Коллективно-распределительная деятельность в индивидуализации содержания на основе межпредметных знаний

Разделы: Математика, Биология, Технология, Общепедагогические технологии


«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Л.Н. Толстой

Все течет, все изменяется в нашей жизни. Изменяется отношение учеников к обучению. В систему обеспечения развития образования введены государственные образовательные стандарты. Особенность новых образовательных стандартов – наличие в них требований, предъявляемых к результату образования и требований, предъявляемых к условиям организации учения. Идея здоровьесбережения учащихся – основная идея национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование основ ЗОЖ должно проходить непрерывно и целенаправленно. Здоровье – индикатор правильности выбора пути. Мы, учителя, должны обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в быту. Это не только создание условий для двигательной активности школьников, но и формирование культуры здорового питания. Только здоровое поколение сможет в современных условиях обеспечить дальнейшее поступательное развитие страны. Новые стандарты от учителя требуют работать по-новому.

Об интегрированном уроке знают все учителя, он позволяет развивать интеллект учащихся, способствует формированию у них целостного мировоззрения. Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух и более дисциплин. Такой урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы.

Мы – учителя биологии, математики и технологии, объединились для проведения урока, посвященного полезному продукту питания – тыкве. Для успешной деятельности детей на уроке, нами была проделана подготовительная работа. Просмотрев тематическое планирование своих уроков в 8-м классе, мы  нашли общие точки взаимодействия: витамины, заготовка продуктов и составление меню для обеда, математический счёт.

По типу наш урок «Питательная ценности и экономическая полезность тыквы» – обобщающий. В начале деятельности  учителями были спланированы направления исследований для разных групп: информация о полезности тыквы; особенности выращивания тыквы; анкетирование «Вкус тыквы»; построение графиков по материалам исследований; видеосъёмка; рецепты блюд; аналитика.

В результате анализа карты интересов учащихся, были сформированы группы в среднем по 4-5 человек. Исследовательская работа по выбранным направлениям проводилась учащимися в течение месяца. Ребята составляли вопросы для анкетирования по теме:

– «Есть ли блюда из тыквы в вашем рационе питания?»;
– проращивали семена тыквы; снимали видео при ответах на вопросы анкеты;
– строили графики по результатам опросов и исследований;
– готовили сообщения о тыкве;
– собирали информацию о способах кулинарной обработки тыквы;
– проводили экономический анализ стоимости блюд с тыквой и без тыквы;
– готовили блюда из тыквы;
– проводили дегустацию.

Учителя нашей школы занимаются с 2009 года инновационной деятельностью, поэтому подготовка детей к этому уроку велась с позиции  тьюторского сопровождения: выполнялись карты интересов, карты ресурсов, проводились тьюториалы и велись тьюторские дневники.

Таким образом, уже на этом этапе организации коллективно-распределительной деятельности основная работа по планированию и контролю переходит от учителя к классному коллективу, сообществу единомышленников. К уроку готовились отчеты и презентации исследовательской деятельности.

В ходе подготовки у детей повысилась мотивация:

– за счёт нестандартной формы урока;
– опереривания понятиями из разных предметных областей;
– развития навыков самостоятельной работы с информационным материалом.

Данная исследовательская работа позволила учащимся попробовать разные ролевые функции внутри групп. Были разработаны знаковые модели организации деятельности. Здесь фиксировались действия участников и способ разделения этих действий в зависимости от содержательных свойств, предметной ситуации и их взаимосвязи. Результаты деятельности каждой группы представлены на обобщающем уроке: сообщения, графики и расчёты, рецепты, электронные презентации, видеофильм, дегустации блюд из тыкв.

Данная ягода использовалась издревле на Руси. Её выращивали, использовали в пищу, но вкусовые приоритеты были потеряны, мы захотели восстановить справедливость по отношению к этой «кладези витаминов».

Нам нравится выражение «Вместе – мы сила». Коллеги нашей школы проводят интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, классные часы. Приятно, когда с коллегами устанавливаются добрые отношения, направленные на общий результат.