти душ, при ней маленький домик, сплоченный из двух крестьянских срубов, на родниковой речке Бавле, кипевшей форелью (уголок очаровательный!), и достаточное количество превосходной земли со всякими угодьями, купленной на ее имя у башкирцев за самую ничтожную цену, о чем хлопотал деверь ее, сам полубашкирец, И.П. Кротков.

Увы! земля эта отошла после многолетней тяжбы с соседственной Бавлинской тюбой башкирцев, которые доказали, что они настоящие вотчинники. Бедная тетка моя купила неподалеку девятьсот десятин и должна была перевесть свою деревушку и перенесть усадьбу.

Я, Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель 19 века:

Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженные башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые, несчетны табунами
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!.

Добрый вечер дамы и господа! Я рад, что в сегодняшний вечер вы вместе со мной вспомните о моей творческой жизни, которую я провёл 19 веке. А это моё одно из самых замечательных стихотворений, посвященное моей малой родине - оренбургской земле, деревне – Аксаково, в двадцати пяти верстах от уездного города Бугуруслана, где провёл своё удивительное детство, часто бывал у своей крестной в гостях в Бавлах, приезжал на воздвижную ярмарку в Бугульму, поэтому край ваш знаю хорошо

Я, Николай Васильевич Гоголь, друг писатель:

20 сентября 1791 года, в далёкой Уфе, у служащего уфимского суда Тимофея Степановича Аксакова родился сын

Я, Иван Сергеевич Тургенев, друг, писатель:

Из Уфы поскакал верхом нарочный, чтобы оповестить дедушку Степана Михайловича Аксакова, о радостном событии. Властный, своенравный Степан Михайлович, владелец села Ново-Аксакова, обширных земель и многочисленных крепостных, желал иметь внука, будущего продолжателя рода.

Я, Николай Языков друг, писатель :

И вот ожидания сбылись – нарочный привёз ему известия о появлении на свет внука, которому дали, как это и было заранее условлено, имя Сергей.

Я, Мария Николаевна, мать писателя:

Серёжа родился болезненным ребёнком, а я заметив, как хорошо действует на него дорога, постоянно ездила с ним из Уфы в ближайшие деревни на берега красивой реки Дёмы. Там уже первыми впечатления маленького Серёжи была природа.

Я, Тимофей Степанович, отец писателя:

Я, наоборот, развивал в мальчике привязанность к охоте, склонность к общению с природой и простыми крестьянами, прививал любовь к тяжёлому крестьянскому труду.

Я, Николай Мисалович Ибрагимов, преподаватель русской словесности в КГУ :

Когда Сергей Тимофеевич окреп, мать выбрала ему в дядьки крепостного крестьянина Евсеевича. Тот оказался большим любителем природы, и она разрешила Серёже проводить с ним время то на пруду, то на мельнице, то в лесу, то в полях.

Тимофей Степанович:

Будучи горожанкой, Мария Николаевна не любила деревни, была равнодушна к деревенским народным песням, неодобрительно относилась в сближении мальчика с дворовыми, прививая ему любовь к чтению и театральным представлениям.

Мария Николаевна: Ребёнку полюбилась эта вольная жизнь, а Евсеевич, хорошо знавший повадки птиц и зверей, сумел привить ему редкую наблюдательность и настоящий интерес к природе

Я, Евсеич, дядька Сергея Тимофеевича:

В девять лет Серёжу отвезли в Казань и отдали в гимназию пансионером. Привыкший к домашней ласке и деревенскому приволью, здесь, в надежной атмосфере училища, он вдруг заболел нервной болезнью. Я, находившийся при своём воспитаннике, сумел вовремя известить родителей. И вот мать Серёжи, несмотря на бездорожье, едет в Казань и, рискуя жизнью, переходит по тронувшемуся льду Камы, чтобы попасть к больному сыну. Увозит его в деревню, там он окреп и вернулся в гимназию.

Николай Михайлович Языков:

Вы, тринадцатилетний гимназист Аксаков, с другими сверстниками становитесь студентом только что открытого Казанского университета. Здесь увлекаетесь естественной историей, собираете под руководством профессора естественных наук Карла Фёдоровича по всем правилам науки коллекцию бабочек, а любимым преподавателем по русской словесности был Николай Миссаллович Ибрагимов, который напишет стихотворение “Во поле берёзка стояла”

Иван Сергеевич Тургенев:

Побывав в театре и увидев игру приехавшего в Казань на гастроли знаменитых актёров М.С. Щепкина и Плавильщикова, Сергей Тимофеевич страстно увлекается декламацией, театром, разучивает роли из различных пьес, разыгрывает их в кругу сверстников, выделяясь своим

Сергей Тимофеевич Аксаков:

Господа, удивительная встреча – это ученица, композитора А.Н Верстовского, автора известной оперы, “Жизнь за царя” Глинка, Ария Антонины. Встречайте!

Н.В Гоголь:

Вскоре Сергей Тимофеевич уезжает к себе на родину,в село Аксаково, имение Надеждено, и несколько лет проводит в деревне, занимаясь хозяйством; увлекаясь охотой и рыбной ловлей, он пытливо наблюдает природу, накапливая богатый опыт для своих будущих литературных произведений.Часто посещает свою крёстную, Евгению Степановну, у которой имение находится близ реки Бавла, где Аксаков рыбачит

Иван Сергеевич Тургенев:

В 1826 году Вы переезжаете в Москву и ещё больше сближаетесь с театральной и литературной средой. Начинаете печататься, появляются замечательные произведения “Записки об уженье рыбы”, “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии”, “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова - внука”.

Сергей Тимофеевич Аксаков:

Господа, встречайте мои друзья – актёры Малого театра!

М.СЩепкин актёры Малого театра:

Уважаемый Сергей Тимофеевич! Представляем вашему вниманию фрагменты из Вашей книги “Записки об уженье рыбы”.

“Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый, как весенний луг, широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно. Материк и чистые от трав протоки блестят, как зеркала, все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То ярко-зеленые, то темноцветные листья стелятся по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно; белые и желтые водяные лилии, цвет лопухов, попросту называемые кувшинчиками, и красные цветочки темной травы, торчащие над длинными вырезными листьями, -- разнообразят зеленый ковер, покрывающий поверхность пруда. Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову! Рыбе также жарко”

Плавильщиков:

“Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина, почти от головы и до хвоста, вооружена острыми, крепкими иглами, соединенными между собой тонкою пестрою перепонкою; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и когда вытащишь его из воды, то он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек. Ерш в этом виде, быстро выхваченный из воды, не покажется даже рыбой, а чем-то круглым и мохнатым; даже на подъеме он покажется тяжелее, чем другие рыбки равной с ним величины. Русский народ любит ерша; его именем, как прилагательным, называет он всякого невзрачного, задорного человека, который сердится, топорщится, ершится”

Щепкин:

“...их я помню знойные полдни, берег, заросший высокими, душистыми травами и цветами, тень ольхи, дрожащую на воде, глубокий омут реки, молодого рыбака, прильнувшего к наклоненному над водою древесному пню, с повисшими вниз волосами, неподвижно устремившего очарованные глаза в темно-синюю, но ясную глубь...”

Плавильщиков:

“И сколько рыбы кипело в ней! Какие язи, головли, окуни... И как замирало сердце юноши, как стеснялось дыханье... Давно уже это было, очень давно! Молодые охотники и теперь испытывают то же, и дай бог им надолго сохранить это живое, невинное чувство страстного рыбака.”

Сергей Тимофеевич:

Спасибо, за актёрскую игру.

Я, Константин Сергеевич, старший сын писателя:

Наш дом был совершенно особенным и по тем отношениям общей любви,сердечности, тёплого радушья, а так же тихого счастья. Всё было основано на полной свободе и взаимном доброжелательстве, все держали себя в полной непринуждённости. Все любили “отесеньку” (так называли они отца), доброго гения.

Я, Ольга Семёновна Заплатина, жена Сергея Тимофеевича Аксакова:

Я на половину турчанка, моя мать, дочь турецкого эмира, а отец генерал Заплатин. У меня было четверо братьев и пять сестёр.Я выросла в большой дружной семье. И всю свою семейную жизнь я посветила Сергею Тимофеевичу и своим детям.

Я, Иван Сергеевич, второй сын:

Созданию сердечной атмосферы много зависело от нашей матушки – Ольги Семёновны. ...Семья была создана больше всего любящим и выдержанным характером матери, её редким тактом, её умом и сердцем, а между тем она достигала этого незаметно, не только не выдвигая себя на первый план, но даже не имея притязания ни на какое нравственное преобладание, но совершенно естественно, скромно и незаметно исполняя свой долг. Она вносила в нашу семью тёплый, ровныйсвет .

Я, Надежда, дочь писателя:

Наша семья хранила традиции героического русского прошлого. Был совершенно особенный праздник Вячки в честь одного малоизвестного древне-русского витязя, выбросившегося из башен осаждённого немцами города. Праздник этот отмечали ежегодно, 30 ноября. В этот день мальчики наряжались в железные латы и шлемы , девочки – в сарафаны, все вместе с родителями водили хороводы и пели песни.

Я, Любовь Сергеевна, дочь писателя:

День в нашей семье был наполнен определёнными занятиями: “От утреннего чая и до завтрака и потом до позднего обеда все были заняты своими делами:играли, рисовали, читали. Я что –нибудь писала, а папа диктовал... После обеда мы не расходились по своим углам, а сидели вместе: весь вечер продолжается уже общим чтением. Каждый вечер мы читали что-нибудь... по порядку выхода”

Н.В.Гоголь:

Внешне, вы, всегда спокойный и добрый, неторопливый и простой, были наделены натурой чуткой, страстной, увлекающейся. В литературном таланте: одна сторона – мудрость и покой; другая: пылкость и страстности “с избытком” проявлялась в ваших отношениях к людям.

Николай Языков:

Вы, Сергей Тимофеевич, обладали уникальной способностью сочувствовать и сопереживать. Особенно это проявлялось в отношении к талантливым людям. Вы умели распознать талант и помочь ему раскрыться. В этом вы видели свою миссию. Редко кто мог так безгранично оценить масштаб и историческую значимость талантливой личности, способность её содействовать развитию родной культуры.

Я, Вера, дочь писателя:

И вот уже впоследствии, на одре мучительной болезни, за четыре месяца до смерти, находили вы отраду хотя бы в мысленном воображаемом общении с природой, диктуя мне “Очерк зимнего дня”. Вспоминались вам зимний день, падение снега, почти полвека тому назад.

Сергей Тимофеевич Аксаков:

Чутье моей здоровой натуры уберегло меня, от ловушки, и в течение всей жизни я мог положиться на свое чутье, указывающее мне, кто что значит. Как ни мягок, даже слаб иногда я был, как ни податлив на влияния – и это даже в зрелые годы, но в этой православной вере, преданности заветам отцов и дедов, в патриотических своих убеждениях я всегда был твёрд и не приклонен, и никакие совратители не могли меня столкнуть с этого пути.

Константин Сергеевич Аксаков:

Мудрое понимание жизни, вера в победу, её светлых начал, чтоль характерные для таланта моего отца, Сергея Тимофеевича Аксакова!

Сергей Тимофеевич Аксаков:

Приветствую тебя, страна благословлена!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Невечно для одних служить ты будешь в пасть.

Использованная литература.

1.Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. ЖЗЛ. М. “Молодая гвардия”, 1987.

2. Войтоловская Э. Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей- классиков. Ленинград “Детская литература”, 1982

3. Пахомов Н.П. “Абрамцево” и М., “Молодой рабочий”, 1953

4. “Записки об уженье рыбы” С. Аксаков ,М., “Молодая гвардия” 1964

5. “Записки ружейного охотника оренбургской области” С.Аксаков. “Молодая гвардия” , 1970

6. Аксаков С.Т Детские годы Багрова – внука. М., “Молодая гвардия”, 1975

7. Избранные сочинения С.Т Аксакова. М., “Молодой рабочий”

8. Избранные сочинения С.Т Аксакова. М., “Современник”, 1985

9. Сергей Тимофеевич Аксаков. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.Н Покровский. Издание второе, дополнил. М., 1972