Урок изобразительного искусства "Живопись мастихином". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Цель: создать условия для восприятия детьми новой интересной техники рисования, что формирует индивидуальный стиль творческой деятельности ученика в процессе опытно-экпериментальной работы.

Задачи:

  • Обучающая – обеспечение осознания и усвоения понятия мастихиновой живописи, правил работы с мастихином, алгоритма выполнения работы; формирование умений применения теоретических положений на практике.
  • Развивающая – развивать логические умения учащихся: анализ предложенных объектов, синтез - представление целого, сложенного из частей, в том числе самостоятельное достраивание композиции рисунка; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (поиск нужной цветовой гаммы, приемов работы); умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
  • Воспитывающая – воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству, веру в свои силы, свой успех.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод урока: мастер-класс.

Оборудование:

  • для учащихся зрительный ряд (произведения живописи, написанные мастихином), презентация, набор мастихинов, масляные или акриловые  краски, картон для каждого учащегося;
  • для учителя: набор мастихинов, картон, масляные или акриловые  краски.

План урока:

1. Беседа
2. Практическая работа
3. Рефлексия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей на уроке.

Приветствуют учителя.

 

Обращает внимание учащихся на зрительный ряд, расположенный на классной доске (доска оформлена живописными произведениями, написанными мастихином учащимися прошлых лет и самим учителем). Задает вопросы:
Что вы видите?
Какими красками нарисованы работы?
Заметили ли вы особенность в изображении?

Действительно, эти работы нарисованы масляными красками при помощи инструмента. Как же называется этот инструмент?
Предлагается Презентация Приложение 1. Краткое описание материалов презентации:
Мастихин (от итал. mestichino) — специальный нож или ма­стерок, используемый обычно в масляной живописи для смеши­вания красок, очистки палитры, реже — для нанесения грунтов­ки на холст и дополнительного перетирания красок. Как прави­ло, мастихины изготовляют из рога, стали или пластика. Они могут иметь самую разнообраз­ную форму и размер. Мастихин также использу­ют вместо кисти для создания живописного произведения, на­ несения краски ровным слоем или рельефными мазками. Так, М. Врубель, работая мастихином, словно соединял приёмы живописца и скульптора, что проявилось в создании форм, похожих на огранённые камни. В результате рождалась монументальная техника, имитирующая мозаику («Демон сидящий», 1890). Благодаря мастихиновой технике в картине «Сирень» (1900) гроздья сирени как бы растут из глу­бины тёмного пространства и превращаются в фантастические кристаллы, сверкающие в лунном свете. Мастихиновая живопись отличается яркими натуральными цветами. При создании работ данного вида цвета прак­тически никогда не смешивают, нанося краску на полотно непосредственно из тюбика. В результате создаётся впечатление пазла, аппликации. Издалека работа напоминает на­клеенные на холст лоскутки или стикеры. Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Пример для сравнения — приготовление бу­терброда с маслом. Художник берёт кончиком мастихина не­много краски с палитры. Затем использует боковую сторону лезвия — чтобы разнести кра­ску по полотну или немного вдавить её в холст.
В начале работы используют самый кончик лез­вия, которым наносят на холст маленькие точки краски. Затем мастихином с силой проводят вниз, для того чтобы получить тонкие линии. Для соз­дания текстуры нажимают лезвием плоско вниз, в краску. Разная форма ножа позволяет добиться различ­ных эффектов. Например, мастихин с коротким лезвием применяют для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма лучше воспользо­ваться инструментом с длинным лезвием. Мастихин идеально подходит для создания тек­стуры в технике импасто (нанесение краски тол­стым слоем с помощью мастихина или кисти), для нанесения плоских слоёв краски в работе над масштабными полотнами. В период 17-18 веков мастихин использовали только для очистки холста или смешивания красок. Но жил в этот период английский художник – романтик Уильям Тернер, который нашел мастихину новое применение – наносить им краску для передачи яркости красок, световых и атмосферных эффектов. Также мастихин применял в своей работе и Михаил Врубель. Этим оно создавал иллюзию объемного изображения. Среди современных мастеров мастихиновой живописи следует назвать вьетнамскую художни­ цу Па Чу Транг, белорусского художника Леони­да Афремова и французского — Даниэля Кастана. Используя богатые возможности мастихиновой техники, каждый из них идёт своим путём в искус­стве, создавая оригинальные живописные произве­дения.

Рассматривают картины на классной доске, отвечают на вопросы.

 

Называют особенность густого наложения красок на холст, краски накладываются чистым цветом, не разбавляются разбавителем или водой.
Обращают внимание на оформление своих столов, видят мастихины, но не могут дать им название.

 

Итак, мы просмотрели презентацию, увидели, что существует необычный и очень интересный способ создания живописных произведений, который дает художнику большие возможности для реализации своих замыслов. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, цель и задачи.

Называют инструмент. Называют  тему «Рисование мастихином», «Мастихин», «Живопись мастихином». Цель: научиться рисовать мастихином.

Подготовка к практической работе.

Каждый из вас к концу урока создаст свой неповторимый шедевр. Но не торопитесь приступать к работе, ведь нужно проговорить правила. Мы будем работать с вами вместе. По ходу работы познакомимся с необходимыми правилами и приемами работы.
Для начала определяем, что мы будем рисовать. Для этого я приготовила фотографии пейзажей. Давайте выберем одну и начнем работать.
Затем нужно выбрать цветовую гамму, у каждого она получится своя. Давайте назовем цвета, необходимые нам для работы. Воспользуемся палитрой.

Из предложенных фото выбирают одно, определяют цветовую гамму, называют цвета. На палитру выдавливают краски из тюбиков.

Практическая работа

По ходу выполнения работы учитель проговаривает все этапы, правила работы, следит за ходом выполнения работы учениками, по необходимости помогает. Несколько правил и приемов работы мастихином:
1) Закрываем нужным цветом фон. Проговариваются правила смешивания красок на палитре при помощи мастихина.
2) Закрываем цветовыми пятнами объекты  пейзажа. Мастихином можно работать в разных направлениях: горизонтальном, вертикальном, наклонном.
3) Прорисовка мелких объектов пейзажа мелкими мазками или линиями – ребром мастихина или его кончиком.
4) предварительный просмотр работы «издалека»
5) Завершение работы: добавление нюансов, теней, веток, растений и др. элементов.

Вместе с учителем выполняют работу, применяя необходимые приемы, проговаривая правила работы. Анализируют получившиеся работы, сравнивают свои и работы одноклассников.

Рефлексия

Организует выставку работ. Обращает внимание учащихся на то, что все рисовали один и тот же пейзаж, а получилось у всех по-разному – это и есть индивидуальный творческий стиль.
Просит ребят ответить на вопросы:
Научился ли ты рисовать мастихином?
Что нового я сегодня для себя открыл?
Чему научился?
Нравится ли мне моя работа?
Хотел бы я продолжить это занятие?

Просматривают работы, радуются, что у всех получилось. Отвечают на вопросы учителя с удовольствием. Спрашивают, когда ещё будем так рисовать.