Рейтинг@Mail.ru

Применение информационных компьютерных технологий на уроке физики

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (397,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Не всегда можно изучить физическое явление, закон или ввести понятие о физической величине экспериментальным путем. В таких случаях на помощь учителю приходят компьютерные технологии. Наиболее распространенным и доступным средством сделать такие уроки наглядными является презентация.

Ниже приведены варианты использования одной и той же презентации.

Вариант 1.

Если учитель запланировал обычный урок с изложением нового материала на тему “Строение атома”, то в этом случаи надо показ начать со второго слайда и по синей гиперссылки перейти на 8 слайд. На слайде №2, так же, есть гиперссылка оранжевого цвета, которая ведет к слайду с домашним заданием. В конце презентации, начиная со слайда №17, даны вопросы в виде теста для закрепления материала.

Если в конце урока не осталось время, то данные вопросы можно рассмотреть в начале следующего урока.

Краткий комментарий к каждому слайду:

Хочу сразу заметить, что на слайдах имеются гиперссылки. Которые нажимать НЕ НАДО (кроме слайда с названием темы).

Слайд № 8. Строение атома Томсона. При щелчке по картинке появляются электроны.

Слайд №9. Схема опыта Резерфорда. Сначала надо описать экспериментальную установку, затем щелкнуть мышью и от источника к экрану полетят a-частицы. Следует обратить внимание учеников, что большинство частиц проходят насквозь или с малыми углами отклонения. И только некоторые отклоняются на большие углы. Анимация презентации поможет это продемонстрировать, потому как сначала полетят частицы прямо и только по истечению 8-10 секунд появятся частицы, которые отклонятся на большие углы.

Слайд №10-11. Данные слайды не имеют анимации. Слайд №10 отображает результаты эксперимента Резерфорда. Слайд №11 посвящен объяснению результатов эксперимента.

Слайд №12. Планетарная модель атома Резерфорда. Анимация включается сразу.

Слайд №13. Слайд отображает информацию о строении ядра атома. Рассказ по данному слайду надо начать с описания строения атома. Затем предложить “заглянуть” в ядро. Для этого надо сделать щелчок мышью по слайду, ядро увеличивается, в нем появляются протоны и нейтроны.

Слайд №14.Анимация запускается с переходом на слайд. Сам слайд позволяет повторить и обобщить информацию о строении вещества.

Слайд №15. Слайд посвящен понятию иона. Сначала учитель описывает строение атома лития. После щелчка мышью, один электрон присоединяется к атому. Получается отрицательно заряженный ион. Еще один щелчок мышью и опять появляется атом лития. Щелчок мышью и один электрон “улетает”. Образуется положительно заряженный ион.

После обсуждения слайда №15 можно попросить учащихся попробовать сформулировать определение иона. После всех высказываний, щелчком мыши переходим на слайд №16.

Слайде №16содержит определение иона. Так же здесь можно использовать гиперссылку, ведущую к домашнему заданию.

Вариант 2.

Урок – игра на тему “Строение атома”.

Этот урок требует предварительной подготовки.

Учащимся заранее объявляется, что тема следующего урока будет “Строение атома”. Они должны дома самостоятельно изучить все им доступные источники информации по заданной теме и принести их с собой на урок.

На уроке класс делится на команды. Каждой команде выдаются карточки, на которых напечатаны 5 вопросов с вариантами ответов со слайдов от №3 по №7. Для всех команд одинаковый набор карточек. Командам дается 15 минут на обсуждение, при этом можно использовать все источники информации, которые у них есть (включая интернет).

Номер вопроса и букву правильного ответа каждая команда записывает на отдельном листе – бланке ответов.

Фамилии участников команды
Бланк ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5
Буква ответа          

По истечении отведенного времени команды сдают свои ответы учителю и учитель вместе с классом начинает обсуждение вопросов по порядку.

Для обсуждения заданий надо использовать слайды №3-№16. Первые пять из указанных слайдов отображают 5 вопросов аналогичных, тем которые были у учеников. На каждом из этих слайдов есть гиперссылки на правильные ответы.

Остальные слайды и есть сама презентация к теме. Только теперь учитель не объясняет тему, а обсуждает с учениками правильный ответ. Уточняет, корректирует и углубляет знания, которые дети сами добыли в результате изучения разных источников информации.

На каждом слайде с правильным ответом, то же есть гиперссылка, которая ведет на следующий вопрос, требующий обсуждения.

На заключительном 16 слайде ссылка ведет на домашнее задание.

При обсуждении ответов на вопросы следует привлекать учеников, предлагать им обосновать свой ответ. Конечно нужно, поощрять наиболее активных учащихся. Поэтому в конце урока некоторые ученики получат несколько оценок: одна за командную работу, а другая за индивидуальные развернутые ответы.

Таким образом, для того чтобы одну и туже презентацию можно было использовать для разных целей, необходимо чтобы основа презентации представляет собой краткий “конспект” по теме. К этой основе делаются слайды с вопросами. Причем, если цель проверить, как усвоена, насколько правильно понята тема и т.д. или закрепить материал, то вопросы, могут быть аналогичными тем, которые представлены в конце презентации. Такие вопросы могут быть разноплановыми: какие-то отражать содержание рассказа учителя, какие - то должны быть направлены на более глубокое понимание...

Если же урок строится по типу варианта 2, то задания (вопросы) для обсуждения должны быть составлены так, чтобы ответ на них можно было поддержать (проиллюстрировать) информативными слайдами презентации. Следует сказать, что вопросы (все или частично) можно заменить повествовательными предложениями (слайд№6). Как показывает мой опыт, с таким заданием учащиеся справится сложнее, так как привычнее искать ответы на вопросы, а не анализировать правильность предоставляемой информации. То есть, урок, проведенный по варианту 2 кроме всего прочего, поможет развить у учащихся критическое мышление.