Открытое занятие по внеурочной деятельности "Сказки-небылицы"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: повторить и обобщить сведения  об изученных сказках,
познакомить  с понятием небылица, дать возможность  обучающимся стать авторами небылиц.

Оборудование: театр Петрушки,  купола церкви,  выставка книг, сказки  русские, хантыйские, татарские. Обучающиеся в национальных костюмах: в русских, татарских, хантыйских, мансийских, в костюмах скоморохов.

1. Приветствие  (2 мин.)

1 скоморох: Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, сургутяне,  жители провинциальные ближние и дальние, ханты и манси, учителя и родители, почтенная публика, российские баре, сургутские татаре!

2 скоморох: Господам, купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам моё почтение! Позвольте благодарить вас за посещение. А теперь ступайте, погуляйте, разными штуками гостиной себя развлекайте!

Вдвоём  бьют в колокольчик.

2. Актуализация знаний  (7 мин.)

– Добрый день, участники нашей гостиной! На  нашей книжной полке сегодня находятся наши «знакомые незнакомцы», сказки, которые мы уже прочитали, и те, с которыми нам ещё предстоит познакомиться.
– Давайте напомним присутствующим о сказках, с которыми мы уже познакомились  на предыдущих  занятиях.

Ребята по очереди кратко рассказывают о «Сказке про умного старика» (хант.), «Шурале» (тат.) и «Батрак» (рус .нар. сказке).

3. Беседа  (1 мин.)

– Какие фрагменты сказок вам показались самыми интересными, вызвали смех?
– Кто из героев произведения на вас произвёл самое сильное впечатление?
– Кто создал иллюстрации по прочитанным сказкам?
Работа в парах

4.  Презентация иллюстраций по прочитанным сказкам (3 мин).

Обучающиеся парами выходят к доске и представляют свои иллюстрации к сказкам.

– Мы нарисовали иллюстрацию к хантыйской  сказке «Про умного старика»

(эпизод старик в лесной избушке зажимает нос Менква).

– Мы нарисовали иллюстрацию к татарской сказке «Шурале».

(эпизод встреча Шурале с Прошлым годом в лесу).

– Мы нарисовали иллюстрацию к русской сказке «Батрак»

(эпизод спор батрака с купцом)

5. Введение в новую тему (2 мин.)

Учитель рассказывает  фрагмент сказки-небылицы, учащиеся выводят тему занятия и задачи.

6. Понятие небылица (на слайде)

7. Размышления

– Почему  же эти произведения  устного народного творчества  дошли  до  наших дней и их любят и взрослые, и дети? (Варианты ответов)

8.    Инсценирование  фрагмента сказки мансийской сказки  «Манть-ку» (5 мин.)

Работа в группах

Обучающиеся делятся на три группы.

9. Создание в группах собственного варианта небылицы по предложенному учителем началу (4 мин.)

10. Чтение авторских небылиц (3 мин.)

11. Итоги заседания   (1 мин.)

Домашнее задание – страничка в читательский дневник.

– Чем обогатились мои представления о сказках разных народов.

12. Рефлексия  (на слайде)  (2 мин.)

– Закончите   предложения на рефлексивных экранах:
Сегодня я попробовал себя в необычной роли:

Я – … художник
Я – … актёр
Я – … составитель, автор небылицы
Я – … скоморох.

Самоанализ внеурочного занятия
«Литература и культурные традиции Обь-Иртышского  Севера»

Тема: Сказки-небылицы (сказкам народов ханты и манси).
Тип занятия: обобщение и повторение.
Форма проведения:  творческая мастерская.
На занятии по внеурочной деятельности  были применены следующие формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная и фронтальная работа, групповая, работа в паре, которые в ходе занятия меняли друг друга. При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу.
На занятии сформированы  у обучающихся следующие универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД – обучающиеся самостоятельно проводят анализ полученной информации,   осознанно строят речевое высказывание в устной форме,  обобщают полученные знания.
  • Личностные УУД  –  используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности.
  • Коммуникативные УУД  – сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника. 
  • Регулятивные УУД – планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий.

На занятии были использованы  методы обучения:
– методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);
– методы организации и осуществления  учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстрационных  методов;
– практический метод (на этапе самостоятельной деятельности);
– интерактивный метод
– проектный  метод  (на этапе  создания проекта, сказки по заданному началу)

На занятии использованы  информационные компьютерные средства  для активизации познавательной    деятельности.
Между всеми этапами чётко прослеживается логическая связь и завершённость каждого этапа. В ходе занятия была достигнута дидактическая цель.
Обучающиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся  была достаточно эффективной. Спасибо за внимание!

Презентация

Приложения