Обобщающее занятие «Осень» с дошкольниками подготовительной комбинированной группы в форме викторины

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В становлении психики детей особая роль отводится речи. Речь дошкольника с ЗПР имеет специфические особенности, обусловленные первичным нарушением. И в первую очередь страдает содержательная (смысловая) сторона речи. Трудности оперирования смысловой информацией, представленной в вербальной форме, негативно отражаются на коммуникации, что в свою очередь, влечет за собой социальную дезадаптацию. Для преодоления этой дезадаптации необходимы специально организованные условия.

Одной из форм работы в данном направлении могут служить обобщающие занятия, когда у детей с ЗПР сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, накоплен словарь по определенной теме, сформированы грамматические конструкции.

Обобщающие занятия, проведенные в игровой форме, позволяют детям с ЗПР участвовать в соревновании “на равных” со сверстниками, что повышает их самооценку, способствует их социальной адаптации.

Викторина “Осень”.

Цель: Активизация приобретенных навыков в специально организованных ситуациях.

Задачи:

1. Обобщать представления об осени как времени года.

2. Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме “Осень”.

3. Развивать мышление, внимание, восприятие, диалогическую речь.

4. Учить работать в сотрудничестве со сверстниками, прислушиваться к мнению товарища по команде, соблюдать определенные ситуативные правила.

Оборудование:

  • сюжетные картинки “Ранняя осень”, “Поздняя осень”;
  • карточки с сюжетным изображением примет ранней и поздней осени (по 2 комплекта);
  • сюжетные картинки – нелепицы по временам года;
  • разрезные сюжетные картинки из 10-15 частей;
  • фишки.

Ход занятия

1. Объяснение условий проведения викторины, деление на команды. Представление жюри. Сообщение темы викторины.

2. Проведение конкурсных заданий.

1 задание “Вопрос – ответ”.

Каждой команде поочередно задается вопрос. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

- Какие времена годы вы знаете?

- Назовите по порядку, начиная с осени.

- За каким временем года идет зима?

- Какое время года между летом и зимой?

- После какого времени года наступает зима?

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

- Назовите осенние месяцы по порядку.

- Какой осенний месяц сейчас?

- В чем особенность сентября? (дети идут в школу)

- Чего меньше осеней или осенних месяцев?

- Чего больше, дождевых капель или дождей?

- Что происходит с солнцем осенью?

- Каким становится осенний день, длинным или коротким?

2 задание “Разложи картинки”.

Вниманию команд представляют сюжетные картинки на магнитной доске, перевернутые изображением вниз. Предлагается выбрать одного из участников команды, который выберет картинку (“Ранняя осень”, “Поздняя осень”). Дать время на обсуждение, какое время года на картинке.

Нужно подобрать к своей картинке маленькие предметные картинки – приметы данного времени года:

Солнце выглядывает из-за тучки.
Деревья в разноцветном уборе.
На земле разноцветные листья.
Птицы собираются в стаи на берегу пруда.
Идет дождь.
На дорогах лужи.
Грибная полянка.
Люди собирают урожай овощей.
Солнца не видно, хмурое небо.
Деревья с облетевшими листьями.
Листья на земле пожухлые, коричневые.
Берега реки затянуты льдом.
Вереница перелетных птиц в небе.
Идет дождь со снегом.
На дорогах замерзшие лужи.
Пустые поля и огороды.

3 задание “Нелепицы”.

Командам предлагаются сюжетные картинки-нелепицы по приметам времен года. Нужно назвать, что перепутал художник. За каждый найденный ответ команда получает фишку.

4 задание “Подбери слова”.

Детям предлагается послушать загадки:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Ты лети, лети пушинка,
Мне не страшно, я в ботинках,
Укрывай деревья, горки,
Будь на крыше, на заборе,
Прилетай скорей дружок,
Белый, беленький ... ? (Снежок)

 Каждая команда выбирает себе слово-отгадку.

  • Нужно подобрать как можно больше слов-признаков к данному слову.

Например: Снег белый, пушистый, мягкий, сверкающий, искристый, легкий, красивый, холодный.

Дождь мелкий, мокрый, грибной, проливной, моросящий, холодный, осенний.

  • Нужно подобрать родственные слова к данному слову.

Дождь – дождичек, дождик, дождливый, дождевик, дождевой.

Снег – снежок, снежный, снеговик, Снегурочка, заснеженный.

  • Нужно подобрать слова-действия к данному слову.

Снег – идет, падает, кружится, блестит, искрится, тает, ложится, сверкает.

Дождь – идет, стучит, капает, моросит, льет.

5 задание “Собери картинку”.

Командам предлагается собрать разрезную сюжетную картинку из 10-15 частей. Затем рассказать, что на ней изображено.

3. Подведение итогов. Награждение команд.

Во время проведения викторины педагогу-ведущему (учитель-дефектолог) необходимо следить за тем, чтобы все дети участвовали в конкурсах, разрешать конфликтные ситуации при их возникновении.

Литература.

  1. Петрова Е.В., Дроздова В.М., Кузнецова И.А., Бартенева Е.В., Сергеева Н.А. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. Серия “Готовимся к школе”. – М.: Школьная книга, 2013.
  2. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия / авт.-сост. О.Р. Меремьянина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие.
  4. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.). - М., Баласс, 2004.