Интегрированный урок музыки "Путешествие в мир красок и звуков весны". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Перед началом урока звучит музыка А.Вивальди «Времена года» + картины природы

Цель: познакомить  детей с образом весны в произведениях поэтов, писателей, художников и  композиторов.

Задачи:

  • познакомить с образом весны в творчестве А. Вивальди, П. И. Чайковского;
  • развивать вокально
    хоровые навыки и музыкально
    ритмические навыки у учащихся;
  • воспитывать умение слышать музыку природы.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.
Здравствуйте, учитель.
Дорогие друзья, я рада всех видеть на уроке в этот прекрасный весенний, апрельский день. Здравствуйте!

II. Слушание музыки П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка»

Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручейки по оврагам шумят.
                                                                        (И.Никитин «Весна»)

О чем это стихотворение?
Я приглашаю всех совершить увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны!Какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая…)
Весну называют утром года…Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая и зеленая травка, жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками; из берлоги выползает отощавший за зиму медведь – все живое тянется к солнечному теплу. Природа просыпается! Послушайте, как просыпается природа!

Звучат голоса птиц

- Какие звуки природы услышали? (Голоса птиц. Голоса каких птиц мы услышали? – петуха, ворону, синицу, воробья, жаворонка).

- Когда вы гуляете, прислушиваетесь к пению птиц? Великий русский композитор П.И. Чайковский очень любил русскую природу, мог часами гулять по лесам и полям, вдоль ручьев и оврагов. Эти прогулки доставляли Петру Ильичу огромное удовольствие. Он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами и голубым небом и яркими бабочками, он радовался солнцу и теплу, первой зеленой травке и слушал пение своих любимыхжаворонков. И все это нашло отражение в его музыке. Сегодня на уроке мы послушаем пьесу про месяц март «Песня жаворонка» из цикла «Времена года».

Поделитесь своими музыкальными впечатлениями? Что вы услышали в музыке? Какую окраску использовал композитор? (Песня светла и мелодичная. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птички. В прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостно. «Прощай зима, здравствуй весна!
такие чувства, такие мысли вложил П.И. Чайковский в  свою музыку. Слушаешь и словно вдыхаешь свежий ароматный запах весны).

Повторное слушание музыки П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка»

IV. Работа над репродукцией А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Картину родной природы особенно чувствуют художники.
Посмотрите на репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Что вы видите на этой картине? (Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны
 неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи

Сколько звуков в этой картине! Давайте вслушаемся в нее.

- Что вы услышали? (Я услышала, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол).

V. Работа над рисунками учащихся

- Я хочу обратить внимание на рисунки наших юных художников,  ваших одноклассников. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями о своих работах.

VI. Физминутка (предлагаю всем встать и немного отдохнуть)

Лес большой был полон звуков
Кто-то выл, а кто мяукал. (По-весеннему, покажите)
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто пищал, кто молчал.
Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал!

VII. Работа над песней «Капельки весны»

- Наступила весна. Весна пришла и к нам в класс. Вспомним, какие звуки приходят вместе с ней. Для этого исполним песню «Капельки весны»

VIII. Хоровод

- С приходом весны девушки и молодые люди водят хороводы. И мы с вами встанем в круг и покружимся в нем!

IX. Итог урока

- О чем рассказывала музыка, которая звучала на уроке? (О природе, о весне)
- Какие звуки весны вы сегодня  услышали? (Шум ручьев, капели, услышали, как просыпаются цветы)

- Какие у весны запахи? (Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листиков)
- Путешествие наше подходит к концу, но путешествие в мир природы не заканчивается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски
  вы как будто выпьете, волшебный напиток  и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы.
- Слушайте и смотрите весну!!!

Х. Исполнение песни

- На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям  песней, для вас поет Соколова Катя.
- Урок закончен. Всего доброго. Всем большое спасибо за работу на уроке, за урок всем «отлично»

Список литературы:

1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие. Москва «Просвещение», 2004 г. 
2. И.С. Никитин «Полюбуйся, весна наступает». Стихи, 2008г.
3. Л. Петрушевская «Подснежник», рассказы, 2010г.