Рейтинг@Mail.ru

Начало правления Петра I

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Педагогические задачи:

  • Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
  • Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
  • Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
  • Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны: познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти; определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.); показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства; объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
  • готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Методы обучения:

  • словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.

Образовательные ресурсы:

  • компьютер; мультимедийный проектор и экран, карточки с заданиями; первоисточники.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

II. Интеллектуальная разминка.

(слайд 1)

1. Что (или кто) лишнее ( -ий)?

Аввакум, Никон, Филарет, старообрядцы, церковная реформа, раскол в Русской православной церкви.

(слайд 2)

2. Обобщить - кто это?

Бояре, дворяне, крестьяне, городское население, духовенство, казачество (российские сословия)

(слайд 3)

3. Какое слово пропущено?

(слайд 4)

4. Сторонники старообрядчества в России (раскольники)

5. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)

(слайд 5)

6.Высшее звание в церковной иерархии (патриарх)

7. В монархических государствах временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха (регентство)

(слайд 6)

8. Установите последовательность событий:

Церковный раскол; Смутное время; Опричнина; Воцарение на престол Михаила Романова.

III Изучение нового материала

(слайд 7)

Учитель: Посмотрите внимательно на слайд, что вы здесь видите? С именем какого российского правителя у вас ассоциируются все эти события? Итак, тема нашего урока...?

(слайд 8) Верно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока “Начало правления Петра I”.

(слайд 9) Посмотрите внимательно на слайд, это высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?

“Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно”. А.Н. Радищев

“Петербург основан на слезах и трупах”. Н.М. Карамзин

“Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского”. В.Г. Белинский

Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь? Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.

Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение... Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования...” С.М. Соловьев

Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.

(слайд 10) Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)

В конце 17 века в царских хоромах было неспокойно...

(слайд 11) Вы сейчас посмотрите небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках “Убери вопрос”.

1) Петр I родился в ? году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи ? .

2) Петр был ? ребенком в семье.

3) ? возвели на престол Петра.

4) ? выдвинули требование, чтобы первым царем был

Иван, а вторым - Петр.

5) Из-за малолетства братьев государством управляла ? .

6) Петр вместе с матерью уехал в село ? .

7) У царевича появился интерес к ? делу.

8) Из ровесников он создал ? полки, которые стали основой петровской ? .

Проверь себя (слайд 12)

Учитель: Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями Ивана и Петра.

25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.

(слайд 13) Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.

Работа с историческим документом:

Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Определите:

1) автора письма; 2) адресата письма; 3) о какой “третьей особе” говорится в письме.

...Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия ... а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось...Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов...

Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к “государю братцу”, которого он “яко отца почитать готов”, а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. “Третья особа”, упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.

Учитель: Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.Но наследство Петру досталось незавидное.

Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.

Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.

Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.

Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?

Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.

Итак, запишите:

1 задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря”

Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?

Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?

Ученики: Стрельцы бунтовали, полки “нового строя” были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

2 задача - создание сильной армии и флота.

Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?

Ученики: Хозяйство, экономику страны.

3 задача - развитие экономики.

Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти самостоятельно, поработав с учебником и дополнительной справочной литературой.

1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы

1.Назовите даты Азовских походов?

2.С кем воевала Россия?

3.Какова цель этих походов?

4.Каков результат 1Азовского похода?

5. Каков результат 2 Азовского похода?

4.Какое значение имело начало строительства флота?

Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ. Мы все вместе начнём заполнение таблицы “Деятельность Петра I”, которую продолжим заполнять на последующих уроках.

Дата Событие Результат
     

Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.

Физкультминутка (слайд 16)

Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода. слайд 17)

Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море

Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2. (слайд 18)

Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам: во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю; во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей; в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. (слайд 19) Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля) . С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны. (слайд 20)

Ученики записывают новые понятия и их определения.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?

Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.

Учитель: (слайд 21) Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I “Царь-плотник”, где он изображен с инструментами в руках

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин “Стансы”

Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало “Великое посольство”. Послушаем рассказ о нем. (слайд 22)

Ученики: “Великое посольство” выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли “Великое посольство” Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо “великим” за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. Итоги “Великого посольства”: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.

Учитель: Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.

Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.

Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

Учитель: (слайд 23) Этому событию посвящена картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” Что на ней изображено? Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр 1, вступив на престол?

Ученики: развитие экономики (“Великое посольство”); создание флота; завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море.

Краеведение: сообщение учащегося об участии донских казаков в Азовских походах. (слайд 24)

Весной 1696 года Петр1 снова двинулся к Азову. В составе войска Петра 1 было пять тысяч донских казаков под предводительством атамана Фрола Минаева. Еще до того как подошла армия Петра 1, донская казачья флотилия под командованием Леонтия Поздеева обнаружила в Азовском море два турецких корабля, атаковала их и отогнала от Азова. Прошло несколько дней, и в море появилась турецкая эскадра. Казаки вновь неожиданно и дерзко напали на нее. Им удалось захватить 10 кораблей, а остальным пришлось повернуть обратно. Для русской армии это было очень важно, потому что азовский гарнизон не получил подкреплений. Удачно действовали казаки и на суше. 17 июля отряд донских казаков в две тысячи человек прорвался на земляной вал турецких укреплений. Удар был настолько неожиданным, что турки отступили, и донцы их преследовали до самых крепостных стен. Потеря земляного вала поставила осажденных в безвыходное положение, и на следующий день турецкие войска сдались. Петр 1 устроил пышные торжества по случаю взятия Азова. В столице донского казачества в честь этой славной победы был произведен первый в истории России салют. После того, как Азов был отвоеван у турок, Российскому государству необходимо было прочно укрепиться на Азовском море. Для этого нужен был сильный флот, а для флота-база, удобная гавань, где могли бы стоять корабли, пополняться припасами, делать ремонт. 27 июля 1696 года Петр 1 вместе со своими соратниками отправился в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения порта. Место было найдено. 12 сентября 1698 года на высоком мысу, который издавна носил название Таган-Рог была заложена Троицкая крепость будущий Таганрог. (слайд 27) Памятник российскому императору Петру I Великому работы скульптора М. М. Антакольского установлен в Таганроге в 1903 году.

V. Закрепление изученного материала.

Проверим заполнение таблицы “Деятельность Петра I”, работа над которой будет продолжена на последующих уроках.

Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.

Дата Событие Результат
1695г.

1695-1696гг.

1696г.

1697-1698гг.

1-й Азовский поход.

Начало строительства флота.

2-й Азовский поход.

“Великое посольство”.

Поражение русских.

Рост боеспособности страны.

Завоевание выхода в Азовское море.

Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, наём иностранных специалистов.

Игра “Лови ошибку!”

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного “побыть учителями”

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена”.

Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский... Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

V. Подведение итогов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.

VI. Домашнее задание.

  • Прочитайте параграф 13, выполните задание 4 на странице 116.
  • Составить текст с ошибками или кроссворд ( по желанию)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Я сегодня понял, что...
  • Мне было трудно...
  • На следующем уроке я хочу ...
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?