Преподавание системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


«Кто постигает новое, лелея старое,
Тот может быть учителем.»

Конфуций.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  В условиях  постиндустриального общества возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,  способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом; обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. В сегодняшних условиях стремительных и тотальных изменений добиться реализации этой задачи не просто. Современный  ученик средней школы  – это не ученик, послушно выполняющий задания учителя. У него есть свой особый менталитет, взгляд на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Такого ученика заставить учиться нельзя.  В одном классе учатся дети с совершенно разными интеллектуальными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. И, наконец, стало очевидно, то что: у большинства детей потерян интерес к учебе; наблюдается познавательная пассивность; дети плохо читают, запоминают; их внимание не устойчиво; низок уровень самостоятельности мышления; не достаточно развиты творческие способности; снижается грамотность и культура речи учащихся.

В этих условиях учителю важно найти на уроке подход к каждому ученику, увлечь его своим предметом. Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника стандартным  набором знаний, а сформировать у него потребность и умение  учиться и дальше.

Конструктивно выполнять задачи образования информационного общества  помогает деятельностный метод обучения. На этом основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность.  В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи:

  • формировать знания в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами;
  • формировать универсальные действия, обеспечивающие все учебные предметы;
  • формировать компетенции, позволяющие ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Системно-деятельностный подход на уроке начинаю с этапа постановки целей,  планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, они определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях “знать”, “уметь”, конкретных  для данного  исторического материала. При этом указываю действия, которыми должны овладеть учащиеся. Например: соотносить понятия; сравнивать, уподоблять факты, события; критически оценивать явления; делать самостоятельные выводы.

Приложение 1

Урок по теме: «Внешняя политика России в царствование Николая I».  8 класс.

Разминка: соотнесите события и даты.

1802

Отечественная война

1803

Выступление декабристов

1807

Указ о «вольных хлебопашцах»

1812

Указ об «обязанных крестьянах»

1825

Министерская реформа

1842

Открытие первой железной дороги

1837

Тильзитский мир

 

Особое внимание на уроке уделяю развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию ключевых компетенций. Для формирования деятельностных  способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Основа деятельностного метода – это деятельность самих учащихся. Дети должны сами найти  выход из поставленной перед ними проблемной ситуации. Функция учителя – направить и скорректировать  работу  учащихся.  Ребенок  имеет  право на выдвижение своей гипотезы, своей точки зрения. В данном случае особенно актуален анализ исторических источников как один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории,  способствующий   формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение,   критическое отношение к различным версиям и оценкам.

Приложение 2

 

Тема урока: «Избирательные права граждан РФ». 11 класс. 

Прочитайте текст. Ответь на вопросы к нему.    

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ    КУЛЬТУРЕ

Равнодушие к политике — тоже одна из форм по­литической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на род­ной город, на родную страну, на весь мир». Такой че­ловек мелко плавает и на первое место ставит сооб­ражения личной выгоды и интересы минуты. От по­литики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертво­вать своим благополучием. Его можно сравнить с «дохлой» собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде.

А. Моруа, фран­цузский писатель.

1. Согласны ли вы с мнением писателя о том, что равнодушие к политике является одной из форм политической деятельности?
2. Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой»  собакой?
3. Разделяете ли вы критический пафос писате­ля?  Почему?
4. Что понимается под  ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРОЙ?

Приложение 3

Тема урока: «Восстание Спартака». 5 класс. 

Задание: Познакомимся с историческими оценками личности Спартака.
Флор: "Спартак, сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, был убит и погиб, как подобало бы  великому полководцу".
Плутарх: "Спартак – человек, не только отличавшийся  выдающейся  отвагой и  физической силой, но по уму и мягкости  характера стоявшие выше своего  положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от  человека его племени."
1. Как бы вы оценили  деятельность предводителя восстания?
2. Какие качества личности Спартака вы бы отметили?

Приложение 4

Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов». 10 класс

Задание: прочитайте отрывок из работы французского историка-писателя А.Труайя.
1. Согласны ли вы с оценкой эпохи Дворцовых переворотов в России?
2. Подтвердите или опровергните фактами мнение автора.
« …Разумеется, те, кто был наиболее приближен ко двору, отмечали сотни особенностей у каждой  из этих склонных к крайностям особ. Но кто-то, кто не жил в их тени, наверное, мог спутать одну с другой…     Для ошеломленных современников на этом коротком отрезке времени не было трех цариц и одной регентши – для них существовала единственная женщина с тираническим темпераментом и алчностью к наслаждениям, и это она – по разными именами и разными масками – положила начало эре матриархата в России».
    На уроках стараюсь использовать  различные  формы занятий, связанные с работой над историческими  источниками  (опережающие задания, практические работы, и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Комбинированный  тип урока при системно-деятельностном подходе в обучении стараюсь  строить  на  сочетании разных видов самостоятельной работы школьников. Такая работа всего класса предпочтительна там, где речь идет о больших по охвату исторического материала характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий, кроме того, коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии периодизаций или оценок, провести обмен мнениями.  Например:

  • составление опорных конспектов, планов, схем, что позволяет систематизировать  информацию, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения;
  • решение практических, познавательных задач;
  • заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, с целью анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Приложение 5

Тема урока «Первобытное общество. 10 класс.

Вопросы сравнения
 

Палеолит

Мезолит

Неолит

Хронологические рамки

 

 

 

Представители

 

 

 

Основные занятия

 

 

 

Орудия труда

 

 

 

Общественная организация

 

 

 

Духовная жизнь

 

 

 

   
Приложение 6.

Тема урока: «Избирательные права граждан РФ». 9 класс.  Практическое задание

Сегодня в нашей стране большой популярностью пользуются политические рейтинги на основе массового опроса выясняющие политические симпатии и предпочтения граждан. Оказалось, что конкретные рейтинги зависят от места жительства. Так всероссийский опрос общественного мнения 16 апреля 1999 года показал, что Г.А.Зюганов пользуется поддержкой  10% респондентов в городах, 20% – в малых городах, 30%  – в деревне. У Лужкова Ю.М. – наоборот: 40% – в крупных городах,  20% – в малых городах, 12% – в деревне.
1. Пользуясь информацией, представляемой средствами массовой информации, телевидением, Интернет, определите электорат и рейтинг политического лидера – кандидата на нынешних президентских выборах, которому вы отдаете предпочтение.
Свою задачу как  учителя вижу в  создании условий  для успешного саморазвития интеллектуальных и творческих способностей  учащихся, как на уроках, так и в не учебное время,  вовлечении  ученика в активный познавательный процесс, создании доброжелательной атмосферы сотрудничества, формировании собственного  аргументированного мнения по той или иной проблеме. Для решения этих задач считаю актуальными  проектный метод и исследовательское обучение.  Например:

  • подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, что способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итог своей  самостоятельной деятельности;
  • разработка исследовательского проекта в рамках деятельности Школьного научного общества учащихся : «Становление Российской правовой системы. Первый письменный закон»; «Тульский оружейный завод в период Отечественной войны 1812 года. Образцы вооружения, производимые заводом»; «Партизанское движение в Тульском крае в период Великой Отечественной войны»; « Идея прав и свобод человека а Античный период»; «История семьи в истории страны».

На мой взгляд, историческая наука одна из важнейших, способных формировать  современный  национальный нравственный идеал,  воспитывать личность,   принимающую судьбу страны  как свою личную и осознающую ответственность за настоящее и будущее Отечества. В реализации данной задачи системно-деятельностный подход в образовании  нельзя отрывать  от воспитательного процесса. Только в условиях системного, деятельностного подхода, а не простой передачи  информации, нравоучений и «добровольных» воспитательных мероприятий  человек может выступать как личность.

Взаимодействуя с обществом, ребенок  учится строить самого себя,  критически оценивать  свои действия. Поэтому проектная, исследовательская деятельность, исторические викторины и  игры, коллективные творческие дела –  все это направлено на практическое общение, которое  имеет мотивационную обусловленность и предполагает  создание у детей установки на самостоятельность, самодостаточность, свободу выбора.  Все  это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям целей, обозначенных в ФГОС.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении истории и обществознания отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-оринтированных, общекультурных, учебно-познавательных компетенций, а учителю  дает возможность искать, творчески, на высоком профессиональном уровне решать поставленные задачи.