Урок-память "Не дать поблекнуть старым, боевым медалям!" по рассказу В.П.Астафьева "Тоска по вальсу"

Разделы: Литература


Тип урока
Форма урока
Форма организации

Урок – погружение
Ток – шоу
Свободный микрофон (индивидуальная), групповая, фронтальная

Технологии

РКМЧП

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст рассказа, музыкальное оформление: «Вальс цветов» П.И.Чайковского; «Белый танец» стихи И. Шаферана, муз.Д. Тухманова; «За того парня» стихи Р.Рождественского, муз. М.Фрадкина.
Зрительный ряд: портрет В.П.Астафьева

Цели урока

Обучающая:
– выявить ключевые проблемы  в рассказе В. Астафьева «Тоска по вальсу» и прокомментировать; показать их актуальность сегодня;
Развивающая:
– развитие аналитического, критического мышления;
– формирование культуры чтения;
– стимулирование поисковой творческой деятельности.
Воспитательная:
– увидеть, понять и осознать духовно – нравственные аспекты рассказа;
– пробудить чувство  ответственности за свою жизнь и  свои поступки в память о воинах Бессмертного полка;
– формирование патриотических поступков и чувств у учащихся через произведения художественной литературы.

Задачи

– Развивать формирование таких критериев, как определение проблемы текста, выявление позиции автора, умение аргументировать свою точку зрения через привлечение текста автора;
– развивать ассоциативное мышление учащихся;
– пополнить банк литературных аргументов при подготовке к ЕГЭ, а именно: блок «Война. Проблема исторической памяти и её  духовно – нравственные уроки ».

Планируемый результат

Ориентировка учащихся  на пробуждение ответственности за свою жизнь и за свои поступки  в память о солдатах Бессмертного полка.
 Успешное выполнение письменного домашнего задания.

Домашнее задание

Написать сочинение (на выбор) или сочинить стихотворение, посвященное теме урока.

Ход урока:

Презентация. Слайд 1

1. Погружение учителя с  учащимися в текст рассказа «Тоска по вальсу» В.П.Астафьева, сопровождаемое прослушиванием «Вальса цветов» П.И.Чайковского, «Белого вальса» стихи И. Шаферана, муз Д.Тухманова.

Слайд 2

Задание для учащихся в тетрадях: «Моё ассоциативно-зрительное восприятие рассказа «Тоска по вальсу».

Слайд 3

2. Молчаливый монолог – осмысление погружения.

3. Свободный микрофон (свободные мысли вслух при «фрагментарном»» погружении в текст и «экранной подачи» материала с учетом ассоциативно-зрительного восприятия текста).

*Учитель: ваши вопросы, впечатления от рассказа…

Ответы учеников:

– Жаль упокоенного…
– Да, жалко, но видно изжил он себя на этой земле, как пишет автор, что последние два года жил  и вовсе себе и людям в тягость – лежал на койке, окончательно и виновато стихнув.

*Учитель: А почему виновато?

Ответы учеников:
– Потому  что у него семьи не было – ухаживали не родные люди, а «казенные», чужие.
– Но просто не успел  завести семью – война виновата…;
– В тексте говорится, что инвалид не успел до войны не только жениться, но и влюбиться, а с войны явился больным, дряхлым;
– В 1949, когда герой попал в дом инвалидов, по-моему, был даже не старый, а в  тексте у автора дряхлый. Краткое прилагательное дряхлый  указывает, что жизненный ресурс  у этого человека истончился на столько, что ему приходится лишь не жить, доживать свой век…

*Учитель: Неужели герой эмоционально ни на что не реагировал, абстрагировался от всего? Как об этом говорится в рассказе?

Ответ ученика: Автор говорит, что о покойном никто и ничего не сказал – нечего было, не накопил он материалу для речи (на похоронах), а вот странность одну имел, и инвалиды, потакая ей, собрали двадцать копеек с брата и заказали музыку для покойного.

*Учитель обращается к одному из учеников с вопросом: Что же ты особенного увидел в этом крохотном отрывке астафьевского текста?

Ответы учеников:
– Невзирая на чины и регалии, объединенные общей бедой, войной, которая прошлась по жизни каждого из них, наделив увечьями, жильцы казенного дома  не утратили своих лучших душевных качеств –  с пониманием отнеслись к странности усопшего, его  «особенной болеси».
– Эта сцена напоминает мне эпизод из романа Толстого «Война и мир» «Пьер у солдатского костра», когда солдаты вместе с Пьером ели кавардачок по-доброму, радушно, тем самым демонстрируя лучшие струны человеческой души. Так и здесь,  проявив добродушие, они собирают по двадцать копеек с брата….

* Учитель: Почему с брата?

Ответы учеников:
– Тем самым указывает автор на одну из Божьих заповедь, что все люди на Земле – братья и относиться они должны друг к другу  по-братски, как те солдаты у толстовского костра…
– Не такие уж они правильные, как сказал бы Булгаков: «Люди, как люди»…  В подтверждение этого читаем в тексте«:… после ссор, нареканий, кривотолков и  нервного недовольства (как  в Содоме и Гоморре) – всем хотелось в красный гроб и в красный уголок, что администрация невеселого пристанищав конце концов вынуждена была отказаться от выделения рангов и заслуг покойных, и теперь всех хоронили одинаково». Думаю, тем самым автор указывает на заслуги всех солдат Бессмертного полка, благодаря которым была одержана Великая Победа  1945года.
– Вот, наверное, почему все герои рассказа обезличены, увы, они инвалиды войны с физическими и моральными увечьями.
– Но не нравственные,  и это важно!

* Учитель даёт свой  рабочий экземпляр текста и просит одного из учеников прочитать подчеркнутые строки («И покойник был обыденный: в черном просторном пиджаке, давно, видать, купленном… На подушке из красного бархата,  сильно потертого и исколотого  от многократного пользования, висели медали «За отвагу», «За победу над Германией» с пыльно обмахрившимися ленточками. Под ними плотным рядом расположились уже послевоенные, юбилейные медали и своей блескучей новизной, пестрядью ярких красок и ленточек глушили те, старые, боевые медали) и прокомментировать

Комментарий учеников:

– Слезы наворачиваются, когда читаешь эти строки– задевает за живое. И оплакать-то его по-настоящему некому.
– Думаю, что автор прямо обращается  к нам и призывает живущих помнить о тех, кто дал нам право на мирную, счастливую жизнь, говоря, что старые, боевые награды должны блестеть – наша память должна их оживлять!

*Учитель: Какую главную проблему поднимает в тексте В.Астафьев?

Ответы учеников:
– Так это же очевидно – проблему исторической памяти.
– Полностью разделяю твою точку зрения. На память приходят стихотворные  строки:
Они защищали Родину,
Они защищали себя,
Они защищали нас, еще не родившихся…
– А мне вдруг  вспомнился Егор Дремов, герой рассказа А.Толстого «Русский характер», его после ожогов мать родная не узнала, но у  героя был дом, мать, девушка, имя. Его ждали, любили, помнили.
– В «страшном»  рассказе В.П. Астафьева (так как у героя была жизнь и одновременно не было) по-моему, одной  из проблем является тотальная проблема одиночества инвалидов, вызванная войной и нашей глухотой сегодня – память часто дремлет.

*Учитель: Разделяю ваше мнение. Но что это за странность в музыке и «особенная болесь» героя. Я доверяю начать ответ тебе С.

Ученик: Автор в тексте пишет: «Никогда не ходил на танцплощадку солдат-инвалид. Он, лишь только занималась музыка, начинал плакать, и никакие таблетки и уколы ему не помогали. Он надолго лишался сна, ходил серый, погасший…Его пытались расспросить, и он пытался объяснить,  что с ним …, а только мял рубаху на сердце: «Тоска! Тоска тут, тоска…». Незаживающая сердечная рана, нашедшая выход в Тоске – в тяжелом, гнетущем  чувстве, душевной тревоге (Из интернет-ресурсов – энциклопедическая  справка ученика на уроке).

Ученик: «Но ему тоже хотелось любить, ходить на танцы, гулять, может быть,  даже музыке выучиться».
«Особенно безутешно плакал он, когда духовой оркестр исполнял «Вальс цветов», – прямо заходился в слезах, захлебывался ими».
Это удивительно легкая, жизнерадостная музыка. Когда я сегодня слушал волшебные звуки вальса, то был абсолютно счастлив. Наш герой был полностью лишен этого, потому такова его реакция…

*Учитель: просит одного из учеников «сердечно» прочитать финал и поделиться своими мыслями по поводу прочитанного у свободного микрофона.

Ученик: Особенно впечатляет финал рассказа: долго над пустырем носило ветром  музыку, а на танцплощадке  все круче, все тоньше завивало снежный вихорек и казалось инвалидам,…кружится девушка в белом, так и не дождавшаяся своего партнера на танцах, и кружится быстрее, быстрее, чтоб не было видно залитого слезами её все ещё юного лица.

Ученик: Можно я продолжу. Девушка в белом, возможно, Христова невеста, на это указывает то, что время над ней не властно. Она как бы появилась из другого измерения, видимо, рано погибла и теперь оплакивает судьбу всех несостоявшихся « невест» и «женихов», которые даже друг друга не только не станцевали, но и никогда не  видели.

Ученик: Хочу добавить, что снежный вихорек, по-моему, смерть в образе дьявола распорядилась людскими судьбами и демонстрирует свой песенно-танцевальный апофеоз на пустыре…

*Учитель просит поочередно выразительно прочитать учащихся фрагмент текста от слов: … «Провожавшие покойного подняли гроб, понесли к машине… певица успела молвить уходящему воину:
Я пригласить хочу на танец вас и только вас! (Звучит фрагмент из «Белого вальса», оканчивающийся этими строчками).

4. Молчаливый монолог

5. Диалогическая перестрелка

Учитель: Кого же хочет пригласить на танец уходящий воин?

Ответы учениц:
– Мне, кажется,  что меня.
– А я, думаю, что на твоем месте могла быть любая из нас.

Учитель: Астафьев умеет сделать так, чтобы пронициательный читатель мог незримо оказаться рядом с его героями, их мыслями, желаниями. Я поздравляю всех,  у кого эта встреча сегодня состоялась.

6. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Назовите ключевое слово урока.  Можно хором.

Ученики: Память.

Учитель: Удивительное  единодушие. А теперь групповые совещания по предложенным заданиям.

Слайд 4

Задание №1: Сформулировать тему  урока – памяти, используя текст рассказа. Цели.
После  обсуждения учащиеся принимают предложение одной из групп и предлагают следующую тему урока – памяти: «Не дать поблекнуть старым, боевым  медалям!»
Цели: выявить ключевые проблемы в рассказе В.Астафьева «Тоска по вальсу»; показать их актуальность сегодня;
увидеть, понять и осознать духовно – нравственные аспекты рассказа;
пробудить чувство  ответственности за свою жизнь и  свои поступки в память о воинах Бессмертного полка.

Слайды 5, 6

Задание №2: Прослушайте песню «За того парня» М.Фрадкина и ответьте на вопрос: Как тема урока связана с текстом песни.

Ответ учеников: Текст песни и рассказ объединяет тема исторической памяти. Слова «и живу я на земле доброй за себя и за того парня» и обезличенный сюжет рассказа побуждают нас жить счастливо, но по совести, за тех, кто сегодня идет в строю Бессмертного полка», кому обязаны мы жизнью.

Слайд 7

Задание №3: Составить синквейн по теме урока.

Пример:

Воин.
Храбрый, бессмертный.
Помним, чтим, равняемся.
И живу я на земле доброй за себя и за того парня.
Ответственность.

Слайд 8

Задание №4: Дайте (кратко) письменно оценку уроку. Поставьте себе самооценку, можно на уровневой линейке.

Слайд 9

6. Д/з. на выбор:

1. Написать эссе по рассказу В.Астафьева «Тоска по вальсу».
2. Сочинить стихотворение, посвященное героям ВОВ.
3. Сочинение-рассказ о солдате Бессмертного полка.
4. Написать письмо воину из рассказа В.Астафьева «Тоска по вальсу».
5. Сочинение-память на тему: «Не дать поблекнуть старым, боевым медалям»

Слайд 10

7. Заключительное слово учителя:

Оставшись наедине с собой, хорошо подумайте над тем, что мы сегодня сказали друг другу, и  только после этого приступайте к выполнению письменного задания.

Слайд 11

Спасибо за урок!