Спортивный праздник «Северные состязания», посвященный 85-летию ХМАО–Югры (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Игры-соревнования – основной вид деятельности дошкольников, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, снятии напряжения, развитие у детей определенных умений и навыков.

Наш округ велик и многонационален, об этом должно знать и подрастающее поколение. С дошкольного возраста необходимо прививать детям толерантность.

Коренные жители Севера испокон веков передавали своим детям традиционные ремёсла: оленеводов, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, дававшие людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян.

Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний, самобытных физических упражнений, характеризующихся универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам.

Спортивный праздник

Программное содержание:

  • Способствовать обогащению знаний о традиционных промыслах, самобытных физических упражнениях и праздниках народов Севера;
  • Развивать физические качества - быстроту, ловкость, координацию движений, находчивость;
  • Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила игры.

Методы: игровой, словесный, информационно-рецептивный, метод строго регламентированного упражнения.

Приемы: распоряжений и сигналов, зрительные ориентиры, использование наглядных пособий, помощь педагога.

Оборудование: мягкий модуль, макеты оленей и макеты нарт – саней, 13 обручей, шапочка “солнца” для игры “Хейро”, 2 скакалки, канат, 1 гимнастическая палка, 20 конусов.

Здоровьесберегающие технологии: физкультурные упражнения-задания, динамическая пауза.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Место проведения: спортивный зал.

Ход спортивного праздника

Дети входят в спортивный зал.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники “северных состязаний”. Эти состязания, просвещенны юбилею ХМАО, в этом году исполняется 85 лет. Какая значимая дата. И сегодня у нас в спортивном празднике “Северные состязания” участвуют две команды:

  • Команда “Их” - медведь;
  • Команда “Лянге” - белка.

Ведущий: Ребята в сегодняшних состязаниях покажут свою ловкость, силу, быстроту, выносливость. А оценивать будет строгое жюри (в состав жюри входят родители детей, ведущий представляет каждого родителя).

Ведущий: Внимание! Внимания! Начинаем “северные состязания”.

Эстафеты и игры:

  • “Оленьи упряжки” - один ребенок изображает запряженного оленя, другой – каюра. По сигналу, упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают деревья (макеты елок).
  • “Прыжки через нарты” - по сигналу первый участник добегает до нарт перепрыгивает, оббегает конус, и возвращается, обратно передавая эстафету, выигрывает команда первая закончившая эстафету.
  • “Ловкий оленевод” - впереди стоят макеты оленей, у каждого участника в руках веревка, кто веревку оденет на оленьи рога тот и выигрывает.

Подвижная игра “Льдинки, ветер и мороз”.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал “Ветер!”. Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал “Мороз!” все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо, тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу “Ветер!” или “Мороз!”. В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д. Игра продолжается 2-3 раза.

Загадки:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)

В ночь беззвезную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (олень)

Десять черных бусинок на одной
Веточке висят (черника)

Сквозь землю пролез, русскую
Шапку надел (гриб)

“Бег по льдинкам” - по сигналу участник добегает до “льдинок” - обручей которые лежат в шахматном порядке и прыгает, затем оббегает конус и возвращается, обратно передав эстафету другому, выигрывает команда первая закончившая эстафету.

Игра “Хейро”.

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг говорят “хейро”. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал “Раз, два, три - в круг скорей беги!” те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Игра продолжается 2-3 раза.

Конкурс капитанов “Борьба на палке”.

Правила игры: две группы играющих, садятся на землю гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего.

“Перетягивание каната”.

Ведущие: Наши “северные состязания” подошли к концу. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов. Награждение.

Литература.

  1. Гяряева Э.И. Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей дошкольного возраста // научно-практический журнал: Инструктор по физкультуре, 2008г., № 2. – С. 120-124.
  2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. С. 99-110.