Рейтинг@Mail.ru

Урок окружающего мира «Природные зоны России. Степь». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей;
  • продолжать развивать умение работать с картой, гербарием, учебником.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей в природе;
  • умение работать с источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: географическое положение зоны степей, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
  • Уметь: работать с картой, гербарием, приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование : персональный компьютер, проектор, презентация, учебник А.А.Плешаков Окружающий мир 4 класс, А.А.Плешаков Рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс 1 часть, аналитическая карта природной зоны для учащихся (приложение 1), тест (приложение 2) гербарий.

Ход и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1. Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

- Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.  
2. Актуализация знаний - По какой природной зоне мы с вами путешествовали на прошлом уроке?

– Ну, что ж проверим, чье путешествие в памяти оставило много впечатлений и открытий. Выполните тест (Приложение 2)

Проверка

Зона лесов

 

 

Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”. Взаимопроверка.

 

 

 

Слайд 2,3

- Какая же тема нашего урока?

- Хотите узнать? Тогда разгадайте кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.

4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

Ответы:

1. Брусника.

2. Лиственница.

3. Медведь.

4. Липа.

5. Ольха.

Ключевое слово: Степь.

Слайд 4
3. Постановка учебной задачи - Сформулируйте тему урока?

- Какова цель урока?

 

- План ваших действий?

 

 

 

- Для этого мы отправляемся в очередную экспедицию. Возьмите аналитические карты исследования природной зоны (Приложение 1)

Тема урока: “Степь”

- Познакомиться с природной зоной степей.

План работы:

1. Географическое положение на карте

2. Особенности климата

3. Животные и растения степи

4. Деятельность человека и экологические проблемы зоны степей.

 
4. Работа по теме урока Географическое положение на карте

- Посмотрите на карту.

- Где расположена зона степей? Каким цветом обозначена? Закрасьте зону степей на контурной карте России.

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3. В каком тепловом поясе находится зона степей?

Работа с контурной картой в рабочей тетради

Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе

Слайд 5
Климатические условия

- Используя статью в учебнике, дайте характеристику климатическим условиям зоны степей в разное время года.

Для климата степей характерны жаркое, сухое лето и холодная зима. Летом температура поднимается

здесь до +40°, а зимой падает до —30°(с тонким снежным покровом). Осадков выпадает очень мало.

Слайд 6
Растения и животные степи

Работа по учебнику

Проверка

Учащиеся заполняют аналитические карты используя учебник Учебник

 

Слайд 7,8

- Почему почвы плодородные? - Т.к. в степи растут травянистые растения, то их отмирающие стебли и листья перегнивают, тем самым увеличивают плодородный слой  
- Почвы плодородные, а почему нет деревьев? - Отсутствие влаги не создает условия для роста деревьев.  
Групповая работа:

Ботаники.

- Пользуясь гербарием и текстом учебника (стр.114-115) назовите приспособления растений к природным условиям степи.

Листья узкие, испаряют мало влаги.

Стебли мясистые и сочные.

Корни у некоторых растений уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы

Слайд 9

 

Гербарий

Зоологи.

- Пользуясь текстом учебника (стр.116-118), назовите приспособления животных к природным условиям степи.

Окраска под цвет травы.

Быстро бегают.

Многие живут в норах.

Учебник
Экологи

- Пользуясь учебником (стр.116, 117, 119), определите животных и растения, занесенных в Красную книгу?

1. Степной орел. 2. Жрофа.

3. Кузнечик степная дыбка.

4. Журавль-красавка.

5. Пион тонколистный.

Учебник
Влияние деятельности человека на зону степей.   Слайд 10
- Из предложенного ряда рисунков, выберите те, которые характеризуют основные экологические проблемы степной зоны.

Проверка

В степной зоне не осталось степей. Все они распаханы.

Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. Незаконная охота - браконьерство.

 
Первичное закрепление Тренажер заданий   Слайд 11-17
Подведение итогов

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Как достигали поставленной цели?

Ответы детей Слайд 18