Рейтинг@Mail.ru

Тренинговое занятие "Концентрация внимания во время проведения экзамена"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: формирование умений и навыков концентрации внимания в период подготовки к экзаменам и на экзамене.

Задачи:

  • обучение приёмам преодоление психологических трудностей при подготовке и сдаче экзаменов;
  • развитие умений адекватно оценить свои возможности;
  • освоение на практике методов снижения напряжения и саморегуляции.

Категория участников: учащиеся 11-х классов.

Используемый материал: компьютер, проектор, экран, колонки; раздаточный материал.

Время занятия: 45 минут.

Механизмы реализации задач (УУД):

  • формирование у учащихся способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач, самостоятельно определять сферу своих интересов, овладение приемами отбора и систематизации материала;
  • умение анализировать и обобщать факты, составлять план действий, формулировать и обосновывать выводы;
  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера.

Ожидаемые результаты:

  • освоение техник саморегуляции и концентрации внимания;
  • формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов.

Ход тренингового занятия

Знакомство (3 минуты).

Психолог: Здравствуйте, уважаемые ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна. Наше знакомство предлагаю сделать наглядным. //Детям предлагается круг и карандаши//

Я вот такая , а вы?

Не забудьте подписать своё имя (как бы вы хотели, чтоб я к вам обращалась).

Психолог: Спасибо! А теперь прошу внимания на экран.

СЛАЙДЫ 2-4. Настрой на работу (3 минуты).

Видео-фрагмент из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”

СЛАЙД 5. Дорогие участники предлагаю и нам отправиться вместе с Вовкой, но не в тридевятое царство, а забраться на гору успеха... Ведь как говорится: “Не сиди на месте, а постоянно стремись вперед!”

Прошу внимания на экран!

Целеполагание (3 минуты).

На экране появляются слайды, сменяющие друг друга.

Психолог (вопрос к учащимся): Как вы думаете, что я у вас хочу спросить после просмотра данных слайдов?

Ответы учащихся: по какому принципу разделены картинки, какие цифры, фрукты, транспорт вы успели запомнить...?

Психолог: Хорошо! Внимание на экран!

Психолог: Итак, все картинки можно соотнести в 3 группы: цифры, фрукты, транспорт.

Каждый из вас обратил внимание на какую-то одну группу, а кто-то пытался запомнить всё. То же происходит и на экзамене. Одним из самых сложных моментов является умение сконцентрироваться на выполнении тестового задания ЕГЭ: кто-то смотрит сразу в конец задания, кто-то прочитывает только 1-е слова, а кто-то планомерно выполняет задание, следуя инструкции.

СЛАЙД 12 – 13. Поэтому тема нашего занятия: “Концентрация внимания во время проведения экзамена”. (на экране тема и цели-задачи)

Немного теории (3 минуты).

Расслабление и концентрация в процессе работы постоянно чередуются. Большая часть времени приходится на концентрацию. На момент начала деятельности расслабление проходит очень медленно и занимает небольшой промежуток времени. К концу экзамена заставить себя работать, сконцентрировать внимание становится очень тяжело. Расслабление преобладает над концентрацией.

Главное условие концентрации внимания заключается в умении освободиться от посторонних мыслей, звуковых и зрительных образов, устанавливать полный контроль над телом и разумом.

Поэтому перед экзаменом важно научиться включаться в работу, не обращая внимания на лень, волнение и окружающих людей.

Попробуем освоить несколько способов концентрации внимания.

Упражнение №1.Самый доступный способ расслабления” (5 минут).

Сядьте на стул, займите удобное положение. Руки расслабьте, ноги параллельно поверхности пола. У вас не должно быть перекрёстных ни рук, ни ног. Прислонитесь к спинке стула и закройте глаза. Расслабьте все мускулы и постарайтесь ни о чём не думать. Сделайте глубокий вдох, выдох.

Те установки на успех, которые я сейчас буду говорить, мысленно повторяйте за мной.

“У меня всё хорошо! У меня всё получится! Я могу справиться с любыми трудностями! Я честно учился на протяжении этих лет, поэтому я много знаю и обязательно справлюсь с экзаменом! Педагог меня не знает, поэтому он не может помешать мне хорошо сдать экзамен! На экзамене окружающие для меня отсутствуют, когда я закончу, они появятся. Я начинаю работать прямо сейчас!”

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, а теперь выдох, открывайте глаза и возвращайтесь в наш кабинет. Вы находитесь здесь и сейчас!

Рефлексия. Поделитесь своими ощущениями.

Ответы учащихся.

Упражнение №2. Момент “думания” (3 минуты).

Вы прочитали задание, но сразу не получилось найти решение. Вспомните свою любимую цифру (3, 7, 28 и др.). Начиная думать над тестовым заданием, с краю ставьте эту цифру и обводите её много раз.

//Концентрация внимания должна сопровождаться каким-то движением// Найдите своё движение (свою цифру, подпись, штрихи, волны, галочки и т.д.).

Например, попробуйте вспомнить стихотворение А. С. Пушкина “Я Вам пишу...” и одновременно с этим обводить выбранную цифру.

Пробуем (показать на примере одного учащегося, остальные выполняют самостоятельно).

СЛАЙД 14. Упражнение №3. “Задание из конверта” (3 минуты) (приложение 1).

Будьте внимательны! Сейчас каждый из вас получит конверт. По моей команде Вы вскрываете данный конверты и в течение минуты выполняете всё, что там написано! Будьте внимательны! Вы должны выполнить всё, что там написано. (Команда: “Начали!”).

Какой совет можно дать, используя полученный опыт?

Ответы учащихся.

СЛАЙД 15. Психолог: Правильно! “Читайте задание до конца!”. Спешка не должна приводить к тому, что Вы будете стараться понять условие задания по “первым словам” и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.

СЛАЙД 16. Упражнение №4. “Стратегия успеха!” (7 минут).

Объединяемся в две команды с помощью жетонов 2-х цветов.

Группа “красных” работает в парах. Группа “синих” - вы будете работать индивидуально.

Лабиринт следует пройти от стрелки до стрелки. Когда дойдете до конца, вы почувствуете гордость за себя!!! Время работы 3-4 минуты. Работающим в парах следует определить стратегию выполнения задания.

СЛАЙД 17-18. Группам раздаются два лабиринта: акула и зайчик (приложение 2).

От чего зависел успех прохождения лабиринта?

Ответы учащихся.

СЛАЙД 19. Психолог: Правильно! “Думайте только о текущем задании!” Необходимо научиться заставлять себя шагать в одном направлении, пропуская то, что не знаете или не можете сделать сразу. Следует не думать о пропущенном задании, а думать о текущем. Дошли до конца и только потом возвращайтесь к пропущенным заданиям. Чтобы добиться положительного результата, надо идти только вперед!

СЛАЙД 20. Упражнение №5. “Магические квадраты” (7 минут) (приложение 3).

Психолог: Задание состоит из 3-х этапов.

На 1-м этапе в течение 30 секунд необходимо найти все цифры по порядку от 1 до 20. Без команды карточку не раскрывать!!! Если вы закончили раньше сигнала, считайте, сколько секунд еще осталось (на счёт “раз и ...”).

СЛАЙД 21. Внимание! Начали!

СЛАЙД 22. Психолог: Отложили карточки в сторону. Подняли глаза к потолку... Опустили к полу...Просмотрите точно ли вы выполнили задание?

Зрительная гимнастика.

Закройте ладошкой правый глаз, потом левый, теперь закройте оба глаза. Положите пальцы на яблоки глаз, не открывая глаз, аккуратно надавите до сияния глаз, отпустите, закройте глаза обеими руками, чтоб не было щелочек, досчитайте до 5. Можно открыть глаза.

СЛАЙД 23. (Второй вариант расслабления: “Игра с кубиками”. Перед Вами 4 кубика. Возьмите все 4 кубика. Попробуйте поиграть кубиками. Тем самым Вы активизируете все энергетические точки, которые находятся на наших ладошках. Положите кубики на стол. А теперь попробуйте собрать кубики между пальцами. Зажмите крепко. Подвигайте рукой, кубики не должны упасть. Переложите кубики в другую руку. А попробуйте построить башенку из кубиков.)

Этап 2. Время выполнения: 40 секунд. Найти пары цифр по порядку от 1 до 20 (т.е. 2 единицы, 2 двойки и т.д.). Без команды карточку не раскрывать!!!

СЛАЙД 24. Внимание! Начали!

СЛАЙД 25. Психолог: Отложили карточки в сторону. Подняли глаза к потолку... Опустили к полу...Просмотрите точно ли вы выполнили задание?

СЛАЙД 26. Зрительная гимнастика. (или “Игра с кубиками”. Перед Вами 4 кубика. Возьмите все 4 кубика. Попробуйте поиграть кубиками. Положите кубики на стол. Разложите кубики так, чтоб они лежали в одну линию. А теперь кончиками пальцев поднимите кубики).

Этап 3. Время выполнения: 1 минута. Найти по 4 одинаковых цифры по порядку от 1 до 20 (т.е. 4 единицы, 4 двойки и т.д.). Без команды карточку не раскрывать!!!

СЛАЙД 27. Внимание! Начали!

СЛАЙД 28. Психолог: Отложили карточки в сторону. Подняли глаза к потолку... Опустили к полу...Просмотрите точно ли вы выполнили задание?

СЛАЙД 29. Зрительная гимнастика. (или “Игра с кубиками” Перед Вами 4 кубика. Возьмите все 4 кубика. Попробуйте поиграть кубиками. Положите кубики на стол. Теперь сожмите в кулак вашу ведущую руку. Напрягите. Откройте, ладошкой вниз. Разложите кубики на кончики пальцев. И держите, считая до 10).

Внимание!!! Расшифровка результата:

  • первый этап – это ваша повседневная работа в школе, т.е. насколько Вы организованы и собраны;
  • второй этап – время , которое Вы тратите на подготовку к экзамену;
  • третий этап – это сам экзамен, ваша собранность и внимательность, сосредоточенность и организованность на экзамене.

Если первые два этапа вы выполняете успешно, то и третий этап вы пройдёте без затруднений.

СЛАЙД 30. Психолог: Совет: “Тренируйтесь!”. Немного теории. В экзаменационных заданиях срабатывает ассоциативный ряд, и задание выполняется быстрее, если подобное уже делал. Перед экзаменом следует выполнять как можно больше опубликованных тестов, просто ради самого тестирования. Чем больше выполнено подобных заданий, тем времени затрачивается меньше, меньше усталости и, следовательно, концентрация внимания выше.

СЛАЙД 31. Внимание на экран!

Звучит музыка (В.А. Моцарт “Музыка ангелов”).

Запомните!!!

Читайте задание до конца!

Думайте только о текущем задании!

Спортсмен тренирует мышцы, а выпускник - мозг!

СЛАЙД 32. Мы с Вами рассмотрели только несколько способов тренировки внимания и достигли вершины нашей горы успеха, мы забрались только на одну гору, а перед нами еще много непокоренных вершин...А будущее принадлежит тому, кто верит в свой успех. Как пел В. Высоцкий: “Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал...”

СЛАЙД 33. Прошу внимания на экран! Видео-фрагмент из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”

Рефлексия (7 минут).

  • И в конце нашего занятия, оцените свой настрой и своё состояние.
  • Нарисуйте улыбку своего настроения после занятия (весёлую, грустную). Полезным было занятие или нет?
  • И наклейте улыбку на того человечка, кто Вам больше нравится.

Дети наклеивают. По желанию комментируют.

СЛАЙД 34. Психолог: И маленький талисман Вам на память: “Солнышко удачи”.

 

СЛАЙД 35. В конце нашего занятия, я хотела бы сказать: работа по воспитанию “БУДУЩЕГО” сложна......Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой...Будь ручейком, в котором отражается чистота неба. Не можешь быть ручейком, будь каплей, только самой красивой, в которой светится солнце.

Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко...А не можешь быть солнцем, будь маленьким лучиком, который укажет путь заблудившемуся спутнику.

Главное, обязательно будь!!!!!Будь самим собой!!!

Звучит музыка (Ёлка “Всё зависит от нас самих!”).

Всего Вам доброго! Ни пуха, ни пера!