Литературная игра-соревнование "Слабое звено"

Разделы: Литература


Цель мероприятия: развитие у школьников интереса к литературе и воспитание потребности изучать.

Задачи:

  • Обучающие:
    • углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;
    • проверка общего уровня эрудиции;
  • Развивающие:
    • углубление интереса к предмету;
    • развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
  • Воспитательные:
    • воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе, уважительного отношения к мнению партнера, сотрудничества между учащимися в классе;
    • формирование умения принимать решение; желания побеждать, умения проигрывать;
    • воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;

Подготовительный этап: учащиеся заранее получают задание повторить материал по литературе за курс 9 класса. Для игры нужно выбрать помощника из числа учащихся.

Правила игры: в игре участвуют 8 человек. Я задаю вопросы каждому игроку, тот, кто ответит на меньшее количество вопросов, выбывает из игры. И так в каждом раунде на одного игрока остается меньше.Участник, набравший больше всех баллов, первым начинает отвечать на вопросы. Если два участника набирают одинаковое количество баллов, то выбывает тот, кто ответил правильно на меньшее количество вопросов.
В последнем раунде останутся двое. Они будут играть друг против друга и ответят на две пары вопросов. Победит тот, кто ответит правильно на большее количество вопросов.

Перечень вопросов

1 раунд

  1. В каком веке происходят события, описываемые в «Слове о полку Игореве»? (в 12 веке).
  2. Назовите автора «Слова о полку Игореве» (неизвестный автор)
  3. Какие события положены в основу «Слова о полку Игореве»? (поход князя Игоря против половцев).
  4. Назовите жену князя Игоря (Ярославна).
  5. Кем хочет обернуться Ярославна, чтобы полететь по Дунаю-реке? (кукушкой)
  6. В какой речке хочет омочить Ярославна свой бобровый рукав? (Каяле)
  7. К каким силам природы обращается Ярославна в своем плаче? (к ветру, Дунаю, солнцу).
  8. В творчестве какого поэта XVIII века излюбленным жанром была ода? (М.В.Ломоносов)
  9. Кого прославляет Ломоносов в своих одах? (императрицу Елизавету)
  10. Назовите произведение и его автора по имени героя:
    1. Митрофан («Недоросль», Фонвизин)
    2. Эраст («Бедная Лиза», Карамзин)
    3. Ярославна («Слово о полку Игореве», неизвестный автор)
    4. Лиза («Бедная Лиза», Карамзин; «Горе от ума», А.С.Грибоедов)
    5. княжна Мери («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов)
    6. Софья («Горе от ума», А.С.Грибоедов; «Недоросль», Фонвизин)
    7. Ларин («Евгений Онегин», А.С.Пушкин)
  11. К какому жанру относится «Недоросль» Фонвизина? (комедия)

2 раунд.

1. Какую еще комедию, кроме «Недоросля», написал Фонвизин? («Бригадир»)
2. Назовите брата Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль» (Тарас Скотинин)
3. Какой из названных героев не является персонажем комедии Фонвизина «Недоросль»? (Милон, Еремеевна, Софья, Скалозуб, Стародуб)
4. Кому из героев комедии Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться» (Митрофанушка)
5. Вспомните последние слова комедии Фонвизина «Недоросль», в которых заключена основная идея произведения («Вот злонравия достойные плоды»)
6. Кому из героев комедии Фонвизина «Недоросль» соответствуют данные характеристики:
а) «У него могут быть счастливы одни только скоты», «… люблю свиней, сестрица» (Тарас Скотинин)
б) «Все сама управляюсь. С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», (Простакова)
в) «Ему 16 лет исполнилось около зимнего Николы. Жених хоть куда, а все-таки учители ходят, часа не теряют» (Митрофан)
г) «Ночью все испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил» (Еремеевна)
7. Назовите жанр произведения Карамзина «Бедная Лиза» (повесть)
8. Какие цветы продавала Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» ? (ландыши)
9. Каким образом покончила с собой Лиза? (бросилась в пруд)
10. Почему она это сделала? (ее обманул жених Эраст)
11. Определите жанр произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума» (комедия)
12. Много ли приходится работать Фамусову с бумагами, как управляющему в казенном месте? («Нет, обычай мой таков: подписано – так с плеч долой»)
13. Какую партию желал бы Фамусов для своей дочери?(«Будь плохонький, да если наберется душ тысяч две родовых – тот и жених». «Кто беден – тот тебе не пара»)

3 раунд.

1. Назовите секретаря Фамусова (Молчалин)
2. Кто приехал к Фамусовым после трехлетнего отсутствия? (Чацкий)
3. Кого из героев «Горе от ума» можно отнести к «веку минувшему»? (Фамусов, Скалозуб, Горичи, княгиня Тугоуховская)
4. Какой основной конфликт комедии? (конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним»; конфликт между фамусовским обществом и Чацким)
5. Кто так характеризуется в комедии:

а) «И золотой мешок, и метит в генералы» (Скалозуб)

б) «Лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце» (Платон Михайлович Горич)

в) «Он не то на серебре, на золоте едал.
Сто человек к услугам, весь в орденах
Езжал-то вечно цугом» (Максим Петрович)

г) «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей
Высокий идеал московских всех мужей» (Платон Михайлович Горич)

д) «Безродного призрел и ввел в свое семейство,
Дал чин ассесора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Молчалин)

6. Кому в комедии принадлежит монолог «Вот то-то все вы гордецы»»? (Фамусову)
7. Кто из названных персонажей не является героем комедии: Максим Петрович, Скалозуб, княгиня Тугоуховская, Максим Максимыч? (Максим Максимыч)
8. Кому принадлежат слова:

а) «Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда, не то, что ныне,
При государыне служил, Екатерине» (Фамусову)

б) «Но должников не согласил к отсрочке.
Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке» (Чацкому)

в) «Он слова умного не выговорил сроду
Мне все равно: что за него, что в воду» (Софье)

4 раунд.

1. Для какого героя характерны слова:

а) «Да, чтобы чины добыть, есть многие каналы
Мне только бы досталось в генералы» (Скалозуб)

б) « Да отойди подальше от дверей
Сквозной там дует ветер сзади» (Платон Михайлович Горич)

в) «Ну кто так рано приезжает?
Мы первые!» (внучка Хлестова)

2. Назовите третье лишнее

а) «Мадонна», Татьяна, Бэла
б) «Смерть поэта», «Арион», «Памятник»
в) Царское Село, Болдино, Тарханы

3. Кому принадлежат слова:

а) «Храни меня, мой талисман» (А.С.Пушкин)
б) «Люблю Отчизну я, но странною любовью» (М.Ю.Лермонтов)
в) «Вот то-то все вы гордецы» (А.С.Грибоедов)

4. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна»? (жене)
5. Определите жанр «Евгения Онегина» А.С.Пушкина (роман в стихах)
6. Каким образом сгруппированы стихи в «Евгении Онегине»? (онегинской строфой)

5 раунд

1. Сколько строчек включает в себя онегинская строфа? (14)
2. Что должен был знать и уметь молодой дворянин, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»? (говорить по-французски, легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно)
3. Кто является центральным героем романа «Евгений Онегин»?
4. Кто так характеризуется (описывается) в романе:

а) «Глаза, как небо, голубые
Улыбка, локоны льняные» (Ольга)

б) «Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива» (Татьяна)

в) «Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы» (Онегин)

г) «Он по-французски совершенно
Изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно» (Онегин)

5. Продолжите строчку:

а) «Но так и быть! Судьбу свою
Отныне я тебе вверяю. (Перед тобою слезы лью/Твоей защиты умоляю»)

б) «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
И назовет всяк сущий в ней язык (И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус. И друг степей калмык»)

в) «Но я люблю ее – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье (Ее лесов безбрежных колыханье/Разливы рек ее, подобные морям»)

6 раунд

1. Назовите третье лишнее:
а) «Родина», «Смерть поэта», «Пророк»
б) «И скучно и грустно», «Листок», «Родина»
2. Кому, какому поэту посвятил М.Ю.Лермонтов свое стихотворение « Смерть поэта»? (А.С.Пушкину)
3. Назовите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (роман)
4. Сколько повестей входит в роман «Герой нашего времени»(5)
5. Назовите все основные женские образы в романе (Бэла, Вера, кн.Мери)
6. Перечислите повести, входящие в роман «Герой нашего времени» («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» ,«Княжна Мери» ,«Фаталист» )
7. Кто рассказывает историю Бэлы в романе? (Максим Максимыч)

7 раунд

1. В каком городе происходит действие повести «Княжна Мери»? (Пятигорск)
2. Квартиру в Пятигорске Печорин нанял у подножия какой горы? (Машук)
3. Назовите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»? (поэма)
4. О ком из героев поэмы сказано: «Люди так себе, ни то се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»? (Манилов)
5. Кто так описывается в поэме: «В карете сидел господин не красавец и не дурной наружности, ни слишком толст и ни слишком тонок»? (Чичиков)
6. Каким одним метким словом характеризует Гоголь помещицу Коробочку? (дубинноголовая)

8 раунд. Финал

1. Чего не наблюдают счастливые? (Часов)
2. Финальные слова комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» («Карету мне, карету!»)
3. Английский поэт, чей портрет украшал деревенский кабинет Онегина. (Байрон)
4. Город, названный в романе «Евгений Онегин» «ярмаркой невест». (Москва)

Итоги игры: жюри называет победителя игры и вручает ему главный приз. Награждает самых активных участников игры.