Проектная деятельность с детьми 4–5 лет по теме "Скворечник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепить знания детей о птицах (перелетных и зимующих), их образе жизни весной.
  • Воспитывать  заботливое отношение к перелетным птицам.
  • Вызвать желание помочь птицам (сделать домик своими руками).

Задачи:

ОО Познавательное развитие: развивать продуктивную (конструктивную) деятельность детей через развитие умения строить причинно-следственные связи, умение анализировать образец постройки близкий по конструкции.
ОО Речевое  развитие: совершенствовать диалогическую речь. Развивать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
ОО Художественно-эстетическое развитие: формировать умение преобразовывать готовые формы, разрезая их на части для изображения цветов в аппликации (украшение скворечников орнаментом из геометрических фигур).
ОО Физическое развитие: развивать мелкую и грубую  моторику.
Безопасность: закреплять правила безопасного обращения ножницами и клеем, отверткой и молотком.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А.Шевченко «Гнезда», Т.Нуждина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песен-закличек, на весеннюю тематику.
  • Беседы на темы: «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было бы,  если бы не было птиц?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
  • Загадывание загадок о животных, птиц, времена года.
  • Прослушивание аудиокасет «Голоса природы», «Звуки природы»,
  • Просмотр видео  «Природа пробуждается», мульти-презентация «Весна идет, весне дорогу».
  • Дидактические игры «Совушка», «Когда это бывает», «Покажи без слов», «Огородник и воробей», «Зимующие и перелетные птицы», «Пчелки и ласточки», «Воробышек», « Птички и автомобиль».
  • Рисование птиц (раскрашивание, вырезание птиц, наклеивание их на картон).
  • Лепка птиц из пластилина, лепка животных.
  • Складывание животных и птиц из бумаги (оригами).
  • Изготовление домика для птиц из картонных коробок.

 Ожидаемый результат.

Скворечник для птиц из природного материала, скворечники  из коробок, для последующей игры в центрах детской активности и желание детей заботиться о птицах.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приветствие: 

Воспитатель:

«Собрались  все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».

Мотивация:   получение письма от перелетных птиц.

«Здравствуйте дорогие ребята!! Наступает весна, мы чувствуем, как приближается тепло. Очень хотим вернуться к вам, но беда в том, что нам вернуться не куда. У нас нет наших домиков. Помогите,  нам,  пожалуйста,  вернуться домой».

Беседа о полученном письме (кто это мог написать такое письмо, кто же хочет к нам вернуться?).

Воспитатель:  Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Светает рано по утрам,
проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом  ласкает,
Кто это время года знает? (Весна)

Давайте с вами вспомним:

  • Какие птицы к нам возвращаются весной? (ответы детей).
  • Как мы им решили помочь? (Сделать скворечники).
  • Какие птицы живут в скворечнике?

Загадка:

На шесте дворец.
Во дворце – певец, 
А зовут его …(скворец)

Показ деревяного скворечника на шесте.

Вот этот скворечник нам сделала семья  Кобзева Никиты.  Расскажи Никита, как вы делали скворечник? Кто принимал участие?

В помещение влетает скворец (роль скворца исполняет мама Сергея).

Скворец.

Я скворец! Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной я прилетаю,
сразу домик оживает. Вы узнали меня???

Дети: Да!!!

Скворец: Здравствуйте ребята! Меня отправили к вам мои братья, узнать, как продвигаются ваши дела. Ведь вы решили помочь нам, и подготовить скворечники для нас.

Скворец:

С юга скворушки летят,
В новом доме жить хотят,
Все ли здесь для нас готово?
 Где бы нам сейчас присесть?
Где попить, и где поесть?

Воспитатель: Ребята, а  мы начали делать скворечники? Вот скворец, ребята тебе и расскажут, из чего мы начали их делать.

Рассказы детей.

Воспитатель: Чтобы настроится на работу, мы  сейчас все вместе поиграем.

(Закрепляется ориентировка в пространстве: использование  предлогов К, В, ИЗ, ОКОЛО, НАД, НА).

Проводится игра с макетом скворечника и птички. С птичкой играют дети, которая перемещается на слова стихотворения.

Д/игра «Где скворец?»:

Скворец к скворечнику подлетел осмотрел.
Скворец в скворечник залетел
Скворец из скворечника вылетел довольный.  
Сел около скворечника  и весеннюю песню запел.
Песню спел и полетел.
Пролетел над скворечником,
Пролетел под скворечником,
И сел отдохнуть на скворечник.

Воспитатель:

  • Хватит ли нам одного скворечника для всех птиц? (ответы детей).
  • Что же нам делать? Как помочь птицам?
  • Какой должен быть скворечник? (прочный).
  • Из чего мы сможем их сделать? (ответы детей).

Сегодня к нам в гости  пришел дедушка Даши, и очень хочет  рассказать, показать,  как можно сделать скворечник из этих заготовок (дети рассматривают заготовки, принесенные дедушкой,  рассказывают, из какого материала сделаны, считают количество заготовок)

Презентация детских центров активности:

Воспитатель: Сегодня у нас с вами работать будут Центры:

Центр искусства:  Задание для центра: из принесенных вами коробок мы начнем делать  скворечники  – необходимо подобрать коробку, похожую  на наш образец. Сделать из нее скворечник,  и украсить  его так, чтобы птицам захотелось в нем поселиться.

Центр строительства: вместе с дедушкой Даши  построить прочный деревянный скворечник.

Центр математики:  вы получаете задание построить скворечник по схемам,  с помощью геометрических фигур.

Физкультурная  минутка:

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель: Давайте превратимся в маленьких скворчат, и дружно скажем  слова:

Дети: Я на ножке покручусь, и в разных птиц  я превращусь.

Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине группы стоят в разных сторонах  Солнышко и Снежинка. Птицы под музыку врассыпную бегают по группе со словами:

Птички летают, зерна собирают
Маленькие птички,
Птички – невелички.

По окончанию музыки разбегаются перелетные птицы к Солнышку, а зимующие к Снежинке.

После игры, говорят все вместе, слова обратного превращения:

Дети: На одной ножке покрутись, и в ребяток превратись.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, воспитатель я опять. А сейчас за работу: дети расходятся по центрам, работают с ассистентами. (Ассистенты – родители, 2 воспитателя, и помощник воспитателя).

Работа в центрах:

Центр искусства: 

Аппликация: дети из геометрических фигур составляют орнамент и украшают скоречники, которые делали ранее (обклеивали коробки белой бумагой).

Центр строительства:

Ассистент в центре дедушка Даши:  

Посмотрите внимательно, какие я сделал заготовки для скворечника?

  • Давай те посмотрим, они все одинаковые?
  • На какие геометрические  фигуры они похожи?
  • Давайте их посчитаем? 
  • Какой инструмент нам нужен для работы?
  • Посмотрите, какой инструмент я принес с собой (рассматривают и называют принесенный инструмент, пробуют работать с шуруповертом).
  • А вот инструменты, которые есть в нашей группе (достают детские, игровые  инструменты, называют их).
  • Можно ли работать с нашим инструментом? (нет, они игрушечные).

Но сначала надо вспомнить правила безопасности при работе с острыми  инструментами.

Центр математики:  (используется игра Фребеля «Геометрические фигуры»).

  • На карточках – схемы построения скворечника из разных геометрических фигур.

Дети за столами выкладывают скворечники согласно схемам.

Воспитатель: Назовите, из каких фигур вы строили скворечник, назовите цвет фигур,  сосчитайте количество используемых в работе фигур.  

В конце занятия подводится итог: просмотр выполненной работы в центрах.  – Что получилось?

Скворец.

Птиц, ребята не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их  жалеть, оберегать!

До свидания, я полетел обратно, к своим друзьям, порадую их новыми скворечниками.

На прогулке дети с воспитателем развешивают скоречники на территории сада.

Приложение 1

В этом  занятии я использовали  такие  активные формы работы:

Наглядные методы:  

Плакаты:   чертеж-схема с изображением деталей скворечника; «Скворец» – роль взрослого;  применение наглядных пособий: календарь года,  дней недели,  иллюстрации с весенними  пейзажами, скворечники,  подготовленные и  сделанные детьми накануне,  картинки с изображением перелетных птиц.

Словесные  методы: диалог, беседы, вопросы к детям, чтение стихов и загадок  с опорой на наглядность.

Игровые методы: использовались игры «Где скворец?», «Зимующие и перелетные птицы», физкультминутка.

Практический метод: участие детей и взрослых в играх, в составлении из геометрических фигур скворечников(использовалась  игра Фребеля «Геометрические фигуры»),  в аппликации  «Украшение скворечников»,  в строительстве  скворечника из деревянных заготовок.
Использовалось  разумное сочетание форм организации детской деятельности (фронтальная, индивидуальная).

Направленность занятия на развитие субъектности детей:

–  Мы  побуждали  детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла  проявление инициативы детей.
– стимулировали  и  поощряли  индивидуальные знания детей.

На занятии реализовался принцип индивидуализации и дифференциации:

– учитывались  особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент).
– «видели» каждого ребенка, стимулировали его деятельность наводящими вопросами, поощряла, хвалила.
– предлагали  разноуровневые задания (с учетом особенностей детей и их интересов).
На занятии была  создана комфортная,  психологическая  обстановка, позитивный, эмоциональный настрой и детей и взрослых, возможность свободного общения, и передвижения детей.
В конце занятия был  подведен  итог – рассматривали выполненные задания: скворечники – украшенные геометрическим орнаментом;  деревяный скворечник, сделанный из заготовок;  скворечники построенные детьми из геометрических фигур.
Признаками высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми) явились:

  • выделение и осознание детьми проблемы;
  • умение детей прогнозировать свою деятельность;
  • умение использовать свои знания в различных (нестандартных) ситуациях;
  • самостоятельность в работе, преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);
  • логика мышления;
  • поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Считаем, что занятие проведено на высоком уровне: так, как просматривалось включение детей в разрешаемую проблему, предусмотренную темой занятия.