Присоединение Астраханского ханства к Российскому государству. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  • Изучение процесса расширения Русского государства в XVI в., прослеживание причинно-следственных связей исторического процесса.
  • Развитие умений и навыков познавательной деятельности учащихся, развитие умения анализировать различные информационные источники, оценивать результаты деятельности.
  • Формирование чувства любви к родному краю, развитие познавательного интереса к истории родного края.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: групповая самостоятельная работа учащихся, беседа.

Ресурсы:

  1. Природа и история Астраханского края. – Издательство АПИ, 1996г, стр.145-153.
  2. Атлас Астраханской области. – Издательство АПИ, 1996г., карта “Астраханское ханство в XV-XVI веках”.
  3. Ю.Макаренко. История Астраханского края с древнейших времен до конца 19 века. – Астрахань, 1995г, стр.43-47.
  4. Хрестоматия по истории Астраханского края (1 часть). – Астрахань, 1992г., стр.42-54.

Оборудование урока:

  1. Игровое поле “Да или нет?”, пронумерованные карточки (8 штук).
  2. Раздаточный материал с предложениями об истории Астраханского края.
  3. Раздаточный материал с отрывками из документов и заданиями.
  4. Карта “Астраханское ханство в XV-XVI веках”.
  5. Раздаточный материал “Астраханское ханство в XV-XVI веках” (2 варианта).
  6. Рисунки и фотографии археологических находок, “Юрта кочевников”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации учения.

Учитель: Наш урок посвящен истории Астраханского края. В этом году исполняется 450 лет с момента присоединения Астраханского ханства к Русскому государству. А что вам известно о народе, населявшем наш край в XV веке? Давайте немного поиграем.

У вас на партах лежат игровые поля “Да или нет” и листочки с информацией об истории нашего края. Попытайтесь разложить карточки с номерами предложений на соответствующем игровом поле.

Обучающиеся делятся на 2 группы.

Текст с информацией для 1 группы:

1. Основным занятием татар было ремесло гончарное, кузнечное, плотницкое.

2. Астраханское ханство располагалось в низовьях Волги, его граница проходила по реке Терек.

3. Астраханские татары совершали набеги на русские земли самостоятельно.

4. Последним астраханским ханом был Касим хан.

5. Политика астраханских ханов зависела от Крымского ханства и Ногайской орды.

6. Астрахань при татарах располагалась на правом берегу Волги.

7. Русские войска взяли Астрахань в упорном бою.

8. Русские построили новый город на левом берегу Волги.

Текст с информацией для 2 групп:

1. Первый поход русских войск на Астрахань был совершен в 1554 году.

2. Первым походом русских на Астрахань руководил Пронский- Шемякин.

3. Первым астраханским воеводой был Иван Прозоровский.

4. Астраханский хан Ямгурчей был сторонником Москвы.

5. Через Астрахань проходил Великий шелковый путь.

6. Активную роль во вмешательстве России в дела Нижнего Поволжья играл ногайский мурза Измаил.

7. Город Астрахань при татарах был большим, обнесен крепостными стенами, здесь имелись красивые здания.

8. Свои дома татары перевозили с собой, кочуя с места на место.

У каждой группы 8 карточек с номерами. Ученики должны разложить номера в игровые поля.

Ответы:

1 группа

ДА

2, 5, 6,8

НЕТ

1, 3, 4, 7

2 группа

ДА

1, 2, 5, 6, 8

НЕТ

3, 4, 7

3. Постановка цели урока.

Учитель: Как видите, что-то мы с вами знаем, а что-то остается для нас неизвестным. Что вы хотели бы узнать из истории нашего края в XV-XVI веках?

Предполагаемый ответ: о быте, о занятиях населения нашего края, о правителях, о событиях, как произошло присоединение к России, как это изменило жизнь населения.

Учитель: какие виды исторических источников помогут нам в этом исследовании?

Предполагаемый ответ: письменные и вещественные исторические источники.

Учитель: цель нашего урока: исследуя письменные исторические источники, карты и текст пособия “История Астраханского края”, больше узнать о том, как жили народы, населявшие наш край, как произошло присоединение Астраханского ханства к Русскому государству, какие последствия это имело.

4. Планирование деятельности:

Обучающиеся в ходе беседы с учителем составляют план изучения нового материала:

1. Астраханское ханство: местоположение, занятия и быт его жителей, город, управление ханством.

2. Соседи Астраханского ханства: их цели, действия.

3. Причины и цели вмешательства России в дела Астраханского ханства.

4. Поход русских войск: состав войска, командующий, направление похода, итог.

5. Строительство новой Астрахани.

6. Последствия присоединения Астраханского ханства к России.

5 этап: групповая работа с источниками.

Класс делится на группы (можно в целях экономии времени разделить класс заранее), каждая группа получает отрывок исторического источника и задания к нему. На выполнение задания отводится 10-15 минут. Одна группа работает с картой “Астраханское ханство в XV-XVI веках” <приложение 1>.

6 этап урока: обсуждение итогов групповой работы.

Каждая группа проводит презентацию своей работы.

Предполагаемые ответы.

1 группа – Учеными было обнаружено городище на правом берегу Волги. Его жители занимались торговлей, гончарным ремеслом.

2 группа - Плано Карпини оставил нам путевые записки. Татары вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством и охотой. Мужчины упражнялись в стрельбе из лука, а женщины вели домашнее хозяйство.

3 группа – Иосафат Барбаро написал путевые заметки в XV веке. Татары вели кочевой образ жизни, ставка хана была торговым и ремесленным центром, но ее местоположение постоянно менялось.

4 группа - Амвросий Контарини оставил свои путевые записки об Астрахани XV века. Город был пыльным, небольшим. Через него шла торговля с Венецией и Персией. Ханство было слабым и зависело от соседей.

5 группа – Астраханское ханство было создано в XV веке на месте Золотой Орды. Его границы пролегали на севере до г.Царицына, на юге – по реке Терек, на востоке – до реки Урал, на западе – до реки Кубань. Старая Астрахань называлась Хаджи-Тархан. Через нее проходили торговые пути в Иран, Хиву, Азов.

Учитель: мы узнали с вами, что татары, жившие на территории Астраханского ханства в 15-16 веках, вели кочевой образ жизни, занимались кочевым скотоводством. Астрахань представляла собой ставку хана, где проживали купцы и послы разных государств. Через город проходили торговые пути из Персии в Россию, из Средней Азии в Крым. Город был некрасивым и пыльным, местные жители на лето уходили в степи.

7 этап урока: групповая работа с учебным пособием.

Учитель: теперь давайте посмотрим, почему же этот край привлек внимание Российского государства? Откройте пособие по истории края, прочитайте и проанализируйте текст пособия, ответьте на вопросы <приложение 2>.

8 этап урока: обсуждение итогов групповой работы.

Учитель: Итак, правители Астрахани хотели и пытались различными интригами сохранить самостоятельность, но были слишком слабы. Их соседи крымцы и ногайцы стремились поставить ханство под свой контроль. Россия, занятая другими проблемами, до поры до времени занимала нейтральную позицию. Но Иван IV, поняв, что переход Астрахани под контроль Крыма будет опасен для России, а также стремясь захватить волжский торговый путь в свои руки, обезопасить южные границы, предпринял 2 похода на Астрахань, закончившиеся присоединением этих земель. Произошло не просто расширение территории Русского государства, но и его внешнеполитическое укрепление.

9 этап урока. Групповая работа по обобщению знаний.

Учитель: Вы ознакомились с процессом присоединения Астраханского ханства к Российскому государству. Прочтите пособие “Природа и история Астраханского края” на странице 150-151 и постарайтесь дать оценку данному процессу: что положительного и отрицательного принесло присоединение Астраханского ханства к России самой России и народам, населявшим эти земли. Заполните таблицу:

Положительные последствия Отрицательные последствия
Для России Для народов края Для России Для народов края
       

Проверка результатов групповой работы

Значение присоединения Астраханского ханства к России

Положительные последствия Отрицательные последствия
Для России Для народов края Для России Для народов края
Расширение территории, освоение новых земель, развитие торговли по волжскому пути, культурное обогащение Прекратились распри, установился порядок, заимствования элементов русской культуры Бегство крепостных на Волгу, постоянный очаг волнений, набеги крымских татар и турок Приграничное положение края создавало опасность для жизни, национальный гнет

10 этап: контроль знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами изучили тему “Присоединение Астраханского ханства к Российскому государству”. Давайте проверим, насколько вы усвоили эту тему. У вас на партах лежат тексты с историческими ошибками. Определите номера предложений, содержащих ошибки, запишите их на проверочных листах.

Ответ пишется на доске, дети проверяют сами себя или их проверяют соседи по парте.

1 вариант.

Сведения об Астраханском ханстве.

1. Астраханское ханство располагалось в низовьях Волги, его граница проходила по реке Терек.

2. Астраханские татары совершали набеги на русские земли самостоятельно.

3. Астраханский хан влиял на положение дел в Крыму.

4. Астрахань при татарах располагалась на правом берегу Волги.

5. Через Астрахань проходил Великий шелковый путь.

6. Город Хажди-Тархан в 16 веке был большим, обнесен крепостными стенами, здесь имелись красивые здания.

7. Татарская Астрахань торговала с Шемахой, Персией, Ганзой и другими союзами купцов.

8. В Астрахани было много мечетей.

9. Первый поход русских на Астрахань был совершен в 1554 году.

10. Активную роль во вмешательстве России в дела Нижнего Поволжья играл ногайский мурза Измаил.

11. Русские войска взяли Астрахань в упорном бою.

2 вариант.

Сведения об Астраханском ханстве.

1. Основным занятием татар были ремесла: гончарное, кузнечное, плотницкое.

2. Свои дома татары перевозили с собой, кочуя с места на место.

3. Крыши домов они покрывали соломой или дранкой.

4. Основным продуктом питания татар было мясо и кобылье молоко.

5. Политика астраханских ханов зависела от Крымского ханства и Ногайской Орды.

6. Но астраханский хан Ямгурчей был сторонником Москвы.

7. Астраханский хан посылал в Москву посольства, чтобы получить подарки.

8. Следующий хан Дервиш-Али долгое время жил в России и был князем Звенигородским.

9. Но за предательство Иван 4 приказал его казнить.

10. Первым походом русских на Астрахань руководил Пронский-Шемякин.

11. Первым астраханским воеводой был Иван Черемисин.

Ответы:

  • 1 вариант: 2, 3, 6, 11.
  • 2 вариант: 1, 3, 6, 9.

11 этап: оценка деятельности обучающихся на уроке.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Что вы хотели бы еще узнать? Что вам удалось? Что вызвало затруднения? Как вы оценили бы работу своих товарищей? Как вы оценили бы свою работу на уроке?

Учитель отмечает наиболее активных учащихся, выставляется суммарная оценка.

12 этап: домашнее задание.

Учитель: сегодня мы познакомились с расширением территории Российского государства. Прочтите параграф 10 пособия “История Астраханского края”, стр.43-47. Ответьте на вопрос: в чём политика Российского государства по отношению к завоеванным народам отличалась от политики стран Запада? Какое значение для целостности нашего государства имеет национальная политика? Свои рассуждения запишите.