Рейтинг@Mail.ru

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение государственной символики

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Актуальность темы проекта.

Работа в этом направлении очень актуальна, т.к. патриотическое воспитание играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Все мы знаем, что чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Именно важность воспитания гражданина, неравнодушного к своей Родине, побуждает нас на уроках географии говорить о государственных символах. Именно на уроках географии в полной мере показывается всё многообразие нашей страны и других государств мира. И, конечно же, одной из основных задач является воспитание патриотизма в сердцах детей. Как это осуществляется на уроках географии, я попыталась рассмотреть в своём проекте, целью которого является выяснение отражения природных особенностей и хозяйственной специализации территорий на гербах городов и стран мира.

Актуальность введения данного материала в занятия подтверждают официальные государственные документы, например, инструктивное письмо Министерства образования РФ “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации”, методические рекомендации по изучению государственных символов России в общеобразовательной школе “Символы российской государственности”.

Гипотеза

Если создать условия для воспитания патриотизма обучающихся посредством вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды, то обучающийся будет проявлять патриотические чувства выше по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Цель: Организация исследовательской работы по геральдике.

5-7 классы Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие обучающихся.

Индивидуальная работа

8-9 классы Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

10-11 классы Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры обучающихся.

Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков.

Для формирования ключевых компетентностей у учащихся (самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность постоянно учиться новому в жизни, находить и использовать нужную информацию)необходимо изменить методы преподавания, а именно использовать формы работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность самих школьников за результат учения.

В 5 классе только начинается изучение географии, поэтому очень важно особое внимание уделить не только формированию представления о том, что все люди имеют один общий дом – планету Земля, но и сформировать их представление о государственности; а значит - и о символике. Поскольку в учебнике это не находит отражения, желательно показать учащимся презентацию о государственных символах России и обратиться к личному опыту школьников с помощью вопросов такого рода: “Что такое государственные символы?”, “Какие государственные символы вам известны?”, “Что вы о них знаете?”; т.е. вести с учащимися диалог, направленный как на изучение символов государства, так и на реализацию личностных и метапредметных результатов обучения, особенно таких как высказывание суждений, уважительное и доброжелательное отношение к символике не только своей страны, но и других стран. Это как раз и позволяет сформировать требуемые новым ФГОС коммуникативные компетенции, развивать способности к учебно-исследовательской деятельности.

В 6 классе при изучении темы “Население Земли” ключевой проблемой по развитию активно-деятельностной личности является формирование у учащихся умений генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, собирать её, устанавливать закономерности, быть коммуникабельными в различных группах, именно работая с государственной символикой.

Особенно активно приобщать учащихся к культурно- историческому наследию представляется в 7 классе при изучении географии материков и океанов. Программа предусматривает изучение темы “Население и страны” по каждому материку. Так, при изучении Африки, которая является прародиной человека, важно показать, что многие страны Африканского континента имеют древнейшую культуру. До нащих дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств, это находит соответствующее отражение на гербах стран Африки. Кроме того, страны Африки различаются своим географическим положением. Учащиеся легче запоминают положение государств, если проводить соответствующие ассоциации с геральдикой. Есть страны, расположенные на островах, например, Кабо-Верде, лежащая на островах Зелёного Мыса. На гербе этой страны изображены десять звёзд, которые обозначают десять обитаемых островов, составляющих государство. В геральдике многих стран Африки отражено их приморское положение. Например, морская символика на гербе страны занимает центральное место –это трёхмачтовый парусный корабль 19 века, на таком паруснике из Северной Америки сюда приплыли и основали независимое государство бывшие рабы. Пальма на берегу-символ нации, она же отражает географическое положение страны, находящейся в тропическом климате. При изучении Нигерии, самой большой по численности населения страны Африки, важно объяснить учащимся, что на гербе белыми линиями показаны две реки Нигер и Бенуа, которые делят страну на две части –южную равнинную и северную возвышенную. Чёрный щит на гербе Нигерии означает плодородную почву (Нигерия - сельскохозяйственная страна с развивающейся промышленностью).

Аналогичная работа может проводиться по странам и всех других материков.

На материке Австралия находится только одно государство - Австралийский Союз. Учащиеся должны знать, что герб Австралии представляет из себя щит, поддерживаемый кенгуру и страусом эму (животными, которые обитают только в этой стране). Щит разбит на шесть частей, на каждой из которых изображён, в свою очередь, герб одного из штатов, входящих в состав государства. Лучи семиконечной звезды вверху также символизируют шесть штатов и один федеральный округ – Канберру.

В 8 классе изучается география России. С первых уроков учащимся необходимо объяснить, что государственные символы России должен знать и уважать каждый, т.к. они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. В нашей стране – это: государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. С целью закрепления знаний по государственной символике можно активизировать деятельность учащихся интерактивными методами обучения. Учащимся может быть предложено игровое проектирование, “мозговой штурм”, деловая игра “Компетентность”, т.к. хорошо известно, что задачей школы является не только знакомство ученика с основами наук, но и воспитание гражданина, который, овладев знаниями, обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями.

Восьмиклассники должны знать, что для российской геральдики характерно отражение природных особенностей местности. Поэтому при изучении природы и природных ресурсов России важно показать ребятам отражение тех или иных природных особенностей на флагах и гербах Российского государства. Так, на многих гербах российских городов изображены элементы рельефа: горы (г. Ставрополь), вулканы (г. Петропавловск-Камчатский), озёра (волны Байкала на гербе Бурятии), реки (г. Благовещенск), и т.д. Причём горы, например, присутствуют на гербах почти всех республик Северного Кавказа. Гора Эльбрус изображена на гербах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а самая высокая вершина горного Алтая – гора Белуха изображена на гербе республики Алтай. При изучении растительного и животного мира России важно показать учащимся отражение этих биологических ресурсов в символике. Так, на гербе города Ярославля изображён медведь. Вообще ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь перекликается с преданием, по которому город был заложен в том месте, где Ярослав Мудрый убил напавшую на него медведицу. А на гербе города Красноярска изображён лев – символ силы и мужества. На гербе города Владивостока уссурийский тигр тоже символ силы и мужества, кроме того, тигр указывает и на географическое положение города, т.к. только в этих местах водятся эти уникальные звери. На гербе города Сызрани (Самарская область) изображён бык. Он символизировал крупную в 18 веке транзитную торговлю скотом. Сызранские купцы покупали скот у калмыков и перепродавали в центральной части России.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Так, при изучении Сибири учащиеся исследуют геральдику сибирских городов и приходят к выводу, что это богатый природными ресурсами край. Например, на гербе Тобольска изображена снежинка, которую рассекает буровая вышка – символ нефтяного края, а в нижней части – бегущая лисица, символ тайги. При исследовании герба Новосибирска выявляются особенности цветовой гаммы, которая имеет давнюю историческую традицию для Сибири: зелёный цвет – здоровье, природные богатства Сибири, а серебро- чистота помыслов, снег, покрывающий город в течение длительного периода времени. Голубая перевязь с серебряными волнами символизирует реку Обь, а чёрно-серебряный тонкий пояс – транссибирскую железнодорожную магистраль.

В 9 классе исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, в основе которого лежит собственный творческий, исследовательский поиск, а не усвоение учащимися готовых знаний, преподносимых учителем. При изучении экономических районов России учащиеся исследуют гербы российских городов с целью выявления и отражения на них хозяйственной специализации территорий. Так, на гербе города Норильска белый медведь держит ключ, рисунок которого состоит из слова “Норильск” и химических символов меди, никеля и кобальта. Золотисто-чёрная раскраска щита символизирует полярные день и ночь, расплавленный металл и недра. Белый медведь с поднятым над головой ключом символизирует мощь промышленного освоения Таймыра, раскрывшего перед людьми свои природные кладовые. Фигура поднявшегося во весь рост зверя олицетворяет мощь высоких широт. Образный смысл: Норильск-ключ к северу, его тайнам и богатствам, норильчане-первоооткрыватели. На гербе Хабаровска изображён геральдический вилообразный лазоревый крест, сопровождаемый внизу червлёной рыбой, что указывало на отличительную особенность города – большое количество красной рыбы в Амуре и, следовательно, главное занятие жителей – рыболовство. Электролампочка, стрелы, проводники тока-всё это признаки основной отрасли города Саранска - свето- и электротехнической промышленности. А вот фигура чёрной американской лисицы используется как символ выдающейся роли тотемских (город Тотьма Вологодской области) купцов и мореходов, их заслуг в освоении островов Тихого океана и побережья Северной Америки в 18-19 веках. Большой интерес вызвал герб города Снежногорска (Мурманская область). Центральная фигура герба – нерпа, аллегорически символизирует градообразующее предприятие – судоремонтный завод “Нерпа”, со строительством и наращиванием производственных мощностей которого неразрывно связано и социально-экономическое развитие города. Лазоревая часть герба и серебряная оконечность с лазоревой полыньёй аллегорически показывает географическое положение Снежногорска на берегу Кольского залива в незамерзающей бухте Кут.

Таким образом, учащиеся на уроках географии получают много новой информации, соотнося геральдику с определёнными территориями. Тем самым осуществляется компетентностный подход, который выдвигает на первое место умение ученика разрешать проблемы в познании и объяснении явлений действительности. Учащийся осознаёт постановку задачи, оценивает новый опыт и контролирует эффективность собственных действий.

Результаты реализации проекта:

  1. Групповая работа учащихся на уроках географии (исследование гербов различных городов, государств и т.д.)
  2. Учащиеся проводят исследования по вопросам геральдики с учётом темы того или иного урока географии, готовят отчётные презентации или буклеты с последующими выступлениями в классе.
  3. Использование на уроках дополнительного материала по геральдике помогает сделать процесс обучения ярче, убедительнее, нагляднее.
  4. Включение старшеклассников в исследовательскую деятельность с последующим с последующим выходом на ученические конференции.