В музее "Волшебница водица"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель: познакомить детей с водой.

Задачи:

  • расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей со свойствами воды;
  • развивать у детей наблюдательность, способом самостоятельного экспериментирования учить познавать свойства воды и делать умозаключения;
  • формировать интерес дошкольников к коллективной совместной деятельности с воспитателем и родителями;
  • воспитывать у детей познавательный интерес к природным явлениям, бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Наблюдения в природе. Работа в «Музее воды»: беседы о воде, рассматривание экспонатов музея и беседы о них, исследовательская деятельность. Разучивание стихотворений о воде. Слушание аудиозаписей из серии «Мир вокруг нас».

Оборудование.

  • На столах у детей: стаканы с водой, пластмассовые ложки, в крышках от бутылок: соль, кусочек сахара, речной песок, рис, горох, гречка, земля. Салфетки.
  • У воспитателя. Три высоких стакана: один с водой, другие без воды, солонка с солью, ложка, куриное яйцо, 3 баночки, к ним крышки с гуашью. Кувшин с чистой водой.  Картинки для игры «Кто, где живёт?».
  • Экспонаты музея.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.  Сегодня, ребята, я снова приглашаю вас в музей воды. Вспомните, что такое музей?
Дети. Музей это место, где можно узнать много интересного о предмете, веществе, каком-то явлении или событии.
Воспитатель.  Правильно, а ещё в музее работают люди (хранители музея), которые собирают, изучают и хранят всё о каком-либо предмете, веществе или событии. Ребята, вы уже были в нашем музее воды. Какие экспонаты вам здесь запомнились?
Дети. Картины «Вода в природе»; изображения животных, живущих в воде; предметы, которые мы используем для воды; игры и т.д.

Воспитатель. 

Кто, ребята, знает,
Какой вода бывает?

1 ребёнок:

Горячей словно кипяток!
Я руку чуть ей не обжёг.

2 ребёнок:

Холодной, просто ледяной –
В глубокой проруби зимой.

3 ребёнок:

Вода бывает дождевой,
Отвечу без подсказки.

4 ребёнок: 

Бывает мёртвой и живой
В старинной русской сказке.

Воспитатель.  Правильно, вода бывает разной. И поэтому обращаться с ней, например, с кипятком нужно осторожно, чтобы не обжечься, а в ледяную воду никогда не надо опускать руки, можно заболеть.    Вода имеет много свойств. Расскажите, о каких свойствах воды вы узнали, когда дома с родителями проводили опыты.

(Дети рассказывают и показывают фотографии)

– Очень интересно, правда, ребята?  Мы эти фотографии оставим в нашем музее. Хорошо?
Вспомните, а о каких свойствах воды вы узнали здесь, в музее в прошлый раз?
Дети. Вода может течь и рассекаться, чистая вода без цвета и запаха, вода может принимать форму того предмета, в какой её наливаешь.
Воспитатель.  Правильно, ребята. А вы видели, откуда может течь вода?
Дети. Вода течёт из крана, из чайника, из кувшина, из душа, из тучи и т.д.
Воспитатель.  Да, люди используют воду в быту, но надо не забывать, что чистую воду надо беречь, ведь чистой воды на нашей планете уже не так много. А как мы можем это сделать?  (Дети рассказывают).
– Сегодня мы узнаем другие свойства воды. Хотите с ними познакомиться? Подходите к столам.    Что у вас в стаканчиках?
Дети. Чистая вода.
Воспитатель.  А в синей крышечке?
Дети. Соль.
Воспитатель.  Добавьте соль в воду и размешайте ложечкой. Что произошло?

Дети. Соль исчезла, она растворилась.
Воспитатель.  Вспомните, а что ещё так хорошо растворяется в воде?
Дети. Сахарный песок.
Воспитатель.  Давайте капнем на кусочек сахара немного воды. Что происходит?
Дети. Сахар стал таять. Вода его растворяет.
Воспитатель.  Как вы, думаете, вода всё может растворять? Давайте проверим. Саша, что у тебя находится в синей крышечке?  (Речной песок).   А у тебя, Варя?  (Рис).  А у тебя, Игорь?  (Горох).  Высыпайте эти предметы в воду. Размешайте. Растворились предметы в воде?

Дети. Нет.
Воспитатель.  Ребята, а что у вас лежит в голубой крышечке?
Дети. Земля.
Воспитатель.  Добавьте в крышку ложку воды. Что произошло?
Дети. Земля превратилась в грязь.
Воспитатель.  Правильно, вода не растворила землю, а размочила её.     
– О каких свойствах воды мы сегодня узнали?
Дети. Вода одни вещества (соль, сахар) растворяет, речной песок, горох, гречку, рис не растворяет, а землю – размачивает.
Воспитатель.  Выходите на ковёр.  Скажите, ребята, когда мы растворяли в воде соль, то какая на вкус стала вода?  (Солёная). А как получается сладкая вода? (Мы в воде растворяем сахар.)

Воспитатель. 

Но вот что интересно:
Вода бывает пресной –
В озере, и в роднике,
И в реке, и в ручейке.
И, конечно, каждый знает,
Что в морях воды без края,
Но пить её нельзя –
Она солённая, друзья!

– Вы, когда, были на море, наверное, чувствовали горько-солённый вкус морской воды, а если вода попадала в глаза, то их «щипало».  А вот жить в пресной и в морской воде могут разные животные. Давайте поиграем.

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель показывает картинки с изображением разных животных.  Если животное живёт на суше – дети приседают, если в море – «плывут», если большую часть времени в воздухе – машут руками.  

Воспитатель. А в музее иногда показывают фокусы. Присаживайтесь на коврик и смотрите внимательно. Я беру стакан с чистой водой и опускаю в воду яйцо. Что произошло?

Дети. Яйцо утонуло.
Воспитатель.  Беру другой стакан, опускаю в него тоже яйцо. Что происходит?

Дети. Яйцо плавает.
Воспитатель.  Хотите узнать, как можно научить яйцо плавать?  (Да) Беру стакан с водой. Добавляю в стакан 2 ложки соли и размешиваю. Что, происходит с солью?
Дети. Растворяется.
Воспитатель.  Только, если добавить в стакан много соли, то раствор будет насыщенным, а вода уже станет не прозрачной.  А теперь в эту воду опущу яйцо.  Что происходит? 
Дети. Яйцо плавает.
Воспитатель.  Вот видите, какой фокус!  Мы научили яйцо «плавать».   Значит, в очень солёной воде предметы не тонут. Если поедете с родителями на море, проверьте, сможет морская вода удержать вас на плаву?  Теперь такой фокус вы сможете показать дома родителям.
– Ещё фокус хотите? Беру чистую баночку, наливаю в неё чистую воду, закрываю крышкой, встряхиваю баночку. Что, вы видите?
Дети. Вода стала красной.
Воспитатель.  Беру другую баночку, наливаю воду, закрываю крышкой, встряхиваю. А теперь что видите?
Дети. Вода стала зелёной.
Воспитатель.  Что же произошло?  Подумайте, когда вода окрашивается?

Дети. Когда во время рисования мы моем кисточки.
Воспитатель.  Правильно. Вот в чём заключается этот фокус – на крышечках краска, когда вода на неё попадает вода, то вода окрашивается в этот цвет. Это ещё одно свойство воды. Этот фокус вы тоже дома можете показать.
– Ну, что ребята, понравилось вам сегодня в музее? А что вам понравилось и запомнилось?    (Дети рассказывают). Да, вы сегодня ещё больше узнали о воде, о таком интересном веществе, занимающем на нашей Земле так много места.

А ещё я не сказала,
Что вода бывает талой.

– Когда в следующий раз придёте в музей, мы с вами узнаем о свойствах снега и льда.
Ну, а на сегодня – всё. До свидания.