Ранний детский аутизм и особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика


В последнее время в прессе можно довольно часто встретить сообщения о том, что заболевание аутизмом приобретает масштабы эпидемии.

Аутизм встречается чаще, чем принято думать. Встречается независимо от вероисповедания, уровня жизни, национальной культуры.

Предположительно, чаще бывает среди мужчин. Это пожизненное состояние. Поэтому дети, страдающие аутизмом, вырастают и превращаются во взрослых с таким диагнозом. Что же это за болезнь — аутизм

Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Впервые этот термин был введен в 1911 году швейцарским психиатром Е. Блейлером, но первое описание аутизма как синдрома было дано американским детским психиатром Лео Каннером в его статье "Аутистические нарушения аффективного контакта", опубликованной в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

Психиатры проявляют к аутизму недюжий интерес, но данное заболевание – одна из самых загадочных патологий. Многие из известных фактов об аутизме являются по своей сути гипотезами, которые вызывают массу споров у людей, столкнувшимися с данным заболеванием. Нет также точного и однозначного ответа на вопрос, откуда берется аутизм.

Существуют версии о генетическом происхождении болезни. В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма.

Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания). Факторами риска для развития аутизма могут быть такие заболевания как фенилкетонурия, энцефалит, менингит, отравления ртутью и свинцом. Опасностью для ребенка могут быть, предположительно, комбинированные вакцины.

По видам и степени тяжести это заболевание разнообразно, но в целом оно характерно тем, что у ребенка нарушена взаимосвязь с внешним миром, способность к познанию и общению с окружающими людьми.

Коварство аутизма в том, что его невозможно диагностировать в период беременности и при рождении ребенка. Только со временем накапливаются признаки, позволяющие заподозрить у малыша аутизм. Начать проявляться они могут довольно рано, в первые недели жизни, но чаще всего родители ребенка не замечают их, а если и замечают, не придают тревожного значения.

Как это может проявляться у детей при раннем детском аутизме (РДА):

— стереотипия  (вращение головы, бесцельные движения руками, раскачивания туловища)
— слабая и неадекватная реакция на различные зрительные и слуховые раздражители, панический страх при резком звуке и свете;
— отсутствие привязанность к родителям, ребёнок не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза;
— задержка в развитии ребенка;
— агрессия или равнодушие к другим детям, он не стремится к общим играм;
— любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные;
— дети не могут отличить живые предметы от неживых;
— аутоагрессия (активность направленная на себя, которая приводит к  ранениям);
— ритуальное поведение (соблюдение повседневных занятий в одном и том же порядке).

Особенности психики сказываются в привычках аутистов. Для признаков аутизма характерна сильная, часто болезненная привязанность к знакомым вещам и ситуациям. Происходит это из-за того, что аутисты совершенно по особому воспринимают мир вещей вокруг них. Многое из того, что находится поблизости, остается для них чем-то непонятным – их мозг обрабатывает поступающую извне информацию совсем не так, как у обычных людей.

Аутисты определённым образом «общаются» с вещами,  но если привычная ситуация нарушается, у них появляется очень сильная, мучительная тревога. Чтобы защитить себя, аутисты доводят свои поступки до ритуала или «общаются» только с хорошо знакомыми им вещами. У ребенка может быть любимый маршрут для прогулки, любимая скамейка, он соглашается носить только одну и ту же одежду, есть что-то одинаковое – стоит попробовать внести изменения в его уклад, и это может вызвать приступ сильнейшей агрессии или истерики.

Аутизм – болезнь неизлечимая. С ней человеку приходится существовать до конца своей жизни. Но если данную психо-эмоциональную болезнь не лечить, то ребенок может до того критически отстать в интеллектуальном развитии, что, повзрослев, не сможет не только адаптироваться в обществе, но даже не сможет обслуживать самого себя. Современные методики позволяют ребенка, болеющего аутизмом, обучать социальной адаптации и при этом развивают интеллектуальную и эмоциональную составляющие его личности. Потому-то чрезвычайно важно, как можно раньше выявить это заболевание ребенка.

Я работаю в специализированном доме ребёнка для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них 90% — это дети с аномальным развитием, в числе которых ранний детский аутизм. Своевременное обнаружение и разрешение нарушений развития имеет большое значение для последующего сглаживания и устранения заболевания. С этой целью привлекаются к работе врачи, психологи, педагоги, дефектологи, социальные работники.

У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.

Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка — это лечение обучением и воспитанием, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Каковы же первые шаги в работе с аутичными детьми?

Первый шаг в работе с аутичным ребенком – это установить с ним эмоциональный контакт.
Аутичный  ребенок испытывает трудности в развитии уже самых ранних форм эмоционального контакта с близкими. У  детей избирательное отношение к маме может вообще не сформироваться или задержаться на очень раннем этапе.
Для того чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком необходимо хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом. Ведь потребность в общении у таких детей существует — они тянутся к людям, но они очень ранимы и тормозимы в контакте. Взгляд, голос, прикосновение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями и вызвать  чувство дискомфорта. Все это тоже заставляет ребенка уходить от общения. Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной нужно постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

Второй шаг: если вы чувствуете, что ребенок немного привык к общению с вами и заинтересован в нем, можно попробовать предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру. Выбирая общие занятия, надо исходить из интересов и возможностей ребенка, предлагая ему те игры, к которым он привык  и в которых чувствует себя успешным.

Третий шаг: развитие активного и осмысленного отношения к миру.
Для каждого нового шага в развитии отношений с окружающим миром такой ребенок нуждается в состоянии особого душевного подъема. Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира. Через сопереживание мы будем стараться постепенно ввести в его жизнь смыслы, которые в дальнейшем позволят и ему самому мобилизоваться и организовать себя. Для нас важно поднять в процессе общения активность ребенка настолько, чтобы ему захотелось «изменить своим принципам», попробовал оторвать его от стереотипа и принять хотя бы в какой-то ситуации собственное решение. Это и будет началом первых устойчивых форм поведения, шагом к преобразованию стереотипа защиты в стереотип связи с миром, продвижением во взаимодействии с окружающими, развитием диалога с людьми. Далее мы можем постепенно насытить наше общение  разнообразными сенсорными впечатлениями: зрительной и вестибулярной стимуляцией — прыжками, танцем, кружением, подбрасыванием ребенка; звучащими, звенящими, музыкальными игрушками; игрой со светом и тенями,  мыльными пузырями. Сенсорные ощущения мы можем усилить, связав их особым ритмом, пением, окрасив их собственным удовольствием. В  играх мы постараемся поддержать сенсорной стимуляцией переживание самых простых, но значимых для каждого ребенка ситуаций: кормление и укладывание спать, прогулки. Используя непосредственное сенсорное ощущение, мы свяжем с ним воспоминания ребенка и сделаем, таким образом, их переживание более ярким и осознанным.
Существует определенная последовательность введения разных жизненных смыслов в игровое переживание ребенка: сначала он эмоционально осваивает ситуации стабильные потом он проявит способность принять как удовольствие новизну, смену событий. Торопливость грозит нарушить контакт с ребенком — он может просто не принять новый смысл игры, возможно даже усиление тревоги и страха, проявление негативизма, провокация агрессии. Поэтому сначала в игре долго обживаются бытовые моменты
привычной жизни, а потом наполнять «вкусными» подробностями жизнь ребенка, выбирать, а иногда и спонтанно предлагать, новые приятные детали.

Четвёртый шаг: следующим этапом станет постепенное введение в общую игру, общее переживание приключения, победы над обстоятельствами. Там, где раньше любое затруднение вызывало отказ от работы, теперь, с нашей помощью, рождается интерес и желание испробовать себя в новой задаче.

Играя с малышом мы не должны забывать общие правила работы с аутичными детьми:

1.  Принимать ребенка таким, какой он есть.
2.  Исходить из интересов ребенка.
3.  Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.

Проводя игры  мы  исходим из реальных возможностей ребёнка. В своей работе используем игры с водой, крупами, светом. В Приложении 1 приведены примеры  таких игр.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры со сверстниками. Эти игры используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Воспитание и обучение аутичного ребенка – сложный и беспрерывный процесс.

Вот некоторые советы специалистов:

  • Ребенка необходимо приучить к точному распорядку дня: так ему будет легче ориентироваться во времени и пространстве.
  • Обучение каким-либо навыкам должно проходить через постоянное повторение до того времени, пока ребенок твёрдо освоит этот навык. Например, «возьми расчёску и расчеши волосы».
  • Для привлечения внимания необходимо всегда несколько раз повторять его имя.

Существует ряд методик обучения аутичных детей, с помощью которых успешно корректируется психологическое состояние детей, и они лучше адаптируются в обществе.

Помощь детям с РДА можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах. Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий воспитателей, врача, психолога и дефектолога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Список литературы

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001, № 4.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 1997.
3. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Материалы сервера http://autist.narod.ru/bashina.HTM.
4. «Детская патопсихология» составитель Н.Л. Белопольская. Москва. 2004 год.
5. Е.Р. Баенская, М.М. Либнинг «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития». Москва. 2004 год.
6. Бетельхейм Б. «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я». Москва. 2004 год.
Коррекционная работа: в России и заграницей.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. «Новая строка" 2010г.