Трехсложные размеры стиха

Разделы: Литература


Автор УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина

Тип урока: урок ОНЗ        

Цель урока:

  • повысить  уровень общей культуры через формирование знаний о стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • помочь осознать значимость умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за его богатство и многообразие.

Технология проведения урока: технология  деятельностного метода

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Задания для уч-ся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты (компетенции)

Результат

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

А. – Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся, чтобы  улыбкой поприветствовать друг друга. У нас хорошее настроение. И мы начинаем  работу.
Б. – Обратите внимание на тему урока. (Слайд №1)
– Какие слова вам уже знакомы?
– Что такое размер?
– А что такое стих?
 – Трёхсложные размеры. Это какие, как вы думаете?
– Что помогло вам прийти к такому выводу?
– Ваши знания о двусложных размерах вам помогут постичь трёхсложные?

1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок.
4 Подготовка учащихся к изучению теоретического материала.

1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3.  Самоопределение:
– знаю, что буду делать;
– понимаю, хочу делать или нет;
– думаю, что могу сделать или нет.

1. Включение в беседу с учителем, размышления над вопросами.

2. Определение значений ключевых слов и понятий.

Учебно-познавательные: умение определять понятия, строить логические расуждения.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Формируется самоопределение: знаю, хочу, могу;
Ученики эмоционально готовы к дальнейшей деятельности.
Мотив достижения успеха.

2. Целеполагание

 

Замечательный поэт начала 20 века К. Бальмонт написал удивительное стихотворение о размерах стиха. Прочитайте его глазами. (Приложение 1. Слайд №2)
Сейчас оно прозвучит в исполнении вашего одноклассника.
А вы закройте глаза и  попробуйте услышать и увидеть своеобразие двусложных и трёхсложных размеров.
– Назовите двусложные размеры. Какую особенность отмечает К.Бальмонт?
Статья К. Бальмонта «Русский язык». Давайте соотнесём характер двусложных размеров, отмеченных в статье и в стихотворении.
– Примеры. (Слайды№ 3-4)
– А трёхсложные чем интересны?
– Будем с ними знакомиться ближе?
– Чему каждый должен научиться на уроке?
– Какую цель вы определите для себя?
– А как вы думаете, как можно достичь этой цели?

1. Эмоциональная  организация подготовки учащихся к решению литературоведческой задачи .
2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической подготовленности) учащихся.
3.  Формирование литературоведческой компетенции.

1. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать цель урока.
2.Принятие целей урока, готовность к практической деятельности.

1. Анализ прослушанного и прочитанного текста.
2. Аргументированные ответы на вопросы учителя.

Учебно-познавательные:
Умение применять знания для решения  учебных и познавательных задач, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Информационные: умение извлекать информацию из художественного текста.

Учащиеся понимают, что они должны изучить, какой путь достижения цели основной.
Осознание неспособности достичь поставленной цели без применения имеющегося знания. Мотивация на включение в процесс решения поставленной задачи.

3.Планирование

А. – Что нужно знать, чтобы определить размер стиха?
– Как же надо построить работу, чтобы добиться того, что хотим?
Б. – Статья в учебнике «Трёхсложные размеры стиха», с.254: (Слайд №5)
– Определим план работы со статьёй.
Прочитать
Выписать примеры
Определить размер.
В. – А теперь вернёмся к статье К. Бальмонта «Русский язык» и  к вашим примерам. (Слайды № 6-8)
– Чем нам поможет характеристика трёхсложных размеров?
(выразительному чтению)

 

1. Организация деятельности на основе имеющегося знания через знакомство с теоретическим материалом.
2. Организует деятельность учащихся по определению способов решения задачи.

Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для определения плана действий. Включаются в процесс активного чтения.

Чтение статьи в учебнике и работа намеченному плану.

Учебно-познавательные:
Умение применять знания для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение, формирование и развитие экологического мышления.
Коммуникативные:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Информационные: Умение извлекать информацию из учебно–научного текста.

Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный  план действий, план урока, умение слушать друг друга.

4. Самоконтроль, взаимоконтроль

– А теперь я вам предлагаю выполнить практическую работу: определить размер стиха. Но поскольку сегодня только знакомство, у вас будет подсказка: Алгоритм действий. (Слайд № 9)
(Знакомство с алгоритмом. Обратить внимание на нумерацию). (Слайд № 10)
Работа в парах.
Проверка.
(Слайды № 11-13)

 

Организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: по самостоятельному созданию знаний через работу с опорными схемами.

Включаются в самостоятельную деятельность по определению размеров стиха путем извлечения знаний из теоретического материала, через  деятельность в паре.
Воспроизводят полученные знания сначала в паре, потом во внешней речи.

Работа с текстами стихов: расстановка ударений, определение размеров. Чтение друг другу.
Чтение вслух после проверки в соответствии с рекомендациями Бальмонта.

Учебно-познавательные:
Умение применять знания для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные:
Работа в паре, умение согласовывать свои действия; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Информационные: умение извлекать информацию из опорных конспектов.

Освоение детьми различных способов получения новых знаний. Освоение самих новых знаний: способов деятельности, информации.

5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

– Какие трудности испытали?
– Было интересно? Почему?
– А было трудно? Почему?
–В подростковом и юношеском возрасте многие пытаются писать стихи. Как знания о размерах стиха вам может помочь?
– А какую помощь вам может оказать знакомство со статьёй и стихотворением К. Бальмонта?
– А кто согласен со мной, что поэзия – это удивительный мир?

 

1. Организует самооценку учащимися своей деятельности.
2. Фиксирует затруднения и способы их решения.

1. Определяют или разрабатывают план дальнейших действий.
2. Эмоционально готовятся к выполнению домашней работы.

Активно вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Учебно-познавательные:
Умение самостоятельно определять причинно-следственные связи и делать выводы.
Коммуникативные:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Мотивация на дальнейшую учебную деятельность.