Открытый урок по теме "Свойства геометрических фигур". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.

Цели урока:

  • изучить свойства и формы геометрических фигур (треугольников) и уметь применять их на практике;
  • развивать познавательный интерес к предмету геометрии, вовлечение в активную позицию, интеллектуальную и теоретическую деятельность;
  • развивать наблюдательность, фантазию, пространственное воображение; логическое мышление;

Задачи урока:

  • вести линию развивающего обучения на протяжении всего урока;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать логическое мышление через поисковые ситуации
  • учить взаимовыручке, взаимоуважению.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.

Формы работы:

  • устная работа;
  • работа на доске и в тетрадях;
  • фронтальная.

Методы работы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Технологии:

  • игровые;
  • рефлексивные;
  • здоровьесберегающие;
  • информационные.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Постановка цели урока;
  3. Вводная беседа учителя;
  4. Устная работа;
  5. Закрепление новой темы;
  6. Физкультминутка;
  7. Самостоятельная работа;
  8. Рефлексия;
  9. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.

II. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим делать первые шаги в геометрии, узнаем что–нибудь новое. А также будем учиться умению общаться друг с другом, развивать мышление, речь, память.

III. Вводная беседа учителя

– Что окружает нас вокруг? (Дома и улицы, горы и поля, творения природы и человека).
– А как называется наука, изучающая свойства геометрических фигур? (Геометрия).
Геометрия – одна из самых древних наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» – по-гречески земля, а «метрео» – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.
Мне хочется, чтобы эта наука помогла вам идти по миру с широко открытыми глазами, научила внимательна смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.

1) Рассмотрите картинки и назовите то, что вы видите на них, одним словом. (картинки с изображениями)

1. Ель                                   – Е
2. Волк                                 – В
3. Королев С.П.                    – К
4. Лось                                 – Л
5. Игра                                 – И
6. Дом                                  – Д
    
Из первых букв названных слов получилась фамилия древнегреческого ученого математика Евклида (III в. до н.э.), который изложил геометрические знания в своих трудах «Начала», «Элементы геометрии». (записать в тетрадях).

Учитель: Когда человек узнает какую – то новую информацию, он воспринимает ее с помощью трех биологических анализаторов: зрительного, слухового и путем соприкосновения. Как это происходит?
Одним людям, чтобы лучше запомнить новую информацию нужно только увидеть. Другим недостаточно увидеть, им надо еще и услышать информацию. Ну а третьим надо увидеть, услышать и еще пощупать, чтобы они убедились в новой информации.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.             Конфуций.

Какой анализатор здесь воспринимает информацию? (слуховой)

IV. Устная работа

На рисунке дан план города.

Среди нарисованных линий укажите прямые, отрезки, лучи.
Какие из точек принадлежат прямой MN, отрезку GH, лучу TB?
Какой анализатор здесь воспринимает информацию? (зрительный)

V. Закрепление новой темы

Учитель: Ребята, вы слышали о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты?

Справка: Бермудский треугольник находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида.
А ведь знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.

Задание 1: (выполнить чертежи на доске).

Все большое семейство треугольников можно разделить на группы по числу равных сторон:
– равных сторон нет – разносторонний треугольник;
– две равные стороны – равнобедренный треугольник;
– все стороны равны – равносторонний треугольник, или правильный треугольник.
Треугольники можно разделить на группы в зависимости от углов:
– все углы острые – остроугольный треугольник;
– есть прямой угол – прямоугольный треугольник;
– есть тупой угол – тупоугольный треугольник.

Задание 2:

  1. Возьмите три спички, сложите равносторонний треугольник.
  2. Возьмите еще две спички, сделайте два равносторонних треугольника.

Задание 3:

Выпишите названия всех треугольников, изображенных на рисунке. (Написать буквы А, В, С, Д, О)

1. ∆АОД; ∆АСД; ∆АОВ; ∆ВОС; ∆СОД; ∆АВС; ∆АВД; ∆ВСД.

VI. Физкультминутка

Учащимся зачитываются высказывания и дублируются на экране.  Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть за парту.

  1. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули. (Нет).
  2. Нуль – это целое число (Да).
  3. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули (Да).
  4. 23 = 6 (Нет).
  5. (–1,25) · (– 0,8) = 1 (Да).
  6. 5 и 1/5 – это противоположные числа (Нет).
  7. (–5,9) ·  0 ·  (– 17,6) = 0

VII. Самостоятельная работа

Определите вид треугольников, изображенных на рисунке (каждому ученику выдается своя карточка с заданием).

Группы треугольников по числу равных сторон:

  •  равных сторон нет –
  •  две равные стороны –
  •  все стороны равны –

Группы треугольников в зависимости от углов:

  •  все углы острые –
  •  есть прямой угол –
  •  есть тупой угол –

– Ребята, у всех треугольников вам было легко определить углы «на глаз»? (Нет)
– А значит, в дальнейшем нам необходимо изучить тему «Измерение углов» (Задача на следующий урок)

Ответы:

2; 6
1; 3; 4
5
2; 4
6

VIII. Рефлексия

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать.
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И «по краю», и «внутри».

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок
    
Учитель: Это был урок – поиск. Мы с вами искали точки соприкосновения друг с другом, учились общаться.
Чему вы научились на уроке, что вспомнили, повторили?

X. Домашнее задание

Нарисовать фигурку человека, используя различные виды треугольников.

– Благодарю всех за урок. Урок окончен.