Рейтинг@Mail.ru

Урок литературного чтения "Рассказ Ю.Яковлева «Полосатая палка»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, толкование понятий “совесть”, “доброта”, “милосердие”;
  • создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: учебник, презентация “Ю.Яковлев “Полосатая палка”, карточки для парной работы и рефлексии.

Ход урока

1. Мобилизующее начало урока.

Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

2. Мотивация учебной деятельности (2 слайд)

- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием  “Полосатая палка”.

(3 слайд)

- О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке:

- мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

- постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

- Сколько частей мы выделили в рассказе? (6)

4. Основной этап:

- Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

- Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки. (4 слайд)

- Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним. (5 слайд)

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

- Прочитайте строчки, характеризующие его.

(всё сходило с рук,
бил стёкла, вывинчивал лампочки, срывал уроки, дрался, обижал ребят,
привык к сценам мамы,
давал обещание исправиться (лишь бы отвязались),
угрозы не пугали его,
нащупывал слабые места взрослых,
пользовался этим с большой выгодой для себя,
лучшая оборона – нападение (девиз жизни)

- Это авторская характеристика?

(Нет. Таким он был в жизни).

- Таким же видим его и мы.

- Родной человек – мама, но и её он не слушал. (6 слайд)

- Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

- К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

- В рассказе описан эпизод встречи с дворником. (7 слайд)

- Прочитаем отрывок по ролям.

Дворник Мишка
огрел метлой не бросился бежать
нерешительно опустил метлу ринулся в наступление
выкатил глаза, сплюнул,
пошёл прочь от греха подальше. провожал насмешливым взглядом

- Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка. (8 слайд)

- Таким он был всегда.

- Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

- И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой. (9 слайд)

- Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

- Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

- В рассказе появляется следующий главный герой – старушка. (10 слайд)

- Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

- Прочитайте диалог по ролям.

- Как ведёт себя Мишка? (11 слайд)

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

- Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

- Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

- Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).

- Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки. (12 слайд)

- Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

- Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

- И вот Мишка получил желаемое. (13 слайд)

- Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

- Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

- Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

- В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек. (14 слайд)

- В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

- Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

- Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

(предметом игры, забавы)

- Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

- Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

- Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

- Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

- Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

- Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

- Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

- Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

- Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

- Значит себя он считал несчастным.

- Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

- Какое он принял решение? Почему? (15 слайд)

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

- Итак, Мишка начал поиски героя. (16 слайд)

- Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

- Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

- И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

- Выделите основное.

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

- Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. (17 слайд)

- Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

- Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

- Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

- Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

- Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки. (18 слайд)

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

- Почему Мишка решил идти с ней на перекресток? (19 слайд)

(Его стала мучить совесть)

- Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?

(о совести человека)

- Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

- Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

- Каким стал Мишка в конце рассказа? (понял свою ошибку, пытается её исправить)

- Какова главная мысль произведения? (20 слайд)

2) Выбор пословицы к идее произведения.

- Выберите из данных пословиц ту, которая раскрывает идею произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

- Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

- Что же такое “совесть”? (21 слайд)

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

- Давай подумаем и поработаем в паре. (22 слайд)

Продолжите высказывания: (Приложение 1)

Никогда не поздно ...

Надо вовремя ...

7. Итог урока.

- Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. (23 слайд)

- В нашей стране много людей с ограниченными возможностями. (24 слайд)

- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

- Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

- У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

- К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

- Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим? (25 слайд)

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.

8. Рефлексия. (26 слайд)

- Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос: (Приложение 2)

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

- Автор размышляет о своём герое:

Ещё есть надежда.

9. Домашнее задание (творческое). (27 слайд)

- Придумать продолжение истории о Мишке. Записать свой рассказ.