Образ осени в произведениях русских писателей, художников и композиторов (интегрированный урок)

Разделы: Русский язык


Уроки словесности – одно из средств формирования образованного, духовно развитого человека. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся, побуждают к поискам средств передачи ее экспрессивности.

Интегрированные уроки давно вошли в практику моей работы. В программе по литературе 5–8 классов предусмотрены темы по ознакомлению с произведениями русских поэтов о Родине и родной природе. На уроках русского языка мы обучаем ребят сочинению по картине. Я считаю, что удачнее эти темы объединить и провести интегрированный урок, объединяющий задачи русского языка, литературы, а также предметы эстетического цикла – изобразительное искусство и музыку.

Что дают такие уроки моим ученикам? Главное – со-переживание, со-размышление, проникновение в мир прекрасного, постижение красоты и значимости окружающего нас мира. Такие уроки развивают художественный вкус, прививают любовь к родному языку, учат отличать истинное искусство от низкопробного, видеть и оценивать пейзажные зарисовки в произведениях разных жанров.

Обычно на проведение таких уроков я выделяю 2 часа учебного времени.

Итак, я предлагаю вам поучаствовать в одном из таких уроков, объединивших в себе 5 видов школьных дисциплин: русский язык, литературу, изобразительное искусство, музыку.

На уроке использованы наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Обучающие: показать изображение осени мастерами разных видов искусства, формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений, учить написанию творческих работ.
  • Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную и письменную речь; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
  • Воспитательные: воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.

Задача урока: научить детей

  • воспринимать художественное произведение как “чудо”, созданное писателем;
  • наслаждаться красотой художественного слова, образа; идти от слова - к смыслу; от образа - к созданию своего произведения искусства;
  • постигать богатства духовного опыта человечества;
  • всматриваться и вслушиваться в окружающий мир;
  • раскрывать огромные внутренние силы и пробуждать дух творчества.

Оборудование: На уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint. Информационная презентация (портреты художников и поэтов, композитора П.Чайковского), распечатки текстов.

ХОД УРОКА

Объявить и записать тему:

“Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов”.

Актуализация полученных знаний.

Эмоциональный настрой на урок.

В кабинете звучит красивая спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя:

Учитель: Природа – источник красоты... Писатели, поэты, композиторы и художники черпали свое вдохновение в родной русской природе. Музыка, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, сама научилась быть разной, изменчивой, текучей. Она проникла в “душу даже неодушевленных предметов – деревьев и облаков, озер и рек, живых цветов и опавших листьев. Все это Природа. Свои музыкальные мысли композиторы черпают именно у природы, которые

волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней. Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И. Чайковский . Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепьянной литературе нет произведения подобного “Временам года”.

/Прослушивание фрагментов пьесы/.

Сентябрь. Охота.

Пора. Пора. Рога трубят.
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

Октябрь. Осенняя песня.

Осень. Осыпается наш бледный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.

УЧИТЕЛЬ: “Осенняя песня”- одно из лучших пьес “Времен года” П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновенной увядающей красотой русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально- это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим “душа поет”. В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени.

Поэтому природа радовала не только музыкантов, она радовала и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима. Многие художники именно природе посвятили все свое творчество. Наблюдая за ней, могли чудесно показать зрителю на своих картинах, какого цвета каждое время года. Поэтому вспомнить золото берез и багрянец осин, лазурь неба и запоздалые цветы в порыжевшей траве, запахи и звуки осени помогут нам произведения художников. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан.

Сегодня нас и будет интересовать творчество И.И. Левитана.

Учитель предлагает ребятам иллюстрации картин И.И. Левитана и просит поработать в группах (класс делится на 3 группы) с текстами.

Задача:

  1. выразительно прочитать текст;
  2. уметь пересказывать;
  3. выполнить грамматические задания по тексту (вставить пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Текст № 1.

Золотая осень

Осень – пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине “Золотая осень”. Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.

(По О. Туберовской)

Текст № 2.

Осенние пейзажи Левитана

Левитан, подобно Пушкину, Тютчеву и многим другим, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Воздух становился чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву, одинокие золотые березы, еще не обитые ветром, небо, похожее на тонкий лед, косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(По К.Г. Паустовскому)

Текст № 3.

Невольные слезы обожгли мне глаза... Я стоял перед “Золотой осенью” Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как появление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете... Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен Левитана...Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца.

(По К.Паустовскому)

Учитель собирает карточки, проверяет их к следующему уроку. Так накапливается материал, который в дальнейшем поможет учащимся создать собственное произведение искусства.

img7.jpg (36260 bytes)

И.Левитан. Осенний день. Сокольники.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь

Запись в тетрадь: В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда "далеко еще до первых зимних бурь". Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, "птиц не слышно более". Замечается только блестящий на солнце "тонкий волос" паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только "чистая и теплая лазурь", льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту.

УЧИТЕЛЬ: Стихотворение А.Н. Майкова “Пейзаж” создает такое же яркое представление об этой поре года в природе.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокой колеею,
Идешь – и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
В дали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?

Идет беседа учителя и учащихся.

Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.

Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.. .

Похоже, что автор описывает сентябрь - начало осени. "Румянит осень клены" - в этом предложении Майков использует поэтический прием - олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу - читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.

В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук "Ш", который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.

А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.. .

Мухоморы - яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!

Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...

Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!

Запись в тетрадь: Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.

УЧИТЕЛЬ: Умение видеть и чувствовать красоту природы вызывает чувство радости и удивления. Человек получает огромное наслаждение от общения с ней.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:

Бальмонт Константин Дмитриевич так описывает осень:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у Н.А. Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит ...

Запись в тетрадь: За что мы любим осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:Отговорила роща золотая”. 

Тема зависимости человеческой жизни от законов природы звучит в этом стихотворении.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: “роща золотая отговорила милым языком”.

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща “отговорила”, журавли, “печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком”, да и сам герой “роняет грустные слова”, ведь ему не жаль “ничего в прошедшем”.

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – аллитерацией: “В саду горит костер рябины красной”.

Несмотря на “грустные” слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: “каждый в мире странник”.  Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, “растраченных напрасно” (что вполне объяснимо), но не жаль и “души сиреневую цветь”. Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, при этом первая строфа “Отговорила роща золотая березовым веселым языком” частично повторяется в заключении:

... что роща золота
Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно афоризмов: “Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь оставит дом”; “Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова”.

Подведем итог урока:

Сегодня на уроке мы попытались представить себе осень и почувствовали , что при слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Мы узнали, что самый известный русский поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении "Осень" признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега...

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье...

Запись в тетрадь: А.С. Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С. Пушкина.

Обобщающая беседа

Какой видят осень поэты, живописцы, композиторы, а какой каждый из вас?

Ребята, что вы увидели, услышали, прочувствовали на этом уроке. Можете ли вы теперь согласиться, что осень – “унылая” пора?

( Ученики обмениваются мнениями о том, что общего между классическими произведениями различных видов искусства в изображении картин природы. Поражает ребят и такое простое открытие: каждый из авторов рисует. Художник – кистью, поэт – словом, композитор – звуками. Но при этом ни у кого не остается равнодушным сердце, душа.

Вывод: без чувства восхищения невозможно создание прекрасного.

- Закончить наш урок мне хочется словами благодарности за то, что вы вместе со мной всмотрелись, вдумались, вслушались и ...пришли в восхищение.

Эти уроки ребята очень любят, они оставляют глубокий след в детских сердцах. Атмосфера, царящая на них, пробуждает чувства, эмоции, учит их чуткости, умению видеть красивое в обычном, прививает любовь к родному слову, воспитывает чувство гордости за свою Родину и прекрасные творения, оставленные нам в наследство, побуждает к творчеству.

Уроки, подобные этому, я провожу по временам года. Как правило, только первый из них готовлю сама, а к подготовке последующих активно подключаются ученики: подбирают репродукции, музыку, создают свои презентации.

Итогом такого взаимотворчества становятся презентации, письменные работы, которые ученики выполняют либо сразу после урока, либо дома. Вот такие сочинения-миниатюры пишут ребята:

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Написать эссе “Моя осень”

Предлагаю сочинения учащихся:

Осень - “унылая пора”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Эти строки, написанные Пушкиным, поражают и удивляют. В них он выражает мысль о том, как прекрасна наша осень. Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. На картине И.С.Остроухова “Золотая осень ” мы видим очень красочную поляну. Видим, как идёт дождь из листьев, которые устилают землю, как ковёр. Листья золотых, красных и оранжевых оттенков лежат на земле. Можно увидеть парочку птиц. Они тоже посчитали красочной эту поляну. Птицы отдыхают на ней. Вот они улетели, подняли в воздух листья и исчезли за горизонтом. Листья полетели было за ними, но не смогли высоко подняться в воздух. Ветер перестал дуть, и листья осторожно спустились на землю. Опять поляна погрустнела и начала плакать яркими слезами. Ивы опустили свои ветки. Очень красивая картина. С помощью красок автор передаёт восхищение яркое настроение. Используя золотые краски, автор рисует золотую осень, похожую на живую сказочную царевну. Поляна перед зрителем предстает как настоящая и прямо светится желтизной.

Вспомним песню “Что такое осень” Шевчука.

Что такое осень? Это небо
Плачущее небо под ногами
В лужах разлетаются птицы с облаками
Осень, я давно с тобою не был.

Осень. В небе жгут корабли
Осень. Мне бы прочь от земли
Там, где в море тонет печаль
Осень, темная даль.

Песня звучит спокойно, навевая грустные чувства расставания . Из текста песни мы можем узнать о том, что осень - это дождливое время года, птицы улетают, и на душе становится грустно. .Существует много людей , описывающих осень, но почти все они показывают нам красоту, буйность красок этого времени года. Я согласен с ними.

Анистратов Пётр

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Эти строки Пушкина известны всем нам с детства. Они идеально олицетворяют осень. Нам сразу представляется осенний светлый день, земля, покрытая золотыми листьями, и солнце, периодически выглядывающие из-за облаков... Мы – люди современности - не понимаем истинную красоту увядающей природы. Пушкин же видел ее по- своему: только он мог различить в этом пасмурном времени года “В золото одетые леса” или “Пышное природы увяданье”...Вспомним произведение Чайковского “Октябрь”. Медленная мелодия олицетворяет угасание природы, но в то же время дарит нам надежду на светлое будущее, ведь сквозь зиму снова наступит весна, а затем и лето. Чтобы понять и воззреть всю красоту осени, нам надо познакомиться с творчеством Исаака Ильича Левитана. Именно его картина “Золотая Осень”, по моему мнению, наиболее точно олицетворяет это прекрасное время года. На этой картине мы видим прекрасные золотые деревья, кристально чистую реку, идеально голубое небо – словом, все то прекрасное, что мы можем найти в ранней осени. Сам я очень люблю осень! Я считаю, что это наипрекраснейшее время года – ведь именно осенью мы можем задуматься о чем-то своем. Ведь никто не может потревожить наше спокойствие и безмятежность.

Балюс Максим

Когда я была маленькой, то очень любила осень. Может быть, мне нравились разноцветные листья, шуршащие под ногами. Но теперь.....теперь я даже не знаю, что я о ней думаю. Что такое МОЯ ОСЕНЬ? Как она влияет на меня? У Исаака Левитана есть знаменитая картина - “Осенний день. Сокольники” Левитан показал нам девушку, которая слилась с “осенью”. Хотя девушку в центре полотна окружают золотые листья, прекрасные деревья и свет, но за ее спиной серые тучи. . Она отвернулась от серых, грязных туч к золоту опадающей листвы. Она уверена в нежных пушистых облаках за ее спиной. Я, как и девушка на полотне, иду по улице, слушая в наушниках музыку, и не слышу ее, не разбираю слов. Осенние улицы - это место, где можно думать о разных странных вещах, на которые обычно попросту не хватает времени. Размокшие от недавнего дождя листья чавкают, превращаясь в вязкую кашу под сотнями ног. Но.... тут же ветер запускает кораблики новых пестрых листьев, показывая нам другую осень. Так что же она для меня? Вновь идет дождь. Ледяные иголочки налетают на меня с ветром, и уже непонятно, обжигают они или замораживают. Асфальт блестит, будто бы осень оправдывается, что он чистый и сверкающий. Но ведь сколько не мой, не полируй серость, серебром она не станет. Многим знакомы строки из песни группы ДДТ “Что такое осень” : “Что такое осень, это небо, плачущее небо под ногами, в лужах разлетаются птицы с облаками” Отражающееся в мутных лужах небо не заменит свежей, зеленой травы, цветов, росших летом. Как холод не заменит тепла. В песне группы “Лицей” есть такие слова: “Осень, осень, ну давай у листьев спросим, где он, май, вечный май?” Я не люблю осень, потому что за ней следует холодная, снежная зима. Но все-таки, каждый сам должен уметь ответить на вопрос : “Что такое МОЯ ОСЕНЬ?” В знаменитом стихотворении А.С Пушкина осень - это “Унылая пора, очей очарованье”. Поэт видит в осени и счастье, и печаль: “Люблю я пышное природы увяданье”. Я стала старше и вижу не столь безоблачный мир, чувствую не только мягкое опадание пестрых листьев, но и холод, сумрак дождя. Но я надеюсь, что никогда не буду слышать только мокрое чавканье каши под ногами. Я верю, что всегда буду видеть в этом времени года и свет, и радость, и восторг, как это было в моем раннем детстве. Ведь важно не время года, а наши восприятия, ощущения, настроения.

Что такое осень? Это смерть. Смерть деревьев, трав и цветов. А что такое смерть? Это начало новой, неизвестной жизни.

Колотовкина Анна

Такая разная, такая манящая, такая плачущая... Осень - время грусти и какой- то смеси отчаяния и безвыходности. И снова непонятное состояние: когда хочется чего- то, но не знаешь чего... Ноябрь, уже ближе к зиме, сводящий пальцы судорогами холода, непроницаемо в своей вечности и красоте...

Октябрь. Мокрый, слезливый, грязный, дарящий прохладу, влагу. Бесконечно красив в своих слепых тонах, оттенках серого и безликого. Сентябрь - пора золотых листьев и надежды на новое начало. Но в тоже время осень, как закат, дарит сон, после чего наступает рассвет - новая жизнь...Ждешь чего- то интересного, необычного. Осень - время творчества. Любуешься на яркие краски осени, на ее золотой наряд. Наблюдаешь, как медленно “золотая пора” готовится к зиме, как трудолюбивая хозяйка. Какая бывает разная она, эта задумчивая пора.. Интересно, какими красками рисуют поэты осень?

Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Как вы думаете почему? Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение: “Но мне она мила...” Много картин написаны на тему “Осень”, “Золотая пора”. Об этом художнике говорят, что он “поэт русской осени и туманов” - это Ефим Волков. Посмотрите на осень Е. Е. Волкова. Он изобразил самый настоящий сентябрьский пейзаж. Осень здесь вступила в свою финальную стадию, когда листья с большинства деревьев уже опали. И тут же в контрасте – яркие березки с золотом на ветках. Они будто охраняют вход в эту природную обитель. На переднем плане неширокая речка, на берег который не вступала нога человека. Картина выполнена в темных тонах, с мазками ярких оттенков, она источает умиротворение и спокойствие. Кажется, это легкий намек на то, что такая гармония возможна только наедине с самим собой и природой. И лишь красивые березки на переднем плане охраняют взаимопонимание, Гордая, величавая, царственная. Идущая вперед, забирая частички теплого и солнечного лета. Это осень Антонио Вивальди “Времена года”. Осень” “Осень” как королева. Вся в роскошном одеянии, в золоте и в ярких оранжевых цветах. Но с закатом солнца, осень затихает. Ночью становится холоднее. Еще два месяца, осень будет хозяйкой природы. Но птицы уже улетают на юг, от морозного холода. Деревья погружаются в глубокий сон. Мое одно из самых любимых времен года - осень. У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. У моего любимого поэта А. С. Пушкина, осень занимала особое место в сердце. Мне нравится и ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего я люблю золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

Кондакова Дарья

Осенние краски

Осень – прекрасное время года. На душе творится что - то непонятное. То с ног до головы наплывают грустные воспоминания о лете, то радостно от того, что деревья меняют свой облик и все становится очень пестрым, ярким, будто пропитанным солнечным светом и теплом. Осень – лучшее время для размышлений, когда ты идешь по улицам разукрашенного пестрыми красками города, погрузившись в себя, свои мысли и воспоминания, и даже если это грустные мысли, они сольются с чудесным осенним дождем, от того можно глубоко вздохнуть, словно начиная новую жизнь. Такой осень вижу я: она полна различных красок и событий, и в тоже время с унылыми воспоминаниями. А вот А. С. Пушкин считает по-другому: “...Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,... ”.

Он видит осень прекрасной, яркой, незабываемой, в то время как я воспринимаю ее для раздумий и грустных моментов, которые легче всего пережить осенью. В это время года я как будто сливаюсь с природой. Так же “Пушкинскую осень” мне напоминает картина Л. Афремова “Аллея”. Эта картина будто пропитана осенним настроением, так и хочется окунуться туда с головой, ощутить эту золотую красу. Краски этой картины передают настроение художника, на первый взгляд. Осень – это что- то яркое и пестрое, полное впечатлений. Афремов изобразил аллею в багровых золотых и оранжевых тонах, а на заднем плане мы можем увидеть большую темную тучу, сине-серых тонов, она передает то угрюмое впечатление об осени. И вот ты уже чувствуешь на себе состояние этой осени, какое-то печально загадочное, и в то же время прекрасное. В осенние дни можно отложить дела, сходить полюбоваться этой красавицей, послушать ее музыку, словно музыку А. Вивальди – Осень. Это произведение пропитано радостью, такой незабываемой легкостью последних теплых осенних деньков. Мелодия воздушна, подобно листочкам, которые, кружась, падают с деревьев. Это осень – Вивальди. Я считаю, что осень – это нечто прекрасное, когда в легкие последние теплые деньки можно погрузиться глубоко в себя и задуматься о чем -то важном, значительном. Это время годя для того и предназначено.

Коротина Екатерина.

“Золотая Осень”

Вот и закончилось лето, и опять наступила осень. Сентябрь. Холодает, но солнце все ещё согревает нас своим светом. Начинаются первые дожди, и листья, сначала незаметно, потихоньку начинают окрашиваться в пестрые краски, и изредка и неторопливо кружась, они затевают свой волшебный, завораживающий танец – листопад. И вскоре все деревья предстанут перед нами в огненно рыжем нарядном уборе. Точь-в-точь как на картине Charles H.White “Осень”. Осень покроет все вокруг легким золотом, и мир засверкает на осеннем солнце бронзовыми, оранжевыми, пурпурными и янтарными красками. Ты идешь по улице, по этому новому пестрому радостному миру, и волшебный цветной ковер шуршит у тебя под ногами. И, если прислушаться, в этом шуршании угадывается какая то своя мелодия: торжественная, как-то по -особенному праздничная, со звуками скрипки. Эту музыку может слышать каждый, но только гениальный композитор Вивальди мог воспроизвести её и записать на простых пяти нотных линейках, простыми черными нотами и создать всемирно известный цикл “Времена года”. И при таком настроении, в дополнение к музыке, в голове всплывают не менее яркие строки из стихотворения И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Но скоро эта золотая пора кончится, и настанет зима. “Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья...”Но пока все вокруг радуется этому счастливому времени, этому последнему вздоху тепла и солнца перед суровой зимой. И эта осень, как и каждая другая, останется в наших сердцах и будет ещё долго-долго согревать нас изнутри в студеные зимние вечера.

Лоскутова Анна

Осень

Тихо падают листочки. Как муравьи суетятся люди. Конец сентября. Вот- вот ляжет снег, и наступят зимние морозы. С каждым днем небо становится все темнее и темнее. На тебя нападает грусть, когда ты смотришь на дождь за окном. Сложно улыбаться, когда на улице дождь. Я бы хотел, чтобы скорее наступила зима или лето. В это время ты понимаешь, что в жизни есть и счастье, появляются проблемы. Мне бы залечь в спячку или улететь в теплые края... Мне хочется, чтобы весь год было лето, не потому , что весь год был бы отдыхом, а потому, что всегда было бы тепло. Правда. Только чтобы иногда проходил дождик. Летом мне всегда хочется прыгать и скакать, а осенью, наоборот, проспать до самого лета. Мне иногда кажется, как будто я наблюдаю, а не живу, как будто я смотрю очередное кино. И мне становится грустно. Я считаю, что осень создана лишь для того, чтобы люди успели поменять одежду, чтобы они не замерзли, когда наступит зима. Но вы не отчаивайтесь и почаще улыбайтесь!!!

Мельченко Евгений.

Осень.

Осень. Это величавое время года вдохновляло многих. Ее воспевали писатели, поэты, художники и музыканты. Осень поражает своей многогранностью и переменчивостью. Хмурая и унылая, она через несколько мгновений становится необычайно яркой и солнечной, переливаясь своим пышным многоцветием. Поэтому для каждого она разная. Кому-то осень представляется серой и безрадостной, а кому-то – золотистой и яркой. Так, когда слышишь музыку П.И. Чайковского “Октябрь. “Осенняя песнь” из цикла “Времена года” в душе возникают нотки некой печали. Ведь “Осенняя песнь” - это песнь умирания всего живого. В этой мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, словно проблеснула надежда на жизнь. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы не оставляют никакой надежды на возрождение. А вот И.И. Левитан видел в осени неповторимую красоту русской природы. Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Все это отображено в картине “Золотая осень”. Художник как бы хочет поделиться с нами этим красочным, осенним настроением. И это не удивительно, ведь осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Так же как и Левитан, осенью восхищался и великий русский поэт, А.С. Пушкин. Осень вдохновляла его, как бы давая новую жизнь:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Итак, осень - это величественное и прекрасное время года .Она играет большую роль в развитии русской культуры. Ведь осень в России всегда была порой, вдохновляющей и подталкивающей на новые творческие свершения.

Михкельсон Анна

Осень

Вот и закончилось лето, и опять наступила осень. Почему-то смена времён года так явно ощущается только в эту пору, и почему-то эта перемена приходит как-то всегда неожиданно и мрачно, как писал А.С. Пушкин в своем стихотворении “Осень”:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Это хрупкое состояние природы не перепутаешь ни с чем, оно напоминает о себе лёгким шуршанием опавших листьев и чуть заметным маревом тумана. Осень будто играет с тобой в прятки. Исаак Ильич Левитан в своей картине “Золотая осень” хотел показать, как красива осень своим золотым нарядом. И правда, выйдя однажды поутру из дома, ты начинаешь осознавать, что что-то произошло, но пока ещё не понимаешь что, а потом вдруг: “Эх, ты смотри, листочки пожелтели”, и пока ещё изредка и неторопливо кружась, они затевают свой волшебный, завораживающий танец – листопад.

Нюшенков Валерий

 img18.jpg (64828 bytes)

Осень

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Фет.

Дыхание осени

Осень— одно из четырех времен года между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды. Для каждого человека понятие “осень” имеет свое значение. На вопрос: “Что такое осень?”, у каждого свой ответ. Для меня осень – это самое прекрасное время года, ведь только осенью можно вдыхать глоток свежего воздуха, в котором смешаны вперемешку ароматы лета и проливного дождя, сухих листьев и пожухлой травы. Гуляя по парку, шурша листьями, я постоянно любуюсь окружающей меня природой. На пестрый ковер под ногами, на ещё не проснувшееся небо. Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето листву. Кажется, что стволы темнеют, они устали и хотят спать. Неугомонные мелкие паучки с невероятной скоростью плетут паутины, и ты, не видя, срываешь их ловушки. Особенно радостны почему-то птицы. Кто-то собирается в дорогу, кто-то, отъевшись за лето, готовится к зиме, а молодые выводки необычайно активны, порхают, дерутся. Они еще не знают, что такое зима и не ждут от нее козней. И небо -- пронзительно голубое, высокое, с уходящим ввысь солнцем. Эта праздничная осенняя акварель пробудет недолго, затем краски сменятся на более холодные тона, набухнут и станут угрюмыми. А пока тепло, светло, все доживает, торопится, и грустно, что тепло не заберешь в зиму. Ранним утром уже очень холодно, а днем солнышко еще пригревает, напоминая о лете. Отдыхают после продолжительной тяжелой работы поля. Отдали хозяевам свой щедрый урожай сады. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Серое небо все чаще затягивают тучи, и накрапывает мелкий надоедливый дождь. Словно о чем-то задумавшись, стоит грустный и молчаливый лес. Вскоре деревья лишатся своего пышного убранства и откроют свои ветви холодным дождям и вьюгам. Медленно кружится в воздухе кленовый листок. Старый дуб печально поскрипывает на опушке, как будто задумался перед продолжительным зимним сном. Возле покрытого мхом трухлявого пенька выстроились в ряд стройные опята. Здесь их видимо-невидимо, и все так и просятся в корзину. Трава пожелтела и наклонилась к земле, только маленькие бледно-красные звездочки вереска радуют глаз. Высоко в небе делают прощальный круг стаи журавлей. Они летят на юг и печально курлычут, напоминая в последний раз, что пришла осень. В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.

Тен Яна

Осень

Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву - письма осени и леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки кленового письма, можно обо всем узнать: лес пишет тебе о лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце.Пока же лес живет в осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот - ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь... Я и мои родные особенно любим осенний лес. Мы летом стараемся каждые выходные выезжать загород и гулять по просторам леса. Мы берем своих питомцев, чтобы они тоже могли погулять. Нам нравится лес, это что-то необыкновенно интересное место. Мы очень любим собирать грибы, разные травы, цветы...

Ромашова Р.

Список используемой литературы.

Ссылки на фотографии в презентации:

  1. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/6/104/6104158_
    1193252671_Scenic_Backroad_New_Hampshire.jpg
  2. http://tyc.ucoz.ru/_ph/8/424297302.jpg
  3. http://www.kp.ru/upimg/5a3e8f353c90697f8fa8aa939d18ebfb3dd46ab0/951181.jpg
  4. http://astrolady.ru/images/stories/autumn_13.jpg
  5. http://stalker.fizteh.ru/wallpapers/autumn/PICT0013_resize.jpg
  6. http://img-fotki.yandex.ru/get/17/stich0323.1b/0_d1aa_651f8e8_XL
  7. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/48/740/48740547_94fdffb85969.jpg
  8. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/42/973/42973373_goldenautumn.jpg
  9. http://foto.spbland.ru/data/media/2/45158_P1080250.JPG
  10. http://s40.radikal.ru/i087/0810/74/819aec016890.jpg
  11. http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/muzika-andreuss.b/0_1eaca_8139a22e_XL
  12. http://img-fotki.yandex.ru/get/10/natalia070.2/0_6234_7885abd8_XL
  13. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/18/33018673_13.jpg
  14. http://foto.rambler.ru/public/lina200866/_photos/46df62fee2bc4/46df62fee2bc4-web.jpg
  15. http://live4fun.ru/pictures/img_26857504_207_3.jpg
  16. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/586/2771586/f_15922875.jpg
  17. http://www.revision.ru/images/authors/26/17autumn.jpg
  18. http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/8/8/c/5/3/88c535242e53d2eafd0bc202a163b1f9_full.jpg
  19. http://st.free-lance.ru/users/wawan/upload/file1VeQC5.jpg
  20. http://online.fotoschool.ru/photos/big/photo-149.jpeg
  21. http://go.mail.ru/frame.html?&imgurl=http%3A%2F%2Fwww.stihi.ru%
    2Fpics%2F2008%2F05%2F13%2F2939.jpg&pageurl=
    http%3A%2F%2Fwww.diary.ru%2F%7Emellefuielle%2F&id=
    5389305&iid=3&imgwidth=400&imgheight=267&imgsize=35178
  22. http://www.diary.ru/~mellefuielle/
  23. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/269/2011269/f_13903894.jpg
  24. http://img-fotki.yandex.ru/get/4/zeiram.b/0_2cd6_d97e2477_XL
  25. http://img-fotki.yandex.ru/get/4/vibpxhgglzd.429/0_10ea4_c7bed68d_XL
  26. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/823/33823088_Osennie_dozhdi.jpg
  27. http://www.stihi.ru/pics/2008/09/14/34.jpg
  28. http://club.itdrom.com/files/gallery/gal_photo/nature/4158.jpg
  29. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/27/212/27212138_Osenniy_dozhd.jpg
  30. http://oboi.kards.qip.ru/images/wallpaper/06/79/96518_prev_425.jpg
  31. http://stalker.fizteh.ru/wallpapers/autumn/PICT0013_resize.jpg
  32. http://www.deskpicture.com/DPs/Nature/Autumn/FallHarvest_2.jpg
  33. http://www.stihi.ru/pics/2008/07/31/2071.jpg
  34. http://img.myphoto.nnov.ru/f90b5d86d7904428621d090ef8cb9a3f.jpg
  35. http://go.mail.ru/frame.html?&imgurl=
    http%3A%2F%2Fwww.fruitnews.ru%2Fupload%2Fiblock%2F18e%2F279.jpg&pageurl=
    http%3A%2F%2Fphoto.mysevastopol.com%2Fsee.php%3Fc%3D8%2F279%
    26d%3D%25CE%25F1%25E5%25ED%25ED%25E8%25E9%2520%
    25F3%25F0%25EE%25E6%25E0%25E9&id=93816951&iid=
    0&imgwidth=801&imgheight=600&imgsize=57832
  36. http://s48.radikal.ru/i119/0905/f3/382c993479fe.jpg
  37. http://img-2008-03.photosight.ru/18/2598206.jpg
  38. http://www.fotokritik.ru/photos/big/2009/03/09/618118.jpg
  39. http://go.mail.ru/frame.html?&imgurl=http%3A%2F%2Fvvart.narod.ru
    %2Ffoto%2F4%2Fk38.jpg&pageurl=http%3A%2F%2Fvvart.narod.ru
    %2Ffoto%2F4%2Fk38.htm&id=7783091&iid=4&imgwidth=
    800&imgheight=600&imgsize=212917
  40. http://www.ljplus.ru/img4/o/l/oleg_shishkin/tuchi-2.JPG

Ссылка на аудиоресурс Музыка Чайковский “Осенняя песня. Октябрь. (Из цикла “Времена года”) http://musicmp3.spb.ru/album/20011/vremena_goda.htm