Как заниматься с ребенком: четыре результата учения

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Это занятие разработано для родителей, а также  педагогов в связи  с тем, что в современной школе наблюдаются следующие типичные ситуации:

– Сегодня увеличивается количество дошкольников, которые к первому классу уже не хотят идти в школу. К сожалению, данная категория детей «пострадала» во время интенсивной подготовки ребенка в школу, после того, как родители, понимая значимость хорошего образования,  начали интенсивно с ними заниматься.
Взрослые, готовя детей к школе, упускают из виду важное правило организации занятий с детьми: вовлечение ребенка в  интеллектуальную деятельность  (как и в любую новую деятельность при обучении ребенка чему-либо).

– Следующая картина является результатом ошибок при взаимодействии в учебной деятельности родителя с ребенком в первых классах начальной школы. Чаще всего,  это неправильная организация выполнения домашних заданий и сама психологическая атмосфера взаимодействия «Взрослый – ребенок».
В итоге, к концу обучения в  начальной школе, в начале среднего звена резко увеличивается количество родителей, которые жалуются на непослушание ребенка. Подробная беседа выявляет, что конфликтной зоной внутрисемейных отношений, прежде всего, является учеба в школе, равнодушное, чаще отрицательное отношение ребенка к выполнению домашних заданий. «Во время каникул  вроде все у нас хорошо»,– таковы типичные выводы родителей.

– Каждый год в пятых классах часть учащихся, достаточно успешных в учебе в начальной школе, резко снижают успеваемость,  а в концу учебного года  меняют не только отношение к учебе, но и свое поведение. Когда родители таких детей обращаются к психологу, то практически всегда обнаруживается, что у ребенка есть опыт разочарования в педагоге по какому-либо предмету, опыт обиды. Эти дети обычно чувствительны и зависимы от отношения учителя к его личности.

Педагоги иногда в ходе обучения каким-то правилам, законам забывают о том, что параллельно идет личностное взаимодействие с учеником. И это взаимодействие для личности ребенка на самом деле важнее всех других наук.  

Цель занятия: повышение родительской компетентности в вопросах обучения ребенка.  

Задачи: познакомить родителей с важными, невидимыми сопутствующими процессами в процессе обучения ребенка чему-либо, показать значимость эмоционального вовлечения в  интеллектуальную деятельность и сохранения особой атмосферы увлеченности, успешности, поддержки и веры в ребенка в ходе взаимодействия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение. «Улыбнись соседу справа и слева, поздоровайся с соседом справа и слева».

2. Упражнение. Продолжите фразу: «Я хороший родитель… (сказать о себе хорошее)»  

3. Обсуждение с родителями:

– С какими трудностями обычно сталкиваются взрослые, обучая ребенка чему-либо?

4. Мы сегодня проведем небольшое исследование-эксперимент, в ходе которого вам необходимо обратить внимание на чувства, которые возникают у ребенка. После игры-исследования обсудим закономерности, важные  для обучения детей чему-либо. Часто эти закономерности остаются не замеченными родителями и в дальнейшем перерастают в разногласия, конфликты с ребенком.

Упражнение «Построй треугольник»

Материал: слова-подсказки, схема-подсказка, счетные палочки.
Делимся на пары: «родитель» и «ребенок».

1) 1-ая ситуация – контролирующий (оценивающий) родитель.
 
Инструкция:  В каждой паре один «родитель», второй «ребенок»…
«Родители», пожалуйста, подойдите к нам. Ваша задача – встать рядом с ребенком и следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнил постройку. Вы не можете подсказывать, как делать, но можете говорить о том, правильно  они делают или не правильно. Мы вам дадим слова, которые вы должны использовать.   Старайтесь больше говорить, чтоб меньше было пауз. Также следите за осанкой ребенка, чтоб сидел за столом по всем правилам».

«Родители» получает схему-подсказку для постройки и слова-подсказки в двух вариантах (Приложение 1)

Задание для «ребенка»: из 9 счетных палочек составить 5 треугольников.

Задача родителя:  видеть все ошибки, несоответствие требованиям.

Задача ребенка: запоминать чувства, обращать внимание, как слова родителя отзываются в душе.

Слова для «родителя», вариант №1:

Нам с тобой надо заниматься. Ты должен выполнить это задание …
Сядь поближе…  Спинку держи…
Ноги вместе поставь…Пальчиками держи…
Посмотри, как ты делаешь, это же неправильно… Думай головой…
Неправильно, надо по-другому… Нет, не так ... Это плохо…
Ну, сколько можно повторять,  в кого только уродился!
Сил моих уже нет…  Вот не будешь заниматься, вообще не возьмут в школу…

Вниманию ведущего:  для родителей, занимающихся интеллектуальным трудом, лучше подобрать более сложное задание, т.к. они уже в ходе первого варианта игры  могут успеть выполнить задание. (Например, задание для варианта №2: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата)

2) 2-ая ситуация: поддерживающий родитель.

Инструкция:  В каждой паре один «родитель», второй «ребенок»…
 «Родители», ваша задача – встать рядом с ребенком и поддерживать его словами-подсказками, которые есть в варианте №2.
Задание для «ребенка» остается прежним, если не успели его выполнить, или дается новое задание: в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата (см. Приложение 2).

Задача ребенка: запоминать чувства, обращать внимание, как слова родителя отзываются в душе.

Слова для «родителя» в варианте №2: (Приложение 1)

У меня есть интересная игра… Предлагаю построить эту постройку…
Мне нравиться, как ты стараешься… Мне интересно с тобой играть…
Молодец, вижу ты стараешься…У тебя получается…
Давай подумаем, как это лучше сделать…
Так, молодец,  подумай, что получится, если…
Какая(-ой) ты у меня умница…Как ты быстро придумала (придумал)
Как у тебя хорошо получается…  Давай попробуй так…
А как еще можно сделать? …

5. Обсуждение упражнения

Вопросы «родителям»:

  • Что чувствовали?
  • Что происходило с вами? 
  • Что хотелось?..

Вопросы «детям»:

  • Что чувствовали?
  • Что происходило с вами в первом варианте игры?  
  • Какие слова запомнились?
  • С какими чувствами они связаны?
  • Какие желания появлялись?
  • Что хотелось?..
  • Что изменилось во втором варианте игры?
  • Какие слова запомнились?
  • С какими чувствами они связаны?

Подведем итоги. Каковы ваши выводы: 

Какие чувства, отношение появились в первом и во втором варианте игры  к делу, к себе, к родителю? (В первом варианте: отрицательное отношение к этому виду деятельности, к себе, к родителю). Детей важно вовлекать в учебную деятельность, создавая атмосферу успешности, уважения, увлеченности и эмоциональной близости.

Информация из книги Юлии Борисовны  Гиппенрейтер «Общаться с ребенком – Как?»:

Четыре результата учения

«…Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны Друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств),
Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!
Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.
Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: «Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Когда-то мы с ним увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них: все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит не смогу, не получится — и чувствую, это оттого, что я его совсем закритиковал».

6. Рефлексия. Каковы ваши выводы, что было ценным для вас сегодня, как будете использовать, что возьмете в свою жизнь?

Презентация